Постоянно помня, что Деникин «не справился с территорией», главнокомандующий и приглашённый им на пост главы правительства А.В. Кривошеин считали, что большевиков можно свергнуть не «походом на Москву», не «завоеванием России», а «созданием хотя бы на клочке русской земли такого порядка и таких условий жизни, которые потянули бы к себе все помыслы и силы стонущего под красным игом народа».
Укажите год, когда происходили события, упомянутые в источнике? Назовите фамилию генерала, имя которого пропущено в тексте. Какую главную задачу ставят перед собой деятели белого движения в описываемый период?
Пояснение.
В правильном ответе должны быть указаны:
1) 1920 г.:
2) П.Н. Врангель:
3) главная задача: добиться поддержки крестьянства.
C1 № 2694. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
<...> Тебе напомню лишь кое-что из многого, ибо на укоризны, которые ты писал ко мне. я уже со всей истиной ответил: теперь же напомню немногое из многого. Вспомни сказанное в книге Иова: «Обошел землю и иду по вселенной»: так и вы с попом Сильвестром, и Алексеем Адашевым. и со всеми своими родичами хотели видеть под ногами своими всю Русскую землю, но бог даст власть тому, кому захочет.... Вы не только не захотели повиноваться мне и слушаться меня, но сами мною владели, захватили мою власть и правили, как хотели, а меня устранили от власти: на словах я был государь, а на деле ничем не владел... А с женой моей зачем вы меня разлучили? Не отняли бы вы у меня моей юной жены, не было бы и Кроновых жертв. А если скажешь, что я после этого не стерпел и не соблюл чистоты, так ведь все мы люди... А зачем вы захотели князя Владимира посадить на престол, а меня с детьми погубить? Разве я похитил престол или захватил его через войну и кровопролитие? По божьему изволению с рождения был я предназначен к царству: и уже не вспомню, как меня отец благословил на государство: на царском престоле и вырос. А князю Владимиру с какой стати следовало быть государем? Он сын четвертого у дельного князя. Какие у него достоинства, какие у него наследственные права быть государем, кроме вашей измены и его глупости? В чем моя вина перед ним?
|
|
Назовите автора данного послания. Укажите фамилию адресата. Укажите период (с точностью до двух десятилетий), когда было написано данное послание.
Пояснение.
В правильном ответе должны быть указаны:
1) автор - Иван IV Грозный:
2) адресат - Андрей Курбский:
3) период - 1560-1570-е гг.
|
|
C1 № 3208. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний советского партийного деятеля В.А. Медведева
«11 июня <...> прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.
На совещании был углублён критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилась, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки и техники, модернизации отечественного машиностроения <...> не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постоянно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.
При углублённом анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».
Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания. Назовите фамилию Генерального секретаря, упоминаемого в тексте. Укажите годы его руководства.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) период - перестройка;
2) фамилия Генерального секретаря - М.С. Горбачёв;
3) годы его руководства - 1985-1991.
C1 № 3248. Из воспоминаний государственного деятеля
«К исходу дня 27 февраля весь Петроград был в руках восставших войск. Прежняя государственная машина прекратила работу. <...> В Думе мы к тому времени учредили центральный орган для осуществления контроля над действиями войск и восставших. Временами стихия толпы принимала столь мощный размах, что, казалось, вот-вот захлестнёт всех нас, но мало-помалу напор её стихал, давая нам несколько минут передышки. Снаружи Таврический дворец более напоминал военный лагерь, нежели законодательный орган. <...> Мы были вынуждены дожидаться ночи, когда рассеялись толпы людей и опустели залы и коридоры. Наступила тишина, и в комнатах Временного комитета начались бесконечные дискуссии, конференции, страстные споры. Там, в ночной тиши, мы приступили к созданию контуров новой России. <...>
Благословен человек, которому выпадает на долю пережить роковые поворотные годы в мировой истории, ибо он получает возможность заглянуть вглубь истории человечества, стать свидетелем того, как разрушается мир, мир старый, и возникает новый.
<...>То был исторический момент, породивший [новую Россию], которая заняла место России, осквернённой и загаженной Распутиным и ненавистной всем монархией. Непопулярные чиновные лица были буквально сметены со своих постов, многие из них - убиты и ранены. Рабочие на заводах, прекратив работу, принялись устранять неугодных им управляющих и инженеров, вывозя их на тачках за пределы предприятий. В некоторых районах крестьяне <...> стали на свой лад решать аграрный вопрос, изгоняя помещиков и захватывая их земли. <...> После трёх лет войны до предела уставшие на фронте солдаты отказывались подчиняться своим офицерам и продолжать войну с врагом».
О каком событии идёт речь в документе? К какому году оно относится? Какие два основных новых органа власти возникли в начале этого события?
|
|
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
событие:
- Февральская революция (свержение монархии);
- год - 1917;
органы власти:
- Временное правительство (Временный комитет Государственной Думы);
- Петросовет (Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов).
Поиск исторической информацииC2 № 35. Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые четыре направления.
Показать текст
Пояснение.
Могут быть указаны следующие направления:
1) введение эффективных методов хозяйствования;
2) повышение реальных доходов трудящихся;
3) увеличение производства потребительских товаров;
4) расширение жилищного строительства;
5) реформы образования и здравоохранения.
Могут быть указаны другие направления.
C2 № 74. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин участия России в этой войне.
Показать текст
Пояснение.
Могут быть названы следующие причины:
— защита Россией братской Сербии
— защита Россией своих интересов на Балканах
— стремление России к установлению контроля над черноморскими проливами
— исполнение Россией своего союзнического долга перед Францией
— желание правительства поддержать пошатнувшийся авторитет царской власти
C2 № 113. Каким образом автор проекта предлагает преодолеть «крамолу»? Укажите, какие государственные органы предлагает создать М. Т. Лорис-Меликов и каковы были бы их функции. Укажите в общей сложности не менее трёх положений.
Показать текст
Пояснение.
Может быть указано, что:
— автор проекта считает, что для преодоления «крамолы» необходимо и полезно призвать общество к разработке нужных мероприятий, то есть сотрудничество власти и общества
— М. Т. Лорис-Меликов предлагает создать временные подготовительные комиссии для разработки законопроектов
— далее предлагается создать выборный орган при царе из представителей земств и городов (общая комиссия)
— как подготовительные, так и общая комиссии должны были иметь законосовещательный характер деятельности
|
|
C2 № 173. Почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не менее трёх аргументов.
Показать текст
Пояснение.
Может быть указано, что выбор династии Романовых был обусловлен:
— Романовы в наибольшей степени устраивали все сословия, политические группы, что давало возможность достичь примирения интересов
— Романовы — знатный боярский род, связанный родственными узами с династией Рюриковичей
— Романовы пользовались немалой популярностью, в том числе и в среде казачества
C2 № 212. Какие черты, специфические особенности были присущи описанному в тексте процессу в СССР? Укажите не менее трёх черт, особенностей.
Показать текст
Пояснение.
Могут быть названы следующие черты, особенности:
— форсированный характер индустриализации
— большая роль энтузиазма, социалистического соревнования
— партийный контроль над индустриализацией
— изначально низкий уровень технической оснащённости строек, большая роль ручного труда
— высокий уровень производственного травматизма, вызванный пренебрежением к технике безопасности на ударных стройках
— использование принудительного труда (труд заключённых ГУЛАГа)
— индустриализация происходила за счёт перекачки средств и рабочей силы из деревни
C2 № 251. О каком событии идёт речь в документе? Что послужило его причинами? (Укажите не менее трёх причин.)
Показать текст
Пояснение.
- речь идет о призвании варягов на Русь; - причины призвания варягов на Русь заключались в том что "род встал на род"; 0 начались распри и усобийцы; - искали князя, который правил и судил по праву.
C2 № 290. Используя текст документа и ваши знания по истории, укажите, какие точки зрения существуют в исторической науке по данному вопросу, и раскройте содержание каждой из них.
Показать текст
Пояснение.
В исторической науке есть две точки зрения:
1) норманнская теория образования Древнерусского государства (созданная немецкими учёными в XVIII в.); сторонники норманнской теории приписывали создание Древнерусского государства варягам;
2) государство на Руси возникло как результат естественного процесса развития древнерусского общества, варяги были призваны на княжение, когда у славян существовали основы государственности.(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
C2 № 329. Какие недостатки сохранения общины, общинного землевладения называет автор отчёта и можете указать вы? Укажите всего не менее четырёх недостатков.
Показать текст
Пояснение.
Могут быть названы следующие недостатки:
— хищническая эксплуатация земли крестьянами, ведущая к неурожаям;
— отсутствие у крестьян возможности планировать развитие своего хозяйства в условиях постоянного изменения величины наделов и качества земли;
— антисобственнические настроения крестьян угрожали социальному миру, толкали их на насильственные действия против частных собственников;
— несвобода крестьян, низкий уровень их предпринимательской активности из-за привязанности к общине;
— находящаяся вне рынка масса общинной земли препятствовала попыткам предприимчивых крестьян создать крупное хозяйство путём покупки земли;
— в условиях общины предприимчивым крестьянам приходилось помогать своим сообщинникам, что отнимало средства для развития их собственных хозяйств
C2 № 368. На основе текста и знаний по истории укажите задачи названной военной операции. Приведите не менее трёх положений.
Показать текст
Пояснение.
Могут быть указаны следующие задачи Тарутинского марш-манёвра:
— сохранить армию;
— защитить стратегически важные регионы страны (прикрыть Калугу, где были сосредоточены военные запасы, и Тулу с оружейными заводами);
— обеспечить пополнение и снабжение русской армии (расположиться лагерем в Тарутино)
C2 № 407. На основе текста и знаний по истории укажите не менее четырёх задач, которые ставил перед собой данный император во внутренней политике.
Показать текст
Пояснение.
Могут быть названы следующие задачи царствования:
— сохранение самодержавия;
— пересмотр политики предыдущего царствования, корректировка проведённых Александром II реформ;
— восстановление сословного начала, покровительство дворянству;
— русификаторская политика, ограничение прав национальных окраин;
— борьба с революционным движением и либералами.
C2 № 446. Используя текст документа и знания из курса истории, назовите, что было предпринято императрицей для «возвращения к правилам Петра Великого». Укажите не менее трёх положений.
Показать текст
Пояснение.
Могут быть указаны следующие положения:
— ликвидация Кабинета министров;
— учреждение Императорского совета;
— восстановление роли Сената;
— восстановление коллегий, Главного магистрата;
— в центре внимания — армия и флот;
— восстановление количественного состава русской армии.
C2 № 485. Назовите не менее трех характерных черт «старого экономического механизма», упоминаемого в тексте.
Показать текст
Пояснение.
Могут быть названы следующие характерные черты «старого экономического механизма»:
— отсутствие частной собственности на средства производства;
— плановый характер хозяйства;
— командные (бюрократические) методы руководства экономикой;
— отсутствие материальной заинтересованности работников в результатах своего труда;
— бесхозяйственность, нерациональное потребление ресурсов;
— государственный контроль за ценообразованием;
— государственная монополия на внешнюю торговлю.
Могут быть названы другие характерные черты.
C2 № 524. Используя текст документа и знания по истории, отметьте, какие реформы были проведены Екатериной II (укажите не менее четырёх реформ).
Показать текст
Пояснение.
Могут быть названы следующие реформы:
— реформа Сената;
— секуляризация церковных владений;
— ликвидация гетманства на Украине;
— губернская реформа;
— городская реформа;
— расширение дворянских привилегий;
— финансовая реформа;
— введение свободы предпринимательства.
C2 № 563. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин описанного в тексте события.
Показать текст
Пояснение.
Могут быть названы следующие причины Февральской революции:
— нерешённость аграрного вопроса;
— нерешённость рабочего вопроса;
— нерешённость национального вопроса;
— противоречия между царским режимом и оппозицией по вопросам политического устройства России;
— поражения и потери в ходе Первой мировой войны;
— усталость армии, нежелание солдат продолжать войну;
— непопулярность правительства;
— падение авторитета царской власти в результате «распутинщины»
C2 № 602. О каком событии идёт речь в документе? Что послужило его причиной? Укажите не менее трёх причин.
Показать текст
Пояснение.
Может быть указано, что речь идёт о призвании варягов; причины их призвания на Русь заключались в том, что:
— «встал род на род»;
— начались распри и усобицы;
— это побудило искать князя, который бы владел и судил по праву
C2 № 641. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин победы в указанной битве.
Показать текст
Пояснение.
Могут быть указаны следующие причины победы:
— беспримерное мужество и жертвенность, массовый героизм советских солдат и офицеров;
— активная помощь фронту со стороны гражданского населения;
— переброска свежих дивизий с Дальнего Востока;
— сопротивление врагу на оккупированных территориях, развитие партизанского движения;
— действия Г.К. Жукова и других советских военачальников по организации отпора врагу и контрнаступления;
— суровая зима, помешавшая противнику использовать в полной мере своё техническое преимущество (создававшая при этом проблемы и для обороняющихся);
— поступление в Красную Армию первой техники по ленд-лизу
C2 № 680. «Тягостное заседание Совета в Университете.(...)На повестке стояло уже "Ректор университета" вместо "Ректор Императорского университета". Новое здание все продолжает быть занятым милицией, арестованными и т. д. Грязь в четверть аршина на полу, все скамьи и столы также покрыты грязью... В Богословской аудитории заседают вновь образовавшиеся студенческие организации: "Студенческий дом" и "Совет студенческих депутатов". Все это делается «захватным правом». Университетские власти бессильны. Положение Совета самое унизительное. Решено идти навстречу, образовать общий комитет из профессоров, младших преподавателей и студентов для улаживания разных подобных вопросов... В нынешнем заседании блеснул И. И. Иванов, красноречиво доказывавший, что уступки студентам ни к чему не поведут, что они захватили власть. «Мы не для того сломали царя, – закончил он, – чтобы попасть под тиранию толпы»... Мы потом прогулялись до Пречистенского бульвара, где по его верхнему проезду видели движение демонстрации по случаю празднования революции. Длиннейшая толпа двигалась, неся красные плакаты с разными надписями. Нечто вроде крестного хода, только несравненно более длинного. Толпа пела визгливыми голосами "Вставай, подымайся, рабочий народ!" На улицах мальчишки, продавая листки, кричали: "Преступления Николая II"!»
Какие настроения университетской профессуры отражает текст? Укажите не менее трёх позиций.
Показать текст
Пояснение.
Университетская профессура с тревогой наблюдала за событиями в стране. Их беспокоила ситуация безвластия, опасность установления власти толпы, прекращения занятий, грязь в аудиториях.
C2 № 719. Какие заслуги Бориса Годунова отмечены в документе? Укажите не менее четырех положений.
Показать текст
Пояснение.
– Приглашал на службу чиновников-иностранцев;
– отправлял молодых бояр за границу;
– приглашал студентов из Англии и Франции;
– способствовал росту международного авторитета России.
C2 № 758. Какие преобразования автор письма предлагает провести императору? (Укажите не менее четырех).
Показать текст
Пояснение.
Могут быть указаны следующие преобразования:
– возвращение конституции Царству Польскому;
– амнистия политических ссыльных;
– освобождение крепостных крестьян;
– дать право свободной покупки земли;
– облегчение цензуры.
Могут быть приведены другие формулировки ответа.
C2 № 953. На основе текста и знаний по истории приведите не менее четырёх реформ и действий («уступок»), на которые вынужден был согласиться автор письма.
Показать текст
Пояснение.
Могут быть названы следующие меры:
— учреждение законодательной Государственной думы;
— предоставление населению основных гражданских прав и свобод;
— сокращение рабочего дня и повышение зарплаты рабочим;
— смягчение цензуры;
— отмена выкупных платежей;
— право создавать политические партии.
C2 № 992. Используя текст документа и знания из курса истории, назовите не менее четырех причин поражения России.
Показать текст
Пояснение.
Могут быть названы следующие причины поражения России в войне:
— экономическая отсталость России;
— отсутствие парового флота;
— недостаточность снарядов;
— неразвитая инфраструктура не позволяла своевременно доставлять снаряды к месту сражений.
C2 № 1031. Используя текст, укажите не менее трёх обещаний царя народу.
Показать текст
Пояснение.
Могут быть указаны следующие обещания:
1) назначение вместо Плещеева и Тихоновича достойных людей;
2) отмена усиленного налога на соль;
3) уход Морозова с поста государственного советника, если это будет угодно народу.
Обещания могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.
C2 № 1070. Используя текст, укажите не менее трёх политических проблем, отмеченных выступающим.
Показать текст
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны:
1) потеря доверия к власти;
2) провал попыток политических реформ;
3) частая смена министров правительства, личные и политические
качества министров;
4) неэффективность управления;
5) подозрения в государственной измене царя и царицы.
C2 № 1110. В чём обвиняли исторического деятеля (приведите не менее 3 обвинений)?
Показать текст
Пояснение.
В правильном ответе должны быть указаны обвинения:
1) вмешательство во все государственные дела;
2) причинение экономического ущерба государству;
3) хищение и вывоз за границу государственных средств.
C2 № 1149. Используя текст, укажите основные принципы политической реформы, утверждаемой данным документом.
Показать текст
Пояснение.
Могут быть указаны следующие принципы:
1) дарование гражданских свобод;
2) создание высшего органа народного представительства;
3) наделение Думы законодательными полномочиями.
Принципы могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.
C2 № 1189. О каких явлениях, характерных для данного периода, свидетельствует документ? Назовите не менее двух явлений. Используя текст документа и знания по истории, укажите причины этих явлений (не менее двух причин).
Показать текст
Пояснение.
1. Могут быть названы такие явления, как:
— отток населения из Киевской Руси;
— запустение городов Киевской Руси;
— колонизация северо-западных и северо-восточных русских земель.
2. Могут быть названы причины этих явлений:
— потеря Киевом своей исторической роли вследствие перемещения основных торговых путей;
— падение роли «пути из варяг в греки»;
— постоянные междоусобицы, вызванные борьбой за «киевский стол»;
— набеги кочевников, ослаблявшие Киевскую землю.
C2 № 1232. Как автор относится к внутренней и внешней политике императора? Приведите не менее двух объяснений автором такого отношения.
Показать текст
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1) Приведена следующая оценка:
— автор с одобрением относится к внутренней и внешней политике императора Александра III.
2) Приведены объяснения:
— мероприятия императора по решению крестьянского вопроса;
— повышение благосостояния народа;
— любовь императора к явлениям русской, народной культуры;
— строительство железных дорог;
— отказ от разрешения международных споров военным путем;
— рост международного авторитета России.
C2 № 1439. «Понеже царское величество указал по именному своему великого государя указу, писанному его величества собственною рукою, бригадира и лейб-гвардии капитана господина князя Трубецкого над здешним и прочими магистраты объявить обер-президентом, и чтоб он ведал всех купецких людей судом и о их делах доносил сенату.
...Магистрату граждане надлежат, и в двух гильдиях состоят такие: банкиры (которые дают на векселя деньги), знатные купцы, которые имеют отъезжие большие торги, и которые разными многими товарами в рядах торгуют, городские докторы, аптекари, лекари, шиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живописцы, портные, сапожники, кузнецы, плотники, столяры, рещики, токари и сим подобные из которых первой гильдии или первостатейные состоят, и от другого подлого гражданства привилегиями и преимуществы суть отменны; яко банкиры, знатные купцы, которые имеют отъезжие большие торги, и которые разными товарами в рядах торгуют, городские докторы, аптекари, лекари, шиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живописцы. Во второй гильдии, которые мелочными товарами и харчевыми всякими припасы торгуют...
И по такому определению каждое художество и ремесло свои особливые цунфты (цехи) или собрания ремесленных людей, и над оными алдерманов (или старшин) по величеству города и по числу художников имеет...
Понеже магистрат, яко глава и начальство есть всему гражданству, то оного должность состоит в том, еже судити граждан, содержати в своем смотрении полицию, положенные с них доходы сбирать, и отдавать по указам, куда от камор-коллегии будет определено, учреждать всю экономию (или домостроительство)города, яко купечество, всякое ремесло, художество и прочее, и чинить о всяких нуждах, и что к гражданской пользе принадлежит, потребные предложения до главного магистрата: того ради [оные] магистраты губернаторам и воеводам не должны подчинены быть в том, что до градского суда и экономии касается, також не надлежит ни гражданскому ни военному начальнику, гражданина к своему суду (в канцелярию) позывать; но надлежит на такого (мещанина) в магистрате бить челом, и по гражданским правам у гражданского начальства суда на него искать. Також никакому коменданту не должно квартиры в городах по своей воли располагать, но надлежит сие чинить так, как в 12 главе объявлено. А ежели кто из магистрата в вверенной ему службе покажет тщательное радение, и во все время содержит себя честно: таковым позволяется его царскому величеству бить челом, которые по заслугам могут быть пожалованы шляхетством.»
Какие новые формы объединения горожан вводил данный указ? Укажите не менее двух форм. Чем поощрялась служба в органе городского управления?
Показать текст
Пояснение.
Могут быть названы следующие формы объединения горожан:
— Горожане делились по профессиональному признаку на цеха и гильдии.
Служба в органе городского управления поощрялась возможностью получить дворянское звание.
C2 № 1478. «ЦК констатирует, что за последние годы на основе значительных успехов социалистического строительства достигнут большой как количественный, так и качественный рост литературы и искусства.
Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было еще значительное влияние чуждых элементов, особенно оживившихся в первые годы нэпа, а кадры пролетарской литературы были еще слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций в области литературы и...искусства в целях укрепления позиций пролетарских писателей и работников искусства.
В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП, РАМП (3) и др.) становятся уже узкими и тормозят серьезный размах художественного творчества. Это обстоятельство создает опасность превращения этих организаций из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности и от значительных групп писателей и художников, сочувствующих социалистическому строительству.