Розничная торговля не стоит на месте и изменяется вместе с изменениями человеческого общества. Изменения потребительского поведения являются наиболее сильным генератором изменений в розничной торговле. Проанализируем эти изменения, происходящие в последние два десятилетия, для того чтобы выяснить, каким образом изменится розничная торговля в недалеком будущем и каким образом это повлияет на изменение отношений в цепи поставок.
Изменения потребительского поведения:
1.Возрастание дефицита времени, которое может быть потрачено
на приобретение товаров в магазинах:
– более быстрый шопинг;
– больше приобретается полуфабрикатов.
2.Увеличение доходов населения и, как это не парадоксально, вместе с тем увеличение желания получать товары лучшего качества по минимальным ценам (концепция best value for money).
3.Увеличение желания не использовать стандартную продукцию, что приводит к расширению ассортимента и увеличению скорости замены актуальной линейки продуктов (в ряде магазинов Zara компании Inditex смена коллекций проводится еженедельно).
4.Люди предпочитают везде перемещаться на личных автомобилях. В связи с этим уровень автомобилизации населения достиг критических значений, что приводит к образованию постоянных транспортных проблем на городских магистралях.
Перечисленные моменты приводят к следующим изменениям во всей отрасли розничной торговли:
1.Принципиально поменялась роль розничной торговли как посредника между производством и потребителями. Если раньше с товарными инициативами традиционно выступал производитель, а розничные и оптовые торговцы лишь приобретали товары па рынке и боролись с производителем за долю прибыли, то в настоящее время при значительном сокращении бизнеса оптовых торговцев розничные торговцы все больше и больше берут на себя инициативы по разработке товаров (начиная от ЧТМ и заканчивая оболочечными компаниями).
2.Появление новых форматов розничной торговли, в том числе различных low cost и дисконтных розничных торговцев.
3.Рост средних размеров одной точки продаж (в том числе и появление особо крупных форматов, таких как, например, гипермаркеты) и рост оборотов собственно отрасли розничной торговли (в настоящее время ведущие розничные компании сравнялись, а то и обогнали по капитализации ведущие промышленные компании, что было трудно себе представить 15–20 лет назад).
4.Освоение розничными торговцами земельных участков за городом.
Изменения отрасли ведут к следующим изменениям в логистике торговых предприятий:
1.Увеличивается объем и частота закупок товаров розничными торговцами.
2.В связи с расширением ассортимента ритейлеров увеличивается количество поставщиков розничных точек.
3.С повышением доли полуфабрикатов, экологически чистых продуктов и прочей свежей скоропортящейся продукции, а также в связи с более частой сменой циклов моды в непродовольственном секторе розничной торговли, возросла скорость движения товарных запасов через всю цепочку поставок розничных торговцев.
4.В связи с увеличением доли рынка, принадлежащей сетевой розничной торговле, происходит увеличение степени централизации закупок.
5.Повышается уровень взаимодействия с поставщиками и вообще уровень интеграции и сотрудничества по всей цепи поставок.
6.За счет постоянного укрупнения масштабов деятельности, в том числе и с появлением мультиформатных розничных сетей, происходит постоянное сокращение удельных издержек (и в том числе логистических) розничной торговли.
В связи с миграцией крупноформатной розничной торговли за город наметилось четкое территориальное разделение между форматами розничной торговли. Это привело к тому, что в центральных частях города сосредоточилась марочная торговля, характеризующаяся высоким качеством товаров и соответствующими ценами, а в районах, отдаленных от центра, расположены торговые точки с более демократичным ассортиментом. Наиболее эффективные торговые точки по соотношению «цена – качество» располагаются на загородных магистралях или в соответствующих торговых центрах.