Тема: политические правовые идеи в голландии и англии в период ранних буржуазных революций

1) Идеология ранних буржуазных революций

2) Учение Гуга Гроция

3) Политико-правовое учение Бенедикта Спинозы

4) Политико-правовое учение Томаса Гоббса

5) Учение Джона Локка

1) Идеология ранних буржуазных революций

17-18 века - эпоха буржуазных революций. Нидерландская буржуазная революция – за освобождение от испанского гнёта. Представители – Гроций Спиноза. Англия – Гобс и Локк.

Черты:

1. Рационализм – стремление превратить юриспруденцию в точную науку, оценивать политико-правовые явления на основе здравого смысла, все выводы логически строить из анализа реально происходящих событий, а не из религиозных элементов.

2. Историзм - использование сравнительного подхода к правовым явлением, изучение причин происходящих событий, анализ полит событий будущего.

Часто сравнивают некоторые теории с теориями античности, эпохи возрождения.

3. Реализм – поиск естественных причин функционирования гос-ва, анализ реальных интересов деятельности личности, которые влияют на возникновение новых буржуазных отношений

4. Гуманизм – ориентация на права человека, на интересы человека. Часто говорится о правах личности. «мнение правит миром» (людское, народа, а не Бога)

5. Прагматизм – требование пользы, выгоды, общего блага. Билль о правах 1689 года, декларация прав ч и г 1789 года, французские Конституции.

Гос-во должно существовать для личности, а не личность ради гос-ва. Гарант прав и свобод личности – гос-во. Формировались первые варианты концепций правового гос-ва. Разделении властей Локка. Десокрализация гос-ва, утверждение мирской природы гос-ва, отказ от признания религиозной природы гос-ва.

Появляется идея общественного договора в массе интерпретаций. Буржуазный порядок.

Одним из крупнейших представителей эпохи является Гуго Гроций (1583-1645г.г.). родился в Голландии, с детства обнаружил выдающиеся способности, в 15 лет получил степень доктора права. На родине вначале сделал головокружительную карьеру, в 24 года был назначен генеральным адвокатом Голландии. Потом он случайно оказался в стане оппозиционной проигравшей партии, в 1618 году был приговорён к заключению, но потом ему спланировали побег, бежал во Францию, где был с почётом встречен Людовиком 13. Там же написал «О праве воны и мира». 1645 год – попал в кораблекрушение, простудился и через 3 месяца умер.

Право Гроций отождествляет с понятием справедливости и говорит о ней в двух значениях: право равенства (лежит в основе естественного права)и право господства.

Право – основной объект исследования. Он поставил перед собой цель придания юриспруденции научной формы, которой она не имела, а для этого нужно отделить то, что возникло путём воле установления от того, что вытекает от самой природы (естества). Он говорит о социальной природе личности. Человек – существо, стремящееся к общению с существами спокойными, разумными, подобными ему. Такое общение возможно при соблюдении правил, присущих человеческому разуму: воздержание от чужого имущества, возвращение чужой вещи, возмещение извлечённой из неё выгоды. Обязанность соблюдать обещание, возмещение ущерба, несение заслуженного наказания. Эти нормы позволяют индивидам спокойно общаться. Поведение человека свободно от угрозы страха, он не уступает доступным развлечениям, если он наделён разумом, тогда он следует моральным нормам. Он отдаёт предпочтение мудрости, поклоняется родителям и пр. Эту категорию он называет правом в тесном или узком смысле слова, которое состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит – это первый естественный источник права. «Мать естественного права – есть сама природа человека».

Второй источник права вытекает из воли Бога, повиноваться ему повелевает человеческий разум – право в широком смысле. Божественная воля сдерживает необузданные людские порывы, природа, которая установила такое правило основанное на разуме. Родителей сравнивает с божествами, поэтому им должно быть особого рода повиновение.

Источник естественного права – тяга к общению. Взаимное обязательство, соглашение – тоже восходит к естественному праву, потому что природа является прорицательницей внутригосударственного права. «К естественному праву присоединяется польза, так как каждый отдельно взятый человек беспомощен, он стремится к совместной жизни, польза является источников внутригосударственного права, и само сообщество, само подчинение одного другому возникло ради какой-то пользы». Польза лежит в основе и международного права, права народов, права в широком смысле. Общеобязательность международно-правовых норм. Материю внутригосударственного права является само обязательство, принятое по взаимному соглашению, а так как последнее получает свою силу от естественного права, то природа может слыть как бы прародительницей внутригосударственного права. Что касается международного права, оно возникает в силу взаимного соглашения как между всеми гос-вами, так и между большинством их. Право человека в более узком смысле, не исходящем от гос-ва – это веление отца или господина.

Гроций не противопоставляет право справедливости праву пользы. Человеческий разум ведёт к этим соглашениям между людьми. «Нет такого общественного союза, который мог бы сохраниться в безопасности без права». Признание приоритета права создаёт иллюзию, что Гроций говорит о праве и не говорит, что в основе права лежит сила. Он считает, что позитивное право в форме законов не только предполагает принуждение, но оно и немыслимо без него. Право не получает своего внешнего осуществления если оно лишено силы для приведения в жизнь. Носителем такой силы выступает гос-во.

Гроций – сторонник договорной теории происхождения гос-ва, характеризуя естественное состояние, он отмечает характерные черты: простота жизни, общность имущества, постепенное усложнение жизни, отделение скотоводства, различие между людьми вследствие разделения труда. «Из различия способностей проистекали соревнования и даже убийства. Появление института частной собственности увеличило потребность в упорядочении отношений между людьми», тогда люди сами добровольно осознали необходимость учреждения гос-ва.

Гос-во – это есть совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы.

3 функции гос-ва:

1. Законотворчество

2. Управление

3. Правосудие

В частные дела гос-во вмешивается лишь в той мере, в которой это необходимо для поддержания общественного спокойствия.

Признаки госв-а:

1. Обладание собственными законами и должностными лицами

2. Гос власть обладает суверенитетом, это такая власть, действие которой не подчиняется действию другой власти и не могут быть отменены чужой властью по её усмотрению. Гроций говорит о двух носителях суверенитета в общем и особенном смысле слова «подобно тому, как общий носитель зрения есть тело, собственный же есть глаз, так общим носителем верховной власти является гос-во, то в собственном смысле, носителем является одно лицо или несколько лиц». Суверенитет превращается таким образом в свойство гос-ва, которое не зависит ни от формы правления, ни от правителей. Власть гос-ва едина и неделима с одной стороны, но с другой, Гроций рассуждает о разделении властей. Гос-во представлено 4мяэлементами: народ, верховная власть, территория, общее право. Народ – это единое бытие, единый дух гос-ва. Верховная власть – Гроций говорит как об «особой, но вещи». Суверен может обладать власть на праве полной собственности, на праве узуфрукта, на праве временного пользования. Власть приобретается путём справедливой войны, по воли народа. На праве пользования по воли народа. Пользование носит ограниченный характер, не права отчуждения этой власти, после смерти правительства власть снова возвращается к фактическому собственнику – народу. Правитель должен править, считаясь с волей Бога, народ может ограничить власть законами. Когда власть принадлежит на праве пользования, то она приближает к идее народного суверенитета. Народ имеет право сопротивления тирании, он имеет право лишить правителя этой власти, хотя Гроций является противником восстаний, поскольку у каждого человека своя воля и воля эта у каждого разнообразна. Тот факт, что правитель избран народом всё же не опровергает верховенства гос власти. Даже формируемая путём избрания народа власть сохраняет качество верховенства. Не следует подчиняться насилию, но всё-таки лучше подчиниться. Естественное право на сопротивление насилию в условиях политически организованного об-ва, то есть,в гос-ва, теряет свою силу «так как гос-во установлено ради общественного спокойствия, ему принадлежит некое верховное право над нами и нашим достоянием, поскольку это необходимо для осуществления гос целей, поэтому гос-во и может наложить запрет на общее право сопротивления ради сохранения общественного мира и гос порядка, без этого гос-во не моежт осуществить свою цель. Ибо если сохранить право на сопротивление, то это будет не гос-во, а толпа Циклопов. Частные лица подчиняются, а не рассуждают». при сохранении всех естесвтенных прав и свобод гос-во может сохранить все права, только обеспечив ограничение права на сопротивление.

Гроций является основоположником международного права. Оно получает силу волей всех народов или большинства из них. Источник – соглашение гос-в, его соблюдение обязательно как и соблюдение внутригосударственных законов. «Война – есть продолжение войны с силою как таковое». Запретны только те войны, которые нарушают чужое право. Он говорит нескольких разновидностях войн: справедливая (защита прав населения, возврат имущества) и несправедливая (захватническая, ответственность падает на организаторов войны). Есть войны торжественные (справедливые, соблюдаются законы военного времени) и неторжественные (свободные от законов, церемоний, инициаторами как правило являются частные лица). Справедливые и торжественные войны являются таковыми,если начинаются теми, кто обладает соответствующими полномочиями. Необходимая оборона отождествляется с войной. В период войны должно быть гуманное отношение к гражданскому населению, к лица, случайно оказавшимся в зоне боевых действий. Нужно использовать переговоры, третейский суд и жребий. Чтобы война не стала реальностью. Многие войны начинаются из-за алчности, честолюбия, властолюбия. Войны должны быть запрещены в силу естественного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: