Принципы и факторы ценообразования. Виды и структурные элементы цены.
Цены – это важнейшая экономическая категория, присущая любой экономической системе, имеющей денежное обращение. В условиях рыночной экономики цена является основным элементом рынка.
Цены выступают в качестве активных инструментов экономической политики, так как регулируют спрос и предложение, воздействуют на движение материальных потоков, определяют структуру производства, распределяют товарную массу. Цена определяет стратегию поведения субъекта рынка в конкретный период времени и его конкурентное преимущество.
Цена - это количество денег, за которое продается или покупается товар или сумма товаров. Структурные элементы цены – это себестоимость, прибыль и косвенные налоги.
Себестоимость – это база цены, так как представляет собой издержки производства по изготовлению и реализации продукции. Для определения цены рассчитывается калькуляция себестоимости, отражая затраты на производство и реализацию одной единицы продукции. Все эти расходы включают в определенную статью калькуляции на сырье, материалы, энергию, страховые взносы в пенсионный фонд, в фонд занятости, на социальное страхование и т.д.
В условиях рыночной экономики калькуляция себестоимости позволяет определить нижний предел цены, в целях снижения цены до этих пределов, в ситуации падения спроса на продукцию или с целью внедрения на рынок.
Кроме себестоимости, компонентом цены является прибыль, которая определяется в большинстве случаев предприятиями самостоятельно и позволяет обеспечивать расширенное воспроизводство. Прибыль представляет собой разницу между общей выручкой от продажи товара и его себестоимостью.
В цену включаются и косвенные налоги. Это налог на добавленную стоимость (НДС он составляет 10 % - 18% от стоимости товаров) и по отдельным товарам – акциз.
Помимо структурных элементов цены (себестоимость, прибыль и налоги), можно выделить факторы ценообразования:
- величина стоимости как совокупность затрат живого и прошлого труда
- соотношение спроса и предложения
- потребительские свойства товаров и их качество
- наличие товаров заменителей
- степень развитости конкурентной среды, наличие или отсутствие монополизма
- масштабы воздействия государства на экономику.
Различают несколько видов цен, связанных с особенностями купли-продажи. В зависимости от обслуживаемых отраслей и сфер экономики, цены делят на оптовые, закупочные, розничные, на продукцию строительства, тарифы грузового и пассажирского транспорта, на платные услуги, оказываемые населению и т.д.
Оптовые цены – это цены на промышленную продукцию производителей, независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Оптовые цены подразделяются на два подвида: оптовые цены предприятия и оптовые цены промышленности.
Закупочные цены – это цены на продукцию производителей Они должны обеспечивать с одной стороны, рентабельное ведение производства, а с другой- правильные взаимоотношения между промышленными предприятиями и предприятиями аграрного сектора, давая возможность государству перераспределять вновь созданную стоимость между отраслями с/х и промышленности.
Тарифы грузового и пассажирского транспорта – это плата, взимаемая транспортными предприятиями с отправителей грузов и населения за перевозку грузов и пассажиров.
Розничные цены – это цены на товары народного потребления и продукцию производственно-технического назначения, реализуемые населению через розничную торговую сеть. Разновидностями розничной цены являются аукционные и коммерческие цены.
Стратегии ценообразования.
Ценана продукт является для предприятия важным фактором, определяющим его прибыль, и условием реализации товаров. Она дает предприятию ряд преимуществ: использование цены не требует дополнительных денежных расходов, потребители находят привлекательность в товаре, выраженную в цене, цена используется как мощное средство поддержания рекламы при организации персональных продаж. Стратегии ценообразования способствуют установлению соответствующего уровня цены.
Рассмотрим их:
- стратегия высоких цен (снятие сливок - skimming pricing) предусматривает продажу первоначально значительно выше издержек производства, а затем их понижения. Это относится к товарам-новинкам, защищенным патентами. Эта стратегия возможна в условиях высокого уровня текущего спроса, восприятия высокой цены со стороны потребителя как свидетельство высокого качества товара;
- стратегия низких цен, или стратегия "проникновения" на рынок. Применяется с целью стимулирования спроса, что эффективно на рынках с большим объемом производства и высокой эластичностью спроса, когда покупатели резко реагируют на снижение цены и увеличивают спрос. Фирма за счет массового производства выдерживает низкий уровень цен;
- стратегия дифференцированных цен проявляется в установлении цен в сочетании со всевозможными скидками и надбавками к среднему уровню цен для различных рынков, их сегментов и покупателей;
- стратегия льготных цен направлена на работу с покупателями, в которых заинтересована фирма, предлагая им товар по льготной цене;
- стратегия гибких, эластичных цен. Цены устанавливаются в зависимости от возможностей покупателя, его покупательской силы;
- стратегия стабильных, стандартных, неизменных цен.
- стратегия неокругленных цен, при которых покупатель покупает товар не за 500 руб., а за 499,99 руб. В этом случае покупатель рассматривает эти цены как низкие или как доказательство тщательного подсчета и установления цены фирмой.
- стратегия цен массовых закупок. Возможно снижение цены при больших объемах закупок.
- стратегия тесного увязывания уровня цен с качеством товара. Когда цена высока вследствие высокого качества товара.
Порядок формирования розничных цен. Понятие надбавок.
В зависимости от порядка установления цены делят на свободные и регулируемые.
Регулируемые цены – это те, на величину которых распространяется государственное регулирование. Осуществляется это следующими методами: установление фиксированных цен, предельного коэффициента повышения цен, декларирование цен. Регулируемые цены устанавливаются, как правило, на продукцию и услуги естественных монополий. Правительство РФ определяет и утверждает перечень этой продукции и услуг. Так, федеральными органами исполнительной власти регулируются цены на газ, тепло- и электроэнергию, тарифы т отдельные виды услуг электрической и почтовой связи.
Органами исполнительной власти субъектов РФ регулируются цены на продукцию и услуги для населения - топливо, жилье, коммунальные услуги, перевозки пассажиров всеми видами городского транспорта.
Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон на продукцию отечественного производства. Они подразделяются на свободные (рыночные) закупочные, свободные оптовые (на продукцию производственно-технического назначения), свободные отпускные (на товары народного потребления) и свободные розничные.
Свободные цены могут изменяться исходя из конъюнктуры рынка в целях стимулирования сбыта, в том числе и в ходе сезонных распродаж (если торговыми предприятиями товар не оплачен). Снижение цен происходит только с согласия поставщика товара, по договоренности с которым и определяется процент снижения цены. В остальных случаях розничные цены снижаются за счет средств торговли.
Понятие надбавок. В сфере услуг надбавки формируются в соответствии с общими принципами ценообразования, но самостоятельно не функционируют, а являются одним из составляющих элементов цены.
Надбавка – это плата за посредничество, торговлю, она тесно связана с движением товаров. В зависимости от звеньев товародвижения выделяют три вида надбавок: снабженческо-сбытовые, оптовые и торговые.
Снабженческо-сбытовые надбавки используются при реализации товара через торгово-закупочные, заготовительные и снабженческо-сбытовые предприятия.
Оптовую надбавку применяют большие предприятия оптовой торговли, основной задачей которых является обеспечение предприятий розничной торговли товарами.
В условиях рыночной экономики оптовые и снабженческо-сбытовые надбавки – свободные. Надбавки по товарам, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах с ограниченным сроком завоза товаров, регулируются органами исполнительной власти субъектов РФ.
Снабженческо-сбытовые, оптовые предприятия реализуют товары по цене с НДС, который устанавливается к цене приобретения товара этим предприятием (без НДС) и соответствующих надбавок.