История Древнего Рима

Вариант № 17

1. В XVIII в. в европейских странах проводилась политика, получившая наименование «просвещенный абсолютизм». Укажите, в каких странах проводилась данная политика и выделите отличия, характерные для политики «просвещённого абсолютизма» в России.

2. Манифест 19 февраля 1861 г. декларировал падение крепостного права в России. Определите основные причины отмены крепостного права, дайте характеристику социально-экономическим последствиям, к которым привело это событие.

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: декабристы, пробуждение Азии, фашизм, рядовичи, «ножницы цен».

4.С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: октябрь 1962 г., 1648 г., 1054 г.

5. В 70-е гг. XX в. в СССР были реализованы несколько масштабных национальных проектов. Назовите данные проекты и дайте им оценку с точки зрения исторического пути развития страны (историческое значение).

Вариант № 18

1. В 1918 г. президент США В. Вильсон предложил программу урегулирования международных отношений — так называемые «14 пунктов». Можно ли согласиться с существующей в исторической литературе оценкой этой программы как «нового слова в международных отношениях»? Сравните программу В. Вильсона и внешнеполитические позиции Советского правительства в рассматриваемый период. Что в них было общим? В чем состояли различия?

2. Дайте анализ основных дворянских концепций отмены крепостного права, появившихся в Российской империи во второй половине 50-х гг. XIX в.

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: черносошные крестьяне, Берлинская стена, илоты, колхоз, «развитой социализм».

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1853 г., декабрь 1917 г., 1943 г.

5. Новое российское руководство под командованием Гайдара-Чубайса осуществило масштабную приватизацию государственного имущества в 90-х гг. прошлого столетия. Вместе с тем, в Верховном Совете РСФСР в начале 90-х годов была подготовлена и одобрена иная программа приватизации. Чем отличалась программа Верховного Совета РСФСР по приватизации от программы Чубайса? Почему команда Ельцина отвергла программу приватизации одобренную парламентом? Как им удалось обойти Верховный Совет и провести в жизнь свою программу?

Вариант № 19

1. Проанализируйте причины и основные этапы создания Версальско-Вашингтонской системы. Какое влияние оказала данная система на появление фашизма?

2. Выделите основные особенности взаимоотношений Руси и Золотой Орды. Оцените роль и значение «ига» в истории нашей страны с точки зрения его влияния на социально-экономическую и политическую структуру русского общества.

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: маккартизм, РСДРП, отрезки, патриции и плебеи, социалистическое Содружество.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1929 г., 1776 г., 2 сентября 1945 г.

5. В августе 1998 г. в России случился дефолт. Каковы его причины, характерные черты и последствия для развития страны?

Вариант № 20

1. В 30-е годы XX в. ведущие страны Запада проводили политику «умиротворения агрессора». В чём её сущность и каковы последствия реализации?

2. Каким образом происходило распространение христианства в России? Каково было отношение православной церкви к языческой культуре? Почему языческие верования сохраняются в нашей стране до настоящего времени?

3..Дайте определение следующим терминам и понятиям: прония, Уложенная комиссия, барщина и оброк, капитализм, сверхдержава.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1517 г., 1856 г., 1975 г.

5. РФ во многих документах провозглашается как социальное государство. Соответствует ли на Ваш взгляд этому лозунгу 13% подоходный налог, который установлен для всех граждан России? Когда он появился и каковы были мотивы его принятия? Сопоставьте систему налогообложения, действующую в РФ с аналогичными системами в других ведущих государствах мира.

Вариант № 21

1. Крушение Византийской империи стало событием мирового масштаба. В чём причины гибели Византии? Какую роль в этом процессе сыграла Римская церковь?

2. Революция 1905 –1907 гг. явилась первым крупным выступлением против самодержавия в XX в. На основе анализа причин революции, ее движущих сил и целей, определите значение этого события для дальнейшей истории России?

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: медиевистика, временно обязанные крестьяне, чартисты, местничество,

4.С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 356 г. до н.э., 1439 г., 8 мая 1945 г.

5. Сравните положение освободившихся от крепостной зависимости русских крестьян в период 1861-1881 гг. и после принятия Положения 1881 г. — вплоть до конца XIX в.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее •
 
Различия
  ...
   
   
   
 
 
 

Вариант № 22

1. В Средние века в Европе появляются первые представительные органы власти. Сравните между собой порядок формирования и полномочия испанских кортесов, французских Генеральных штатов и Земских соборов в России.

2. На основе анализа документов и программных установок Северного и Южного обществ декабристов определите их видение перспектив развития России.

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: табориты, кормление, капитализм, лен, пятилетки.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1914 г., 1955 г., 1812 г.

5. После окончания Великой Отечественной войны страна в течение короткого срока восстановила своё народное хозяйств, несмотря на сложную внешнеполитическую обстановку. За счёт чего удалось так быстро восстановить экономику страны? Какие финансовые источники использовало Советское руководство для восстановления народного хозяйства?

Вариант № 23

1. Крестовые походы стали важной страницей истории Европы. Какие причины привели к крестовым походам? Каковы были цели данных походов и их последствия?

2. Марксизм как социально-экономическое и политическое учение создавался для стран с высоким уровнем развития капиталистических отношений. Россия, как известно, поздно вступила на путь развития капитализма и значительно отставала в капиталистическом развитии от ведущих западных держав. Тем не менее, в России марксизм получил большое распространение. Чем это можно объяснить? Какой вклад внесли марксисты в борьбу рабочего класса за свои права?

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: гуситы, Соборное уложение, майорат, рекрутчина, суверенная демократия.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1242 г., 6 июня 1944 г, 476 г.

5. Сравните внутреннюю политику России во времена Б. Ельцина и В. Путина.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее •
 
Различия
  ...
   
   
 
 
 

Вариант № 24

1. Определите основные тенденции развития экономики Российской империи в XVIII - первой пол. XIX вв. Выделите отличительные черты складывания русского капитализма в сравнении с западноевропейским вариантом.

2. 30 декабря 1922 г. произошло создание СССР. Каким образом большевикам удалось объединить народы бывшей Российской империи? Каковы исторические условия, предпосылки и факторы, обеспечившие создание нового государственного образования?

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: сеньория, старшая и младшая дружины, репарации, Совет Народных Комиссаров, коммунизм.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1492 г., 1337 г., март 1918 г.

5. В начале января 1905 г. «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга» во главе со священником Гапоном приняло решение о подаче царю петиции, в которой бы излагались требования рабочих. О желании рабочих подать петицию было известно властям, в том числе и царю.

Приведите не менее трёх причин недовольства рабочих своим положением.

Укажите, чем завершилась подача петиции.

Назовите одно основное последствие событий, связанных с подачей петиции.

Вариант № 25

1. В первой половине XIX в. страны Южной Америки получили независимость. Какие личности внесли, на Ваш взгляд, наибольший вклад в данный процесс? Проанализируйте деятельность не менее трёх лиц с точки зрения планируемых целей и результатов.

2. Выделите и проанализируйте источники и факторы победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: индустриализация, меркантилизм, лен, Священный союз, джентри.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1453 г., 1943 г., 1972 г.

5. Начало объединительных процессов в русских землях в XIV-XV вв. и создание единого государства сопровождалось борьбой за лидерство между княжествами. Основным соперником Москвы являлось Тверское княжество. Объясните, какие причины обусловили победу Москвы и в её соперничестве с Тверью (приведите три объяснения).

Вариант № 26

1. В 90-х гг. XX в. в правительственных органах Российской Федерации широкую и разностороннюю деятельность осуществляли иностранные специалисты. С какой целью они прибыли в нашу страну? Проанализируйте основные направления деятельности иностранных специалистов в России. Ответьте на вопрос: была ли она направлена на укрепление Российского государства, либо продолжением «холодной войны» Запада против СССР?

2. Проанализируйте особенности массовых народных движений в России на примере восстания С. Разина и крестьянской войны Е. Пугачева. Выявите общее и особенное, присущее каждому восстанию.

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: аллод, перестройка, просветители, воевода, Верховный тайный совет

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 12 апреля 1961 г., 1989 г. 1243 г.

5.Ниже приведены две из существующих точек зрения на внутреннюю политику Александра III:

1. Мероприятия внутренней политики Александра III являлись в значительной мере продолжением реформ 1860-1870-х гг.

2. Мероприятия внутренней политики Александра III были направлены на ограничение достижений реформ 1860-1870-х гг.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной.

Приведите не менее трёх фактов (положений), которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

Вариант №27

1. Как известно, после 1861 г. Российская империя вступила на путь строительства буржуазного общества. Укажите, в чём состояли особенности развития капитализма в России по сравнению с западноевропейскими странами.

2. Новгородская республика имела разносторонние связи с западными народами. Выделите и проанализируйте основные направления отношений Великого Новгорода с Западной Европой.

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: пекулий, «двадцатипятитысячники», приказы, ленд-лиз, приписные крестьяне.

4.С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 476 г., 1905 г., 1814 г.

5. К 1922 г. руководством советских республик, образовавшихся на обломках Российской империи, была осознана необходимость создания единого государства. В РКП(б) образовалась группа во главе с И.В. Сталиным, предлагавшая объединение на условиях вхождения советских республик в состав РСФСР на правах автономий. Этот путь казался логичным в условиях необходимости сохранения сильной централизованной власти. Но против плана автономизации выступил В.И. Ленин, настоявший на принципе равноправия всех советских республик. На этом принципе и был основан СССР. Объясните, почему именно позиция Ленина возобладала (приведите три объяснения).

Вариант №28

1. Проанализируйте основные составляющие сложной системы экономических, политических и культурных взаимоотношений Киевской Руси и Великой степи.

2. Октябрьские события 1993 г., противостояние Президента и Верховного Совета, расстрел Белого дома. Схватка за власть, либо борьба различных концепций социально-экономического и политического развития России?

3.. Дайте определение следующим терминам, и понятиям: вассалитет, коллегия, церковные крестьяне, империализм, ТНК.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1648 г., 1919 г., 1975 г.

5.Ниже указаны две точки зрения на аграрную политику П.А. Столыпина:

1. Аграрная реформа П.А. Столыпина была направлена на защиту интересов дворян-помещиков, кулаков и зажиточных крестьян, укрепление самодержавного строя.

2. Аграрная реформа П.А. Столыпина стабилизировала общественно-политическую ситуацию в русской деревне, была направлена на укрепление страны.

Какая из точек зрения представляется вам более предпочтительной? Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающие избранную вами точку зрения.

Вариант № 29

1. Реформация в Европе: причины, распространение, последствия. Реформационные движения в России и их судьба.

2. Какие причины привели мировые державы к Первой мировой войне? Участие России в этой войне являлось исторической необходимостью или трагической случайностью?

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: губной староста,домен, реконкиста, первобытнообщинный строй, мировая система социализма.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1917 г., 1453 г., 31 октября 1517 г.

5. Одной из характерных черт современного развития индустриальных стран является международная миграция (перемещение) рабочей силы, использование труда иностранных рабочих. Основные центры, куда направлялся приток рабочей силы, — страны Западной Европы и США. Вместе с тем в названных странах существовала и существует поныне безработица среди собственных граждан (в начале 1980-х гг. она, например, достигала десятой части самодеятельного населения).

Разъясните ситуацию. Чем вызван приток рабочих-иммигрантов в развитые индустриальные страны? Каковы его экономические и социальные последствия?

Вариант № 30

1. Каким образом происходило территориальное расширение США? Ответьте на вопрос, является ли современная агрессивная внешняя политика этой страны исторически закономерной либо обусловлена субъективными обстоятельствами?

2. Дайте анализ феномена народнического движения в России. Ответьте на вопрос: почему данный феномен особо явственно проявился в эпоху радикальных либеральных преобразований, проводимых правительством Александра II?

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: митрокомия, приписные крестьяне, источниковедение, школа анналов, дефолт.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1 сентября 1939 г., 1789 г., 1991 г.

5. Правление ЕкатериныII среди прочих мнений в отечественной историографии трактуется и так: «золотой век российского дворянства». Докажите, либо опровергните данное утверждение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: