Лекция №6

Научно-технические предпосылки.

- развитие корабл-я.
- приход технич заимствов-й.
Это создало возм-ть уплыть в открыт океан.
- ГЛ - возвращение интереса к античной космографии. Там идея, что земля - шар. Клавдий Птолемей -теория шарообразности. 1 из концепций.

ПИОНЕРЫ. Испания, Португалия. страны казалось бы безнадежные. снач связ с Конкистой сев африки. исп и порт -заверш-ся реконкиста. уже арабы только в гранаде. дворяне-идальгос - воинств люди. надо идти дальше - в сев африку. 1415 год -порт - высажив на побер сев африки - сеуту захват-т, хотят идти дальше - золото. но конкиста захлеб-ся - коннице тяжело пережить жару, песок тд. конкиста - принц поднял голос -принц Энрике Мореплаватель. если провал в афр посуху-почему бы не вдоль берега. формир-т экспеции. до этого - долгая подготовка - втайне. все время все в тайне - в эпоху вго - охрана карт. Энрике - лучшие картографы, лоцманы, итальянцы все они. начал снар-ть экспедиции. гл - его оруженосец. никто не хочет туда идти. вдоль зап побер африки - углубиться внутрь. идут вдоль берега все ниже и нижу -бояться они - если приблиз к экватору - будет море мрака - дьявол.открывают канарские о-ва, тихо идут дальше. 1471 - доходят до экватора, осваив-т на берегу, выходят в гвинейский залив - устье конго. встреч-ся с местными цивил-ми. им для бартера-слонов кость, соотечеств продают, зол песок. первые в европе рабботорговцы. это не эксплуатация труда, это экзотика. после открытия америки-уже менстрим. новое название -берег слон кости, зол берег.

1586 г. - экспед-я - бартоломеу диаш - южн оконечность африки, но дальше не идет. мыс бурь - мыс доброй надежды. они поняли, что почти вышли в инд оеан - надо правильно экспед-ю заложить.

Порт. соверш 1 шаг. научн обществ восторге. новые карты. африка и азия -не 1 континент, есть смысл туда рваться. порт-цы -открыватели нового мира. НО зависть - желание догнать и перегнать. Кристобал Колон (колумб). человек-легенда. где родился/училс -? мб в павии. пррофес картограф - вместе с братом. но в голове - мысли - верит в шарообр-ть земли. мысль - можно достичь индии двигаясь на запад. переписка с паоло тосканели. тоже теория шарообр земли, измеряет диаметр - в 2 р. меньше реальной. нарисовал карту, но азия была на месте америки. соблазнит близость индии, лежащей на западе.
Порт король - просил его - им не надо. Начал предлагать проект всем монархам европы. Испания - изабела кастильская и фернандо арагонский - осаждают гранаду. сначала отвергают. монастырь лорабито - остановился там - а там духовник коралевы - договорились - в санта фе - лагерь под гранадой - подписали капитуляции с колумбом. он получал возм-ть снарядить 3 корабля -принудительно. санта-мария, пинья, нинья. колумб-во гл эксп-и как адмирал. все открытые земли неизведанные-собств-ть исп короны. путь в индию и китая. ему - 1/5 часть дохода от всего.

Отплыли из Паллоса - прямо в открытый океан. противостояние команды. Земляяяяяяяяяя!!!!!! сейчас -гуанахани - сан сальвадор. карибы - о-ва. хотел найти китай. гаити и куба-о-ва покрупней. гаити- испаньола. обнаружил людей - местные мило встретили. удивлялся тому, что не видит того о чем писал марко поло. привез зол песчинок - вернулся обратно. 2 экспедиция - взял идальго,скот, более длит экспед-я. трения между участниками экспед-и. испортили отн0-я с местными. начин-ся пробл с местными. колумб исследует гаити и кубу, опять не везет, до континента не дозодит - вольвер.

3 путешествие - оч близко от континента - вдоль берега ходит, но - много пресной воды находит. шок - где блин континент. говорит о себе как о божьем избраннике. вернет челов-во к истинному эдему.

Еще 1 путешествие-бесплодно. умирает неудачником. в сивилье умирает, первоз на кубу, потом в санто-доминго.

+ разочаров-е - решающий бросок португальцев на восток. плавание 1498 - адмирал Вашко да гама. по зап побер афр, до мадагаскара -нанимает арабского лоцмана - лоции плавания по инд океану в стихах. ахмед ибн маджад -приводит его в индию. с султаном. демонстрирует мощь артиллерии - дает на обмен пряности- порту уходят.

1511 - уже захватывают малакку - сердце азии. В индии - форпосты, зазват "о-вов пряностей". действуют как конкистадоры. пытают лоцманов, терроризир регион. еще 1 бросок - в юв азию - приходят в китай. кантон - гон-конг. пол мира обогнули. основыв-т морскую империю. мощь - основ-ся на контроле над морскими просторами. препятств арабск мореплав.

Португальцы в теме. 700% прибыли. поток не обеспечив-т, для них гл - прибыль.

Обе державы - катлические. порту и исп - любимые дщери катол церкви. спор ежду ними - папа решает их умиротворить - компромисс - в гор тор де сьльес (?) - договор о 1494г - разделе сфер влияния. меридиан по атл океану - от азорских о-вов - вообр-й меридиан, кот делит мир пополам. к вост - португалия, к западу - испания. 1529 - встретились с др стороны- сарагосский договор - о разделе в тихом океане.

ЛЕКЦИЯ №3.

Вго. все ищут путь в индию. Договоры между испанией и португалией.

Сокро европ высад-ся на континенте - в совр панамском перешейке. поняли что это материк, стали обосновываться. приходит ощущение, что все это не оч похоже на то что описывал марко поло, осозн-е того что это др земля. 1 из тех кто высказал эту идею - америго виспуччи. 1503 - письмо - это не китай, это новый свет. 1ый публично высказыв эту идею - 1 кто пришел к идее что это не индия. 1507 - его именем предложили назвать - Америка. несправедливо по отн к колумбу. Исследуют сушу, но она мешает-не дает пройти в индию. жителей называли индийцами, а территррию - вест индией. Бедные местные жители, у кот нет ни городов, ничего -все не то, местность изнач-но не оч интересует. Желание идти дальше - изза открытия 1518 г - васко де бальбоа -отряд из исп- в панамск перешеек - пересекла его - выходят на др берег - необъятная водная гладь - поняли что это мировой океан. бальбоа называет это простр-во южным морем (тих океан) - открыт сам крупный из океанов. Совершили ряд ритуалов - сложили гору камней, крест, имена написали, омыли лица водой из южного моря - застолбили тер панам перешейка для исп короны - новые перспективы движ-я в поиске китая и индии. Предст-е -для европейцев - найти проход по др пути -надо как то обогнуть - el paso - идея-фикс - вдохновляет многих на многое.

Из нее - Фернан Магеллан - 1 кругосветка. М. вдохн-ся идеей эль пасо. магелан-португалец, моряк оч крутой, много раз бывал в индии, ходя туда португ путем. Был обижен - предложили выйти на покой с нищенской пенсией - обида -перешен на службу к испанцам.
Продал испанцам стратег инф-ю - о том что можно обогнуть материк (неправильно думали) - вверили команду, назначили адмираллом. 1519 - эскадра ушла в плавание - 3 года, долгое и трагичное. команда - негативно отнош-е к адмиралу - он португалец, сначала все идет ок - достигают южноамерик материка, ищут завершение, вроде находят - вошли в усттье реки Парана - берегов не видят, идут типа обогнули америки, но берега сужаются-поняли что река-идут дальше - пробл. чем дальше на юг идут, тем холоднее становится -приближ. к антарктике. а хотели оказаться у пальм, а тут айсберги и пингвины. матросы начинают страдать, приход-ся остановится назимовку - страшное испытание.

1520 - возоновили плавание -достигли юж оконечности америки-где конт-т отделяетс яот огненной земли - сейчас -магелланов пролив - но этто не пролив - система проходов, похж на фьерды - неск дней блуждали в лаберинте - вышли таки в океан. магеллан понял что обогнули материк, но радость преждевременна. Но не знали, что Тихий океан огромен, и пересечь его - задача почти непосильная для них. в сост экспед-и -итальянец-дневники - голод- от крыс, потом кожанные вещи съели - умирали от голода и жажды. НО увидели о-ва - вышли к филиппинам. оттуда - на маалукские о-ва. магеллан почувствовал ненадолго триумф. Правитель местный попросил помочь в подавлении мятежа - на 1 о-ве - быстро думали погромить аборигенов с копьями. но они настроены решительно, НО исп отступили, не смогли даже забрать тело магеллана. команда его решила продолжать, гл - кап. себастьян эль кабо - корабль Виктория. задача у него - пересечь инд океан, в кот они выглядели нарушителями всех законов - это португ зона влияния - поэтому продолжали голодать - а они еще и африку огрибали. возвраш в сивилию. из 265 вернулось 18 человек. НО они вернулись то триумфаторами - много пряностей- экспедиция окупилась.

значение экспедиции - многопланово. 1. огромное космологич. значение. плавание подтвердило, что земля - шар. на глобусе теперь все что преодолел магеллан - ну почти все. размеры глобуса почти реалистичны.
+ расхождение между календарем сивильи и их бортовым дневником - земля мб еще и вращается вокруг своей оси. корабль пришел ыстрее, чем шло время в сивилье. долго спорят вертится ли она. догадка пришла из опыта магеллана.
2. полит. следствие -порт и исп поняли что земля шар, то надо доделить. 1529 - сарагосский договор - линия по тих океану. по ней - филипп. о--ва - испания, маалукские - уже португалия.

Американский континент. становится ясно что материка 2, они соед. перешейком. начинают осваивать - больше экспед с завоевателями. огромн роль во внутр истории исп и португалии. своеобразная ментальнсоть двор-ва - привыкли воевать и все. война-благородно, все ост- нет. после реконкисты на пиренеях, они - на конкисту америки. высаживатся в р-не панамского перешейка, столкновение с местными цивилиз-ми. на п-ве Юкатан - майа и ацтеки. покорение этих держав. почему это стало возможно? иконкистадоров - мало по ср с мощью держав. ответ - в ист технологий, + политич. местные- высокий ур культуры, но отставали - нет колеса, нет крупн тяглового скота, гл - вооружение. огнестрельное оружие, пушки - колоссальная роль. Но все это бы не помогло, если бы не полит ситуация. державы -соперничают, а конкистадоры используют эту ситуацию - или как наемники, или сами нанимают - ударная сиа во гл мощных армий самих индейцев. хитростью захват. города.
кортес, Писсаро. экспансия на север от панам. конкистадоры по началу не оч прикольно им, но потом находят драг металлы - то чего не хватало европе - источники золота - на п-ве юкатан, серебро - сз побер ю.америки -чили, перу - там инки - покоряют.
Далее - история зол и серебр лихорадки. начин-ся организ-я горно-рудного дела, это ценнейшая статья дохода. порт экспедиции, кот приходят на законных основаниях - не повезло - нет ничего, поэтому плантационное хоз-во.

Золотые и серебр флоты. везут слитки в Сивилью- гл порт. слитки-макакины (?)
На них есть штамп. они конц-ся в руках исп короны, на сивил таможне. дальше -история кот приведет к революции цен. европа за неск десятилетйи преодолевает нехватку монеты.

Завезут из азии хлопок, кофе из африки. португальцы более склонны - плантации под сах. тростник, кофе, хлопчатник - плантационное хоз-во. это должно обрабатываться - кто?
16 век-миграции. из евр в америку и мирное население. евр оч хотят сохранить себя. перемещаются на новые земли, оч переживая, что надо сохр традиции, культуры и тд. везут с собой все - даже строит материалы, мебель, европа вне европы. и города устраивают как в европе. оч долго -следят за евр модой- стимулир товарообмен, начин формир-ся для европы заокеанск рынок сбыта. а для америки - европы-рынок сбыта -все что сами производят.
начин. устанавл новые связи между материками - глобальная экономика - трансокеанские нити.

Освоение евроопейцами нового света.

Приход европейцев - катастрофа для нового света.миллионы индейцев погибло - особенно на рудниках - а они не приспособлены для этого - демографич кризис. решение пробл - завозят рабов из африки. если раньше-экзотика для европы, то теперь в новый свет - массовые поставки на плантации.

Соц структура.
Во гл - вице-короли - во гл заокеан доминионов. следят за исполнением зак испании, 5% чтобы шло в казну, осущ-т правосудие. но у них - срок службы.

+ местная аристократия. Креолы. получают земли от короны в incоmiendo, собств-к - исп корона, но разреш-т пользоваться и землей, и доодами от нее.

Дальше - индийское население. + гр - метисы: 1. нижн ур - потомки смеш браков инд и негром. смесь белых с неграми/индийцами. в рез взаимодействия - эти контакты, плавильн котел -своеобр. менталитет и тд.

Христианизация. Оно наложиться на местные культы. культ черной мадонны. дева мария гваделупская - черная! блэк мама.

Причудливая культуры,язык, литература. болезненный контакт, но интересный синтез.

Идеи, кот возникают на волне конкисты. приезжают и монахи, просвещен. люди. монахи надеются реализовать идеал подлинной общины, иногда даже защищают индейцев.
Иезуиты - будут в парагвайе строить утопич. госво. плацдарм для самых смелых экспериментов для интеллектуалов.
Нов свет кажется райским местом - кажется из европы. построения-о первозданном пребывании в невинности местных жителей. мирно вписать их в евр гос полит сист. но на еле все проекты разбивались о жестокую реалтьность.

+ идея по поводу рас. Индейцы, африканское население. Люди и это? обладают ли они душой? если нет - можно убивать, принуждать и тд. Католич. церковь - да, они люди, от адама. Но на деле это мало кого останавливало. В теории - люди. Что позволяло моназам защищать индейцев.

Легенды. Об Эльдорадо - зол чел и земли зол человека. европейц постоянно искали места золотодобычи. + искали храмы и грабили их и тд. перу, инки - выкуп за чел-ка исчислялся в комнатах. переплавляли крутое высокохудож золото - и в европу.

Удар по инд цивилизациям вот что это.

Пробл. др евр наций. И путей прохода. его нашел магеллан - но прохода на картах ни у кого не ыбло кроме испанцев. др страны - отставая в начале, поняли что могут и хотят вкл в гонку - англия, нидерланды, франция. они наин двигаться через атлантику. но в осн попадают в сев америку. зная об открытиях испанцев, тоже хотят туда - открывают флориду. рядом 2 исп торговли. сразу - торговцы, везуьт товары для исп колонистов. НО - исп власти - решили что открытые земли в нов свете принадл искл ей - пытаются ввести монополию на щдоступ в новый свет. единств доступ в кот можно торговать - в сивилье, высок пошлины, доходы и тд. возм-ти др евр купцов - ограничены. торговцам на карибах - запрет торговать с иностранцами, + еще и религиозн противоречия.

Ответ на жесткие меры - начало пиратства - благородное каперство (?) - законное право на компенсацию понесенных убытков - право на остановку исп корабля и забирали у них все. борьба за морские пути, право появл в сев америке. нарущение повсеместное исп монополии. в сев америку - французы - открывают р-н великий озер - совр канада.

Френсис Дрейк - ограблен испанцами, еле спасся. сначы стал капером, потом задумал более масштабно - базы в сев америке. караваны. стоил склады. двигался вдоль побережья -грабил. начал терроризир-ть испанцев. необъявленная англо-исп борьба. + еще и конфесионал. обстоятельства. его экспедции-оч рентабельно -он такой торговец. хорошая организация - даже Елизавета имеет паи в этом акционер предприятии. Авантюра - повторить путь магелана, пайщик -правительство. идет с необыкновенной легкостью. в африку-рабов берет, едет на карибы-продает испанцам, потом -вдоль юж. америки- до огненной земли - свой вариант прохода, поднимается вдоль побер-я америки-грабит порты, выше - идет и открывает земли - нов. альбион - пересекает тихий океан, маалукские о-ва, далее по инд океану - в англию. королева - графский титул, исп- в шоке, что за на? елизавета -это все шотландские пираты, на!

что делать испанцам? полу офиц набеги. начинают сопровождать торговые флоты военными, а они растут. все труднее пирата атаковать. все идет к конфликту на морях.
А в 17 веке - пиратство -люди без морали, низы.

Зачем они ходят? многочисл экспедиции на север. гудзонов залив, земля девича - англ капитаны, кот исследуют - возвращ к идеет прохода - можно же и обойти на севере америку. а можно еще и в др сторону поплыть -в совр сев лед океан - все чтобы найти путь в индию.

Рез. поисков учреждение в аншглии - сообщество купцов-авантюристов. Каботто - итальянцы, преврат в англии в Каботт. ез поисков на сз - открытие и изучение Гренландии, + хадсон - совр НЙ, гудзонов залив, Д.Девис -ова на севере, понимают, что пробиться сквозь сев широты - анриал.
СВ проход - 1553 г. - компания этих купцов - экспедиция Ченслера и? дойти до китая. замерзают в бел море осенью, дальше не идут, на кольском п-ве чать команды осталась, ченслер - поморы, везут в МСК - к ивану грозному. видят дивный рынок - мск гос-во, привилиг торговый партнер. Отсюда вся ист длительн торг и дипл отноешний. НО они будут все время рваться на восток - пройти влоль побер сев лед океана, дойдут до р. Обь, через ч и касп море -в индию, дойдут только до персии.
Движение на восток -продолжается.

Результат - уточнение карт, и т.д.
на этом пути голландец В. Баренц. к к.16-н.17 вв -нолланцы - лидеры в мореходстве. они потом и на малаакских о-вах, в китае, откроют австралию и тд. связи между всеми континентами и материками - прочно к сер 17 века.

ИТОГИ:

1. Космологические последствия. ВГО меняет образ мира, ойкумена расширяется. многобр-е рас и народов, природы, видовое. все подлежит осмыслению, описанию. толчок оч многим наукам -лингвистике, зарождается этнология, формируется мода на кабинет кьюриозности -кунсткамеры-музейное дело т.е, ботаника, биология.
Осознание бескрайнего мира приводит к осознаинию единства Европы.

2. Складывание мировой экономики. 1 стадия глобализации - 15-16 вв. воздействие на евр экономику. принц меняется система торговых путей, эк лидеров. снижается роль средиз моря, явное перемещение значимости - от внутр морей к океанским торг путям - городам-портам, причем океанским - лиссабон, сивилья, лондон, амстердам, бордо.

3. Импульс развитию торг капитала, банковск дела. приток капиталов приводит к тому что евр ден система стала системой. Революция цен - влияет на все процессы везде. драг металлов теперь много - можно легко чеканить монетц - стоимость самой монеты снижается - инфляция (рост цен) - явл настигло евр во 2/3 16 века. рост цен на прод питания, сырье. это повлияло на все слои евр общества. созд0-ся возм-ть использовать эту ситуацию. нна всех воздействует по разному, но плохо. кто то использует возможности, кто то разовряется. ранне капиталистич. отношения.
Развитие банк дела. ростовщич конторы, кот обслуживают все эти ден процессы. в большем выигрыше купцы-метрополий-те кто поставляет товары в колонии!!!
Расшир хоз деят-ть в новом свете. плантацион хоз-во. формир-т своеобр строй за пределаими европы -сочет-е феод отн-й и архаичн отн-й основ на рабской силе.

4. Начало формирования мощных колониальных империй европейских государств. основы заложены. порту исп фр англия голландия. доминирование европы в мире.

Как опыт обладания колониями сказывается на самом государстве-метрополии. меняет статус державы-становится империей, меняет идеология власти и тд. надо выстраивать аппарат заморских владений - новые вызовы, с кот связ евр власти.

5. Изменение в рационе питания. Пищевая революция. начинают много солить и мариновать африка - 1. плавание в атлантику - в рационе появл много рыбы-фосфор - воздействие на мозг. не только сельдь, но лосос. рыба, китовое мясо. промыслы в сев америке. парфюмерия. китовый ус-корсеты. + новый свет - картофель томаты стручк перец табак сах. тростник. кофе. местная - какао бобы. шоколад как стимул напиток. 2 напитка -како-шоколад и кофе. к.17 в -чай.
Переворот в потреблении.

ЛЕКЦИЯ №4.

Экономич. развитие Европы и проблема генезиса капитализма. Развив-ся производит силы, потом взрывают произв-е отношения и меняется общественная формация. на смену феод-му приходит кап-м.

Начало - а что же в сфере технологий? Произволит силы заставл меняться сист отн-й. Период - для европы в принципе благоприятн. касается демографич развития региона - в это время численн-ть насел растет поступательно, нет эпидемий, это важно для развития хоз-ва. Европа кот вступает в контакт с др континетнтами - опережает др цивил-и в технологич отношении. сами научн достиж-я китая и арабов - оч достойные, НО преимущ-во европы- быстро усваивает достижения, применяет их, более склонна к новаторству. в технологгич соревуновании евр выходит на 1 план, сохр лидерство вплоть до 20 века. ГЛ. фактор - климатич. фактор тоже, но гл - тот факт что чел уже освобожден по большей части в европе. к к.15 в - оч мало лично несвободн. этот фактор меняет хар-р атехнологичн европы. до - был подневол труд лично несвободн людей. в 15 веке этот ресурс исчезает, надо экономить силы - придумает организм. в иных цивил-ях - амер - рабы, на вост/азия - тоже. подвижность в развитии Европы.

Как бы мы не хвалили евр за прогрессс, это все еще аграрн стадия развития европы, инновации хар-ра конт-та не меняют.

1. Техника и технологии. что свид-ет об общем ур развития. Экономика -виды и типы энергии и двигателей. Осн тип двигателей - водяное колесо (еще с римских времен). Изменения по ср с античностью? Одно - колесо ставят вертикально в поток, нижние лопасти задействованы. но стремятся сделать верхневой, поднять ручей, запрудить, чтобы вода падала на колесо сверху.

2 двигатель. пришел в евр после крест походов - Ветряной двигатель. мельница - универсал двигатель.2 потоками в евр - через нидерланды, др - через Пиренеи. мельница-двигатель. сила ветра, лопасти - деревян или паруса - на сист шестеренок. от мельницы ожет работать любое устройство. чаще всего они на подвижном основании, можно ловить ветер.

Рутинный. мускульная сила людей и животных. много еще ручного муск. труда. животн вытесняют - волы лошади мулы.

+ огонь. в металлургии - сжигаем древесн. уголь - леса. так долго и упорно жгут, что леса все меньше. леса постепенно изводят. на юге леса вообще мало -там кризис. это заставляет обратиться к камен углю - в болотах залегает и тд. но в нем много примесей. оказ-ся что это малоприятно - трудно готовить пищу, тд - неприятно пахнет. первые - англичане, начинают делать предварит обжиг камен угля - получается кокс. на рубеже 16-17 вв.

ПРОИЗВОДСТВО.

Модернизация -? НО в эт время гл отрасль - текстильное дело, изготовление тканей. 90% всего что производится.
Текстильное дело - нового в производит силах - мало. ткацкий станок -сало отличается от св. К 16 веку станки становятся шире, обслуживается 2 ткачами - широкий кусок сукна. пытаются придумать что то, чтобы быстрее процесс шел.

2. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ремесел. везде - цеховая организ-я. корпорации - контролируют все и вся. все это очень жестко. царство рутины. есть попытки изробрести новые ткани. например - с ворсом, поэтому цеховые правила не действуют. сист стоит на страже того, чтобы все у всех было одинаково.

ГОРНОЕ ДЕЛО. в евр в 16 веке развив-ся достат-но успешно. рег - герм австрия чехия - сер руды, зол почти нет. выработка металла -англ исп швеция. нов центр - скандинацвия. в это время горн мир евр - оч внушительно выглядит. для того чтобы вытащить породу на поверхность -лифты, подъемники - с пом мулов и водяного/ветряного колеса. важное открытие - изобретение РЕЛЬСОВ. снач - из дерева - по ним мулы толкают вагонеттки, потом породу измельчают и тд. горн дело требует оборудования много и серьезного. поэтому здесь быстро - новые формы организ-и произв-ва. горные матсера герм и австрии - используют - складыв-т свои капиталы в паевой капитал, паевые товар-ва. вкладывают в закупку - потом пропорц-но делят прибыль.

Весь этот металл надо расплавить. оч хор развив-ся металлургия. это уже соверш-ся не в горнах (хотя это тоже есть), доменные печи - с 15 века. от лат слова домус = дом, сооружение гигантское. процесс идет почти круглосуточно. чтобы наиб жаркий воздух подавать в печь. чтобы все плавилось - высокая Т. кустарь - ручные мехи. в домне - сущ-т камера спец, где воздух нагревают до оч высок Т., мехи масштабом в 2 челов роста. домен мехи работают от двигателя - водян колесо. Евр производит много чугуна, его раздивают в формы - похож на поросенка -? примеси выгоняют - сталь/железо. добиваются любых рез. сплавы - много бронзы, латунь (медь+ цинк), просто медь - орудия труда, покрытие для крыш. львиная длоля - оружейное дело - именно это помогает евр подчинить всех - артиллерия и огнестрельное оружие.

ОРУЖЕЙНОЕ ДЕЛО. начин серьезно развив в италии - пушки, жерла учатся первыми ставить на лафет, батареи. она пробивает стены замков, меняет всю стратегию войны. переворот в воен деле - социал, стратегич., тактическ. развитие личного стрелк оружия - доспеи уже не столь важны, рыцарь. все уходит в прошлое почти, все это облегчается, но пуля все таки пробивает любой доспех. важдне соц последствия. двор-во - комманд-е, каваллерия. нет необх-ти готовить их как единст касту. войско начинает рекрутировать и из простонародья - быстро и легко. в армии доминир роль теперь играет пехота - пики длин копья. мушкетеры.
Меняется тактика боя, сист фортификации. камен стены-рушатся, интереснее -строить земляные укрепления. кажд город оборудует редуты, бастионы и тд - чтобы задержать врага. все это оч важные стратегич и соц перемены.

+ развитие воен дела создает спрос на химию - нужен порох, взрывч вещ-ва, тд. развитие воен дела стимулирует матем., механику, оптику.

Кораблестроение. судостроение - зона ускоренного роста. океанс просторы бороздят сотни кораблей. от больш галеонов до маленьких.

Зоны НОВЫХ ПРОИЗВОДСТВ. Книгопечатание. это произв-во. выгодеое и прибыльное. НЕ связ. с цехом. типографии требуют бумаги. нет тоже цех. организ. оно тоже оч затратно. тут тоже часто приход-ся объеинять капиталы.

Масштабные - произв-во зеркал, праньше - секрет венеции, теперь - почти везде. стекольное дело - науучились делать крупные стекла - слюда уходит.
Мыло.

Все это на весах -если противопост рутин - мал сектор экономики.

РАННИЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. на руб 16-17 вв, вообще инженеры изобретают оч многое что ведет нас к современности. напр - открывают электричество. но это изобро-е ни к чему не применяется.
Итал инженеры даже 15 в. - масса всевозм-х механич. устройств. самопрялка, летат аппараты, автоматы-андроиды, тд - Леонардо. все НЕ востребовано, тк есть цехи кот препятствуют внедрению новшеств. ПРядильная машина - изобрет и в италии, и в англии - изоберт бьют, машину тоже -конец.

1589 - Ли - вязанльный трикотажный станок. побили.

Много внимания механич поступат движ-ю. Галлилей - шире стал применять маятник. это стало интересно с т зр теории. потом применил Гюйгенс часы с маятником - 17 век.
Ливенгук - микроскоп - нач. 17 века. термометр - ну и что придумали и молодцы. связь между наукой и техникой - есть, но это не та связь чтобы внедрять.

Таким образом, 1. не оч видна эта революция в производит силах, потчи совсем не видна, модернизация, постепн прогресс технолгг -в основе дальн развития и генезиса капит-ма, но недостаточн чтобы он произошел.

16 век - евр экономика в разных странах начин-т зарождаться капит-й уклад как определ сектор экономики - и в сх и в промвшл. это уклад он не играет доминир роли, он присутствует в море феодальной экономики.
- растет кол-во наемного труда, меняется хар-р производителя и тд.

Историографич проблема. в 17 веке заметили, что что то меняется в отн людей по поводу произв-ва. 1ые теоретики - англ классич полит экономика - первоначальное накопление капитала. А. Смит, Рикардо. для них рожд-е капит-ма - это рождение большого капитала, кот можно инвестировать и оно даст прибыль. Как это было -исходили из теории трудового накопл-я. в обществе всегда сущ-т наиб трудолюбивые представит - накаплив. средства. это Скруджи той эпохи. к 19 веку теория вызывала массу сомнений. наличие больш суммы денег это еще не произволит капитал. наличие больш денег не делает инвестором и капиталистом. св - тезоуризация сокровищ. большие деньги - на покупку земель, в сокровища, покупка титулов и тд. денег остат-но много всегда бывает. Сомнения такого рода в 19 веке заставили маркса и энегельса задуматься -что было на переходе. Др подход. термин ПНК оставили. но под ним - понимание другого, двусторонний процесс. 1 часть - история накопления больш денежных масс, др часть - социал ломка, кот высвобождает рабоч силу кот будет наниматься капиталом.

Феодализм - основа дохода- наделение чел-ка орудиями труда и землей, за это - платит ренту. при кап-ме - чел придет и за сделан труд - зарплату, продукт-продаещшь - прибыль. чтобы пришел - д.б. лишен всего. те основа конституиров. - сост в том что чел надо оторвать от земли и тд, сделать из него наемного работника. при кап-ме - все явл товаром, можно купить людей. при феод-ме - это нельзя, нет рынка ни труда ни земли, общин права и тд. чтобы родился капит-м - надо чтобы все это дифформировалось. МАРКС - предложил посмотреть на соц сторону. Родился "Капитал" - на англ материале. во главу угла - понятие экспроприации мелких производителей. проц перехода - процесс раскрестьянивания св крестьян, отъем зем собств-ти, превр-е их в пауперов. англ материал - классич пример экспроприации. 16 век - явл с чудовищной прямолинейн и жестокойстью - ОГОРАЖИВАНИЕ. это модель в чистом виде. др страны шли по другому. что происходит в англл на руб 15-16 вв. пауперы. на руб 15 века - растут цены на шерстьони оч привлекательны - провоцир и крестьян, и ленд-лордов - менять профиль хоз-в, уходить от земледел-я к скотоводству. крестьяне - держатели по обычаю - у них странинные права платят фиксиров ренту деньгами, а они обесцениваются. ленлорды хотят эту землю, она твоя, но они арендуют. перезакл договор - можно задрать ренту - но уйдут не все. поэтомц 2 учатка - не оч круто.
Крестьяне тоже хотят - женят детей - увелич. участки. попытки беспомощн.

ЗОВ РЫНКА. цены на шерсть оч велики - они начинают сгонять крестьян с земли, рвут с обычаем - с крест общиной, с сист открытых полей - община вместе пасла скот и тд. у кажд своя доля выпаса. Ленд-лорды отменяют все это, выгоняют крестьян, огораживают единой изгородью для того чтобы показать что эта земля уже небудет обшинной - все это знак полноценной ч/с длорда. они из распахивают и засевают травой - многотыс. отары овец - 30 тыс. крестьяне больше не нужны? обслужив отары - 3-4 пастуха -им зарплата. куда им деваться -дома сжигают - нищенствуют- разойничают. гос-во получает огромн соц пробл. гос-во пытается запретить огораждивание, но и преслдедует пауперов. их клеймят, отрезают все. проходит оч много времени - госво придумывает работн дома. НЕТ пока таких произв=-в. округа пустеет, одни овцы и пастухи. в англии овцы съеди людей. к сер16 века - масса абсорбир-ся крупными мануфактурами. англ пример - что имел маркс - откуда беруться рабочие руки - это часть генезиса кап-ма.

Во многих странах - факторы-другие - не такие болезненные. Напр - нидерланды - фактор этот - задолжность людей - ссуды под залог земли. нужно все время вкладывать деньги в землю, если не смог расплатиться- землю заирают.
Франция - фактор - гос. налоги - чудовищная сист. они еще и претерпеыают реформат-е поиски -оч разорит для населения. отдают налоги на откуп.

ксли суммировтаь реал факторы развития 16 века, кот надо усесть как рычаги первонач накопления - накопл-е + раскрестьян-е. сист гос долга и наллогов сист - это революция ЦЕН. кот позволяет накапивать огромн капиталы н колониал торговле за счет мнимал вложений. капиталы у монопольных компаний. открытие НС -капиталы в европе. задирание цен купцами-монопалистами - ггор жители наход-ся в худшем полож-и. Тотальное влияние - общий подем цен н продовольствие -разоряет бол-во горожан. НО это позволяет оч обогатиться крупн крестьянам, фермерам, кот поставляют сырье в город.
+ политика ПРОТЕКЦИОНИЗМА. нацелен на поддерж-е торговли и произв-ва - привилиг усл для определ групп производителй и торговцев. Государь активно раздает патенты на новые изобреетения - устанавл монопольные цены. разорение мелкого производителя. как правило вульгарн марксизм - отталкиваясь от марск огораживания - акцент на насилии в рождении капитализма. маркс - если бы и не случилось огораж-й, англия бы пришла к кап-му, так и произошло в др - медленнее. осн иея Маркса -то что кап-м неизбежно рождается из развития мелкого товарного произв-ва.
рынок+ своб мелкий производитель = соц расслоение.

В рез контакта с рынком - кто то накапливает капитал, а кто то разоряется. и происходит то что в голландии и без огорадивания.

Что рождается в итоге? в 16 веке всю массу народа начинает поглощать крупн произв-во - развиитиие текст промышл. новые формы организ-и - МАНУФАКТУРА. больш роль - рыночному труду, но это уже крупное произв-во. мануфактуа -сотни станков и рабочих. они специал-ся на отдельн операциях - разделение труда и специализация, объем продукта оч увеличивается. как может родитлся мастерская в 200 станков если все запрещено? Ответ - сам крупн 1ые манцуф - при поддержке короны. король разрешает крупн личностям обойти цеховые статуты. мастерска джек из Ньюпери - одолжил Генриху 7 денег - потом король дал патент. под 1 крышей - все произв-во. ок 900 человек. экстраординар мануф - все в 1 месте. надо купитт помещение, станки, обеспечить прописанием, зарплатой. поэтому чаще всего в 16 веке - чаще возникает РАССЕЯННАЯ мануфактура. можно закупить сырье, поехать в соседн дереню, где у кажд крест-станок - раздать шерсть - соткут сукно, забрать - заплатить им. она рентабельней. начин-т формир-ся ккап отн-я в городе, наемн массу могут составить и полуразоривш ремесленники. замыкание цехов и тд- позднее св. все гор низы еще не разорены, но им не хватает - подрабатыв как поденщики. В евр - складыв предпосылки. пионеры-англия с ее агр револ., нидерланды. италия - симптомы -в 14 веке, потом затухают, в испании - они затухли изза оч НЕпротекц политики правит-ва. к16-швеция. значимость уклада в рамках евр - нет пока.

ЛЕКЦИЯ №5.

Гуманизм. Эпоха Возрождения. Универсальная предпосылка ко всему. явл кот оч много определяет в ментальности, способ видения мира, мироощущение, сист знаний, прикладные вопр. как эволюционирует гуманизм.

Эпоха гуманизма, ренессанс. современники - студио хуманитатис. целостность челов души. изучение человеческого. ренессанс - вслед за Лассари (?), потом Мишле. термин утверждается. совр историография оба понятия сущ-т на равных. пер с к.14- 16 вв. огромный спектр мнений. в целом к.14 - н.17 вв. период когда культ стоит на базисе ренес., гуманизма. Заруб историография - легко оперируют понятиями. гум-м - оч разное подразмевают. отечеств -строгое словоупротр. гум-м новая антропофилософия, взлет всего.ж более широк культура - культура возр-я, ренессанса. Новые идеи кот рождаются будут ложиться в основу самых неожиданных преобразований. Дальше - Реформация. важны будут идеи евр гуманизма. увлечение античностью - вго и тд.

ИСТОКИ. колыбель - италия, там складыв осн комплекс. потом - через альпы и далее по европе. но такую теорию тоже можно корректировать. англия в 14 в. - вместе с петраркой и ко - Чосер - весь набор гуман идей, оклиф и др. это раннее влияние италии или это сходные тенденции в европе повсеместно. екульт возр-я и гуманизм как философия возникает постепенно на базе гор культуры. Что уже накоплено? развитая экон жизнь, накопление богатств, стремление к комф жизни, формир-е новых элит - патриц слоя - богатые купцы+аристократия. формир-е прослойки профес интеллектуалов!!!! Город в св дает явл-е как высшая школа - университет. школы - в коллегии-унив-т - прослойка препод-лей, профессоров, кот зарабатыв интеллект трудовм. сложившиемся формы культуры - город лит-ра, театр, жанр гор новеллы, рыцарский роман - адаптиров для гор публики.музыка. пышные формы нар культуры - карнавал - все участвуют. город с его активн жизнен ритмом, новым ощущением времени, деловая жизнь, хор формы культ жизни - везде в европе.

Новые тенденции - стремление к языкам. Патриц-купеческ верхушка -деловая активность по европе. знали латынь + неск евр языков необх для общения. знание, получают побочным образом - языки. эта часть гор верз-ки - неск наречий, хор предплосылки для освоения нов языков.

+ развитие рукописного книжного дела. огромн кол-во братств и цехов переписчиков. до прихода книгопеч-я стоит уже на оч высоком ур развития. могут обеспечить бытрое тираж-е книиги - 200 экз. привычка к чтению, высок ур образованности - гл среди мужчин + женщины тоже в принципе есть.

В Италии - специфика - огромн роль ПАРТИКУЛЯРИЗМ - независ-ть городов кот выступают лидерами. итал -полицентр гос-во. города коммуны в гор гос-ва. флоренция сиенна милан равенна падуя пиза и тд. в осн полит культ гор - принцип выборности состязательности. они формируют соц и полит элиту кот привыкла бороться за эти полит позиции, демонстрировать навыки - красноречия и тд - набор критериев к личности политика. отход от аскетизма. перехлест за рамки трад этическ ценностей. гор занимаются в осн торговлей - внеевр регионы. итал патрициат - особенно блестящий. атмосфера. правящий слой - рне узко буржуазные деятели, скорее блистат гранты - идея великолепия. стремление к нему.

Предтечи. Роль Данте. Что сделать Данте. участв в полит борьбе, был новомодным писателем и поэтом. с этого - переворот в сознании флоренции и всей эпохи. как словесность, поэзия лит деят-ть могут так много значить для общества? Данте был оч важным интеллектуалом кот всех вдохновиол. 1. великолепн стиль. 2. огромн интерес к языку. его творч-во обостряет в сознании соврем-в соотноение с=латыни и вольгаре. благодаря данте они начин понимать что латынь прекрасна, но и на вольгаре можно. гл что их ошеломляет - сакрализация поэзии, превнесение в нее большого духовн смысла. поэзия обращенная к беатриче - построена на восхвалении ее как красоты совершенной, на ур духовн-ти. любовь для него священ чувство. аоплогия женщины как сущ англельского - провансальская традиция - продолжает. это оч важная линия. св этика - чувство любви - погубит., женщина - погубит. данте вслед за трубадурами - говорит об ее ангельс сущности. она призвана ипроудить к мыслям о красоте и показать соверш-во мира. Беатриче его Христос. насколько мысль еритична, насколько потом для гуманистов это станет нормально.

+ среди писателей и поэтов его эпози на пробл челов судеб, личностей сильных и мощных. божеств комедия. яркая картина загробных миров, огромн колво персонажей, усная история того времени. и по жанру интересно и свежо, и после данте 3частн мир укрепился в мировоззр. ранние издания сопровожд гравюрами. эти трагич истории заставл задум-ся о чел-ке, насколько он игрушка/мастер своей судьби, воля-рок, стечение обстоятельств. Вывод -чел сам вояет ее суддьбу, поэтому надо задуматься как чел живет. Доблесть и Знание - лозунг почти его последователей. будет идейно вдохнослять гуманистов.
Внимание к языку, внимание к челов жизни.

2. Петрарка. еще более удивителен - на влияние на современников. осмыслил роль культуры в жизни челов общества. 1 из профес интел-в, кот живет творчеством. прославлен как поэт-лауреат. сонеты, посвящен Лауре. Форма сонеты - до 19 века излюбл поэтич форма. он это придумал. Петрарка много размышляет о природе и хар-ре культур. видет скупость культ его времни, лучшие образцы - в прошлом - античность, прошлое, архит-ра скульптура и тд - древность. и в языке - латынь греч. эти вещи он излагает в письмах, посл к друзьям, замаскиров под друж письма трактаты. занимается обоснованием и реабил цен-ть языч античн философии и лит-ры. Петрарка доказ-т что античн авторы не враждебры христ-ву, они мудрецы кот была открыта божеств истина. красота их поэзии -вергилий гораций - анделены божеств талантами. язычники но выраж красоту мира. до того как истина откроется христианам. это был вывод. оч высоко ставит античн филос-ю историю риторику поэтику - всю сист дисциплин кот связ с челов речью, ллит творч-м, жизнь в культуре. когда доходит в размышл о том что дальше делать - общество надо преобраз-ть - через культуру. воспитание иного идеала человека. идеал - в античности. если мы будем верно воспитыв-ть чел - наступит золотой век.

3. Боккаччо. Декамерон. жизнеописание мужчин, но и женщин. продолж линию что добродетели наход и в женщ. доблестн муж и добродет героиня. воскрешает жанр античн биографии. и петрарка и Б пишут жизнеописания. в св жанр биогр растворяется в агиографии и тд. возрождается он. интерес гум-в к античности приведет к тому что в лит-ру хлынут новые жанры. св хроники анналы. гуманисты начнут писать истории ув подраж-е античности - во многих томах, как античн авторы. подражание приводит к тому счто актуализ-ся забытое. жизнеописание, сравнит-е жизнеописание, монографии. увлечение античностью - возр жанр монографич. стилистика возрожд-ся. это реальность кот оч быстро возникает. на волне этих новых тенденция, на 1 этапе развития экум знания - 40е-90е гг 14 века - доминир тенденц - интерес к языке, призыв возврат к античности как образ\цу прежде всего в сфере словестности. она значит оч много. почему так они возносят язык? тк язык- божеств дар, тк толшько чел наделен языком, поэтому он сумма всего челов опыта, дар божеств. восхвал-е языка идет парад-но восхволен-ю человека.

Начало формир-я прослойки гуманистов, профессионалов-гум-в. разнородная. это прослойка вкл в себя людей самых разн р. деятели папской курии, папы, прелаты, политики высш ранга итал гор-гос. аристократы графы, профессора, переписчики текстов. те кто читает. в этой прослойке складыв определ стиль поведения и жизни.

Баткин - Пишет о стиле жизни. новая соц среда. там -свои пристрастия, моды. люди эти ставят словестность на такой ур., что можно легко утратить свое положение - если не оч хор владеешь зол латынью. престиж латыни. 2 Бога - христос и словестность. никого это уже не коробит. одердимы красивой речью. удиви форма общения. дружеская переписка - они стилизованы под письма плиния цицерона цезаря. есть фиктивн зачины, трактат замаскированный. игра-подражаение формир-ет собств стиль. они могут сразу публиковаться, или кто то получает - идет по рукам. культура диалога. Дискурс. система отсылок к авторитетам, категории и темы кот всем интересны.

Содержание -жизнь, ее смысл, челов качества, эти вещи -фортуна, свобода воли. анализ чел и его переживаний. в этом общении формир приорететы - анализ природы человека.

Культ гуманистов не порывает с трад христ идеей. у них смещается объект интересов. веками св фил-я была фаткически теологией, то гуманисты оставл пробл за рамками - переключ пробл - что есть человек. отсюда сист студия хуманитатис - этика, идеал чел-ка, педагогика, и тд.

Стиль жизни. подражательность.мех-м вживания в др эпоху. Очень любят античность. издают в огромн кол-вах. тит ливий полибий аристотель платон и др. живут в этом комплексе идей. учатся у них многому -цитировать, анализ док-тов. развитие истории как науки -больш значение в 14 веке. рождение совр вспомогат дисциплин - нумизматика, археология, лексеология. труды по археологии италии. историч канва -попытка реконструир-ть античчность в своей жизни. строят дома по пецептам ветрувия, ставят античн мебель. симпозиумы - возлежание и возлияние. умение устроить античн атмосферу.

Н. Макиавелли. рассказ-т о своей игре в античность. отправл-ся в изгнание - в обычн иодежде, разговор с крестьянами. вечером облачается в тогу. идет в студио - работает со свитками - превращ-тся в римлянина.

Идейная основа. до сер 15 века - формир-е гражданского гуманизма. Цицероновский гуманизм. идеал чел-к это идеал гражданин, увлечен в дела респ, патриот служит обществ благу, универс-но развитая личность. спортсмен атлет. воин. мудрый муж в совете. оратор. идеал - оратор Цицерона. красноречие - проявл-е доброго мужа". этот идеал развив и флорент писатели - Солютати и др. эти идеалы потом перешагнут через альпы, до англии дойдут. там 16 век - идеалы гражд гум-ма будут оч сильны. 1 из следствий - внимание к педагогике, о воспитании детей. пристальн интерес к женщине как матери. ренесс. гум-м впервые ставит вопрос об образ-и и М и Ж. надо Ж воспитывать также как М. формир-ся новый образцовый учебный план. греч латынь др-еврейск. + читают Этику, часто - историю - тоже не было прежде. Антропоцентризм.

Интенсивное осмысление темы ПРИРОДА - ЧЕЛОВЕК. прир-через понятия благородство, добродетель. новая конц-я благородства челов личности. св - рождение аристократич., голубая кровь. гуманисты - не только благор-во крови, но истинное дост-во -его реал добродетели - не столько христ понятие благочестия, сколько античн доблесть. созядат добродетель.

+ новое отношение к земной жизни, реабил-я челов потребностей, стремление к счастью. влияние эпикурейства.
гражд гум-м развив под влиянием идей цицерона - стоицизм. др авторы - новый ист вдохновения - эпикурейство Лоренцо Валла - "О наслаждении". реабил-я чел стремления к счастью и наслаждению. текст замаскиров под полемику троих. эпикуреец - в стрем-и чел к счастью нет ничего плохого, это заложено богом. наслаждение не явл греховным. то что создала природа мб свято и духовно. полемика с аскетич. идеей. радость - это неверное чувство с т зр христ этики - если не связ с духовн. валла доказ что все это естеств. ИНДИВИДУАЛИЗМ. у них - это разумный члеовеч индивидуализм.

2 половина 15 века. ознаменовалась важными сдвигами.

1. политического плана. период радостного гуманизма -видение в чо-ке греч атлета и римского гос мужа - доминров-е республик. с сер 15века - новая ситуация. во многих гор-гос - режимы единоличного правления - тирании -синьории - медичи и ко. некая моральная пробл. 1 дело служить республике, др - если власти типа. для многих - это сигнал ухода от активн полит деят0-ти. новые иидеи. многие выдвиг-т стоический лозунг - надо делать добро в рамках возможного - можено заняться философией, уехать в деревню. не надо участвовать во зле. идеал мудрого стоического покоя. отдых как труд. Тираноборческие теории. или воспитывать - на благо респ в конце концов.

Доминирующее течение - увлечение Платоном. нарастает увлечение платонизмом. ренессансный неоплатонизм чрезвычайно плодотворн набор идей. основа - учение о двойственности его души. оно позволяет гуманистам укрепить связь между античн филос и ренессанс. Р неоплатонизм -неск общиз мест - можно найти везде. чел вооруженный разумом и волей устремляться ввысь, в небесн сферы, ангелом - ивдят бога и постягают его. чел-ку открывается вся сист. чел все больше понимает истину. богоподоие чел-ка и безгран-ть его разума путеводн нить - любовь. конц-я любви и красоты. пронизыв сознание людей.через красоты женщины - красота божеств мироустройства. они (беатриче и лаура) - выше, они открывают в единичн восхищении -красоту восхиз-я всем челов-вом и миром. потом встанет вопр о допустимости плотской любви - это норм (гуманисты). союз благородн обществ, где восхищаются душами - лигатура при химич. реакции. неоплатонизм реаилитирует земную любовь. Увлечение неоплатонизмом - изотерика, окультные построения, к древнееврейс знаниям, кабала. желание позанть мир во всем его единстве. увлекаются астрологией, чел и звезды. духи, кот можно подчинить и чел будет ими управлть. новый мир увлечений. все в мире взаимосвязано. нумеролрогия алхимия астрология. единство мира и природы.

Л.Б. Альберти. универсальный гений. новый чел почти. матем философ архит-р, педагогика инженер и тд. мысль о человеке-творце. чел тем отличается от др сущ-в - только он может сотворять,наделен воображ-ем, талантом и тд. составн чатсть картины чел-ка как высш сущ-ва.

Пик в этом напр-и - творчество графа Пико де ла Верандула (?) - Реч о достоинстве человека. речь - к адаму, которому творец говорит о значимости человека во всей сист мироздания. гимн ренессансному чел-ку, кот обладает разумом, свободой воли и тд. уверен в своих возможностях. безудержный оптимизм.

Развитие гуманистич идей и вширь и вглубь - остается требование тренажа в филологии, языкках. гум-м к к15 века снижается - до ур школ. новая конц-я художника как творца. гманистов осознано интересуют художники, предлагают сюжеты. Боттичелли. у него в мастерской - куча народу. художники начин-т поклоняться античности. возвращ обнаженная натура. формир. ренессанс в искусстве. идеи от словестности - в сторону худож творчества. формр-ся новое представление об иск-ве. Брунеллески. хоронят как славнейших ггражлан огорода. а был простым каменщиком.

Формирование новых идеалов ренессанскного правителя. новое восприятие - новые критерии к пправителю - д быть просвещ чел., широчайш унив знания, благороден, языки, гражд добродетели, ждолжен понимть искусство, должен поддерж великолепие власти - д быть меценатом и тд. эстетизмция жизни двора, гос-ва. идеал сформул-н у Кастильоне (?) - придворные. он и воин и политик и благородн чел. спектр ищдей расшир-ся, появл новые темы.

16 ВЕК.

Гуманизм распростр за альпы и в англию. паневропейское явление. не может одни и те же тему муссировать. основы заложены, даоьше - поиски новых акцентов. 1 из направл-й - увлечение социологией - хочется обратится к обществу - чем живут. хар-е явл-е -появление "Утопии" Т. Мора - попытка воскресить Платоона. попытка создать свой идеал гос-ва. социологич трактат с рецептами - развив-ся жанр Утопий. и социальные, христианский, саентистские, и тд. рецептов оч много. гл - появл ренес. СОЦИОЛОГИЯ. итал уходят в науку, в естеств-нацчн мысль. тоже - тк это занимательней, интересней.

В сев европе формир-ся. Что нового на неитал тер. появл новые мотивы. они осмысляют те же пробл, но у них нет античн прошлого, поэтому интерес к нац истории. гуманистич идеи - развив-ся людьми, кот мысляит себя как гуманист христиане. Лидер - Эразм Р. оч благочестивый. его гум-м развив-ся, все время идеал христа как чел, пытается вознести челов личность, восхищен его разумом. как для христианина - идеал - христос. он егог антикизирует, пагонизация христ-ва. те теснее связь между трад христ мировоззр и гуманизмом.
Итальянцы более светские в этом.

16 век - несмотря на взлеты живописи и культуры. 1 тенденция - к отрезвлению, к утрате оптимистич. взгляда на человека. к к.16 века все чаще видим что авторы кот бесспорно гуманисты, хотят видеть чел прекрасным, но они видят что в реал-ти такой идеал нельзя выпестовать. в природе заложено то что гуманистам не нравится- страсти, аффекты. чел терзаем аффектами, жаден, склонен к жадности, ревнив, труслив и тд. трезвая нотка -уже у Маккиавелли. и у Шекспира. аффекты. понимание что натура человека несовершенна, но она мощная. параллель и в политич мысли. оч популярен Тацит. в философии тацитизм. и в политике людьми движут другое, не благородство. чел срывается с разумного в свинское эпикурейство. эволюция приводит к новым поискам. к.16 в - маньеризм. кризис ренес. сознания. стилистика - другая. лаконичны мир рушится. только барокко кот в нач17 века попытка вернуть идею просветленности и тд. маятник гуманистической мысли. гуманизм продолж, сущ-ть и в нач. 17 века. продолж. утверждать что чел-герой должен бороться. злу надо все равно противостоять. утопич., сказочное содержание у Шекспира. после ужасов он пишет Бурю, где чел-маг. сказка обратно возвращает к конц-и чел с безграничн возможностями. буквальная идея, что чел обладающий разумом и знаниями мир преодолеет все зло.

Л.М. Баткин. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления.

РЕФОРМАЦИЯ. Пересмотр всего и вся. формирование новых течений в христианстве.+ разрыв их с Римом. Кризис. но он привел к обновлению, приспособление к дух запросам общ-ва, организац-я реорганизация Ц. вхождение и позже - та конфесион карта мира, кот мы имеем сейчас - это плод реформации.

1) Стремление к реформам в Ц - не новое. сопровождает хр-во на всей ист ее сущ-я. всегда есть люди кот не удовлетворены Ц. на протяж св - много обновленческих течений - монашество, жесткие монаш реф-мы - клюнийская, + попытки повлиять на ментальность клира - из недр самой Ц. много реформ св Ц.
Термин Реформация - только для Р. - то что случилось в 16 веке. полит и орг притензии к катол Ц. - масса примером и явл - соборное движ-е 14-15 вв - попытка поставить под контроль власть римской курии - папы над соборами, а соб. виж. пытается справится с папами, НО проигрывают. к к.15 в. из брьбы выход что она побеждает - папская курия.

Крупнейш гос-ва евр по мере роста нац сознания - активно полемизируют с папами. ист взаимоотн крии со светскими правителями, не признание папами светской власти, тд. все ведет к противостоянию. Англия - интердикты. + догматич критика - винклиф, чехи - гус и др. критика - моральн, усиливш власть Пап, + финансовая сторона -к к15 в. в обществ сознании сильны антиклирикальн настроения - общ-во считает что Ц оч разбогатела, ведет себя неправильно. связ с политикой Пап, кот чувств себя оч уверено - Юлий 2 (1503-1515), Лев 10 (1515-1521). у общ-ва ощущуение что Ц слишком обмирщилась и слишком богата, преданы принципы Христа, ап. Петра.

Есть критич потоки, но они никогда н создавали большой критич массы - не создали движения за реформы радикал. Нач16 в. - произошло. Почему? Связ с соц. психологией того времени. Ц. - понятие широкое - не только клир, но и вся огромн сообшество мирян, и с ним происх перемены - кот формируют новые запросы духовного плана. именно новые запросы и есть ПРИЧИНА Реформации. Искать соц корни-слишком прямолинейно, Р объединит все слои. соц анализ применим, но все не решает.

Соц. психология. Что творилось в головах и душах накануне Р. - к.15 в.
Это эпоха повышения грамотности. Евр население городов, ср слой, бюргерство - грамотные, они читают на латыни, но и на нац языках. Они достаточно состоятельны, воспринявшие культуру Возрождения. с идеологией индивидуализма в определ мере. Христианин преисполнен чувства собств достоинства - противоречие с традиц аскетич вероучением - он песчинка, рожлен из праха в прах и уйдет. ощущение ничтожества бОльшей частью общ-ва преодолено, в осн элитой. привыкли к книжн культуре, мы можем на осн источников узнать их ощущение по поводу веры - что у чел. в душе?

Пробл. со спасением,. связ с тем как чел-во должно спастись. д. благодаря искупит вере Христа. появл масса симптомов, что люди заново открыв для себя эту проблематику - пытаются вчувствоваться как он страдал, интенсифиц отн к пробл этой. Новые праздники входят в Ц календарь - есть коллект формы - люди начин совершать ритуал действия -подумать над пробл распятия христа. праздник Тела Христова - под к.14 века - разговор о пролитой крови -о стигматах. Нов иконограф сюжеты и праздники - тема семи о богородице (стоны Б.) -подумать над тем как больно и ему и его матери. + процессии по этому поводу, организ-и мирян, кот отмечают эти вещи мистериями.

Формы благочестия, кот не связ с трад Ц., благочестием. не хватает чего-то, чего то еще действий, кот помогут быть увереным в том, что вы спасетесь. миряне начин организ в общины на подобие монашеских. цель - улучшение рист образования идей, м.б. женскими/муж. это обществ инициатива, стремление людей жить чище, моральнее, чем до. Такие импульсы - нидерланды - объед-я напоминают секты - Новое Благочестие. распростр на германию, это инициатива изнутри.

+ огромн колво книжной продукции, кот показ как растет индивидуал практика благочестия. 14-15 вв - мини издания рукописн -потом печатные покет-бук. молитвословы, часословы, они расчитаны на Ж., на хозяек, на м-отцов семейств. избираются молитвы св - приспосабл к нуждам простых людей. кол-во ч/лит-ры, кот все время вместе с людьми. это все выход. за рамки трад. Ц. У людей есть ПОТРЕБНОСТЬ размышлять и предпринимать к-то осмысленные действия.

Что предлагает в плане спасения этим людям сама катол Ц. традиц Ц учение - на 2 китах - теория первородного греха + тезис о единоспасающей роли Ц.
По библ представлениям то что прароители ослушались запрета Творца -все потомство запятнано первородн грехом. даже невинные младенцы НЕ спасутся. долгое время Ц исходила из дуаализма загробного мира -толкьо рай и ад, потом чистилище. души д быть подвергнуты суду - и в рай/ад. И как спастись? что есть гарантия спасения. на протяж св - тезис -чел может спастись только в лоне Х.Церкви. заслугами Христа, но огромн значение - теории божеств благодати, кот есть залог спасения. БЛАГОДАТЬ - понятие сложное. на протяж. св – все более материалистич. благодать стали воспринимать как что то овеществленное. Свет. дискуссия почти на нацчн уровне. ее типа можно ощутить физич. на себе. ее можно воспринять – попцлярн теория. праведник сам становится вместилищем благодати – отсюда учение Ц о св праведниках –они сосуды благодати – отсюда нетленные мощи, чудеса.

Идея СВ теологов – благодати много, избыточность ее. 1 кровинки Х достаточно чтобы обмыть все челов-во. значит ее много, преизбыточна – а кто ее хранит. Катол Ц – заявление –хранительница благодати на земле – Ц., она как наследница Х и апостолов претендует на то что она ее хранит и может ее распределять. Христос завещал строит-во Ц, ап Петр – цстроит в Риме, его наследники Римские папы, значит все в их руках. в реал жизни ее сообщают людям священники, их миссия –спасать челов-во. тезис о богоспас роли. а КАК сообщение? оно соверш регулярно через сист ТАИНСТВ, они р\м – обряды – передача благолати от Ц к конкретн чел-ку.

7 ТАИНСТВ катол. Церкви. чел должен некот совершать регулярно, все они – таинства.

1) таинство КРЕЩЕНИЯ. приобщение к сообществу христиан, может после – спастись. смысл – погружают в купель/окропляют, крестн знамение, словестн формулы. потом появл крестные матери/отцы – жизнь ритуала. есть ВОДА и ЖЕСТЬ, ФОРМУЛЫ – через них – благодать младенццу. свящ-к – ключевая роль в воз-ти спастись.

2) ПРИЧАСТИЕ/ПРИЧАЩЕНИЕ/ЕВХАРИСТИЯ. надо совершать регулярно. оно заповедовано в еванг истории, прототив – момент тайной вечери. предлаг вино и хлеб, примите сие есть тело мое, сие есть кровь моя. Ц предлагает совершать регулярно. обряд – есть священник – подготовка таинства, в алтаре готовят хлеб и вино, центр момент –вознесение над алтарем в рез чего соверш-ся ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ хлеба и вина в плоть и кровь Христа. мистич слияние всех присутствующих. р/м как буквальное приобщение. Таинство вызывало огромн кол-во пробл, в понимании его, оно трансформ-ть на протяж св. оно вульгализир-ся. экономят в вине для верующих, дают только хлеб. есои хлеб есть тело, то в теле есть и кровь, + вино – только для дух-ва. это вызывает критику, раздражение. Люди того времени –пытливые, особенно если простецы, а слушают латинские песнопения, не понимаби ритуалов. задают вопр. вопр связ с пресуществл-м – как происходит это превращение? само дух-во не было едино в этом вопр. кто-то считает, что трансубстантинация мб и не происходит, тк изначально весь мир – эманация Творителя. он сотворил материю из себя, те везде есть его плоть. те уже все есть –консубстанцинации – сосуществование. не все разделяют, не считалась еретической.
Др считали, что вообще ничего не происходит. др – это превращение только у нас в сознании – это напоминание о жертве Х.
К 14 в. это часто смущало верующих. это отдает канибализмом. + есть случаи, кот показ что верующие думали –что случается с дарами кот не употребили во время таинств – что будет если мышь съест – она что, причастится? можно ли будет потом убить эту мышь. хотят понять таинство.
В среде самих теологов растет желание – давать ответы в абстрактно-символич смысле. не буквально пресуществ-е, а символич. действие.

3) Таинство МИРОПОМАЗАНИЯ/Конфирмация. посреднич. – миро – спец очищенная смесь масла. смысл – миром помажут лоб, иногда грудь, лопатки, руки. смысл – укрепление в вере, соверш-ся всякий раз когда надо. традиция сложилась – прибегают когда подростки осознанно восприняли доктрину – конфермация лет в 12-13. до этого отвечают от себя – кредо. может соверш-ся по просьбе воинов уходящ на войну.
+ часть обряда коронации, помазания на царство.

4) ИСПОВЕДЬ/ПОКАЯНИЕ. Чрезвыч большая роль –в катол Ц. оч большая роль священника. надо периодич-ки прихоит в Ц.. качтьяся открыто в грехах. Устная исповедь. отпускает грехи, назнач наказание. те он имеет ПРАВО ОЧИСТИТЬ ОТ ГРЕХА. те фактически заступает на роль самого творца. Викарий Христа.

5) Необязательное – ТАИНСТВО БРАКА. Этот союз р\м как перед лицом бога, он нерасторжим, тк это мистич процедура. через венцы – снисхождение благодати. свящ-к как транслятор благодати.

6) ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ. перед уходом. свящ. приходит с елеем – мажет губы, грудь, лоб – облегчить состояние и переход в мир иной с очищенной душой.

7) не со всеми – РУКОПОЛОЖЕНИЕ В САН/ Таинство священства. оно необх-мо чтобы придаеть ему мистич сущность, выделить из ост мирян. пока не пройдет этого обряда – не может совершать эти таинства. есть вариации обряда. простирается на полу – помазание всего что будет задейств в др таинствах. поднимается уже священником.

Сист таинств – внушать надежду на спасение. кроме 7 таинств – спасение обеспеч-ся в лоне Ц – соблюдение Ц дисциплины – набор требований – уважаешь клир, периодич приход. в Ц., участв в церемониях праздниках крестн ходах и тд. + ДОБРЫЕ дела. для спасения оч важны они – раздача милостыни, милосердие вообще. завещать свои деньги Церкви, делать вклады в Ц. все это должно снискать отпущение грехов.

+ необходимость действовать в соотв с источниками веры. Что есть ИСТИНА? Священное писание – комплекс книг ветхого и нового, но признает и СВЯЩ. ПРИДАНИЕ – комплекс рукотворных док-в, кот сложились за время сущ-я Церкви – реш-я Вселенск соборов, папские буллы и тд.

Если чел. живет в рамках таких норм поведение – должен спастись.

!!!!!! Пробл того что люди представляли относит-но своей СМЕРТИ. Тк в вероцчении есть нестыковки. связ с тем, когда происход суд над душой – он индивидуален, или большой страшный сул. в бытовом сознании – сразу после смерти борьба дьявола и ангелов. если верить в это – противоречие с большой эсхатологией – все поднимутся из могил во время 2 пришествия. Представление – д быть промежут зона. где души пребывают меду адом и райем. со св. патрика представления. чистилище долго не признавалось. к 14 веку идея прочно вошла в сознание + принята Ц. Т.е. загробн мир – 3-частн. в чистилище – души пребывают в страхе. все там страдают. с чистилищем – представле-е – костры ада близки, душевн муки –боиться –это уже наказание. Как идея счистилиза связ с идеей наказания и спасения. постепенно катол Ц. начин учить что на судьбу души наход в чистилище – можно повлиять – тк клир распоряж благодатью. те если кто то умер, вы-на земле, можете воздейств на его судьбу, воззвав к Церкви. Ц. начин уить, что можно помочь попасть в рай, если заказ-ть (ЛЮБОЕ ТАИНСТВО СТОИТ ДЕНЕГ), если приносите регулярно – очищаете душу умершего от грехов – можно помочь попасть в рай. Эффективно – огромное кол-во часовен, от строятся в церквях. в кажд из них есть свой алтарь – смысл капелл – часовни где свящ-ки возносят доп. молитвы за усопших. семейные/святому. не 1 литургия в день, а десятки – свящ-к молится за умерших – архитектура соборов.

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ – грамота об отпущении грехов. формализов. момент –пугает. гл образом покупатели –люди кот хотели купить их ради новопреставленных. Связь представлений этих с благодатью. Эти тезисы тревожили многих.

С подобным чувством связ нач реформ-и.
Спор – индульгенции - имеет ли папа право на это?

1517 год. Германия. Виттенберг. Мартин Лютер. 95 тезисов. Из городской среды, семья всегда жила в бедности, отец – суров, прообраз ветхозаветного бога –владеет судьбой, строг. Лютер-оч талантливый, его отправили в Эрфордск. ун-т, где сильный кружок гуманистов. Он был оч заинтересован теологией. а папа хотел юриста. Лютер – оч истиный христианин. стал даже монахом-августинцем. он был оч трепетный христианин, казалось все время ему что он страшный грешник. Побывал в Риме. он искренне хотел обожать папу. НО Рим того врмени –величеств город пап восторжествовавших – Лев 10, кот продолж собирать деньги на обрамление Рима» - украшение ватиканского дворца. гл проект этого времени – строит-во собора Св. Петра. никак не могут закончить. проект оч дорогой. для этого – индульгенции. + ищут др способов добывания денег. вводят Юбилеи Церкви – привлекают паломников. Лютер все это увидел – разочарование. Рим – город беспардонного обогащения. НО он обожал папу, он просто заблуждается, а сам он непогрешим. Возвращ в Германию – должность в Вюртенб ун-те – теолгию. Доходит известие – в герм миссия от папы – привезла порцию индульгенций – от лица папы начинают продавать. герм в ту пору – часть св. имп герм нации – император – княжества. лютер – подданный курфюрства саксонии. в его земл


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: