Методические рекомендации. 1. Причины революции. Развитие в стране революционной ситуации во 2-й половине 40-х гг. XIX века

Занятие 2.РЕВОЛЮЦИЯ 1848-1849 гг. В ГЕРМАНИИ

Занятие 1. РЕВОЛЮЦИЯ 1848-1849 гг. ВО ФРАНЦИИ

ТЕМА 4. РЕВОЛЮЦИИ 1848-1849 гг. В ЕВРОПЕ

1. Причины революции. Развитие в стране революционной ситуации во 2-й половине 40-х гг. XIX века.

2. Февральская революция, роль в ней рабочего класса.

3. Политика Временного правительства и Июньское восстание в Париже.

4. Конституция Второй республики.

5. Политическая борьба во Франции в 1849-1851 гг. Государственный переворот 2 декабря 1851 г. и поражение революции.

6. Итоги и историческое значение революции.

Источники и литература

1. Материалы по истории французской революции 1848 г. – М., 1935.

2. Революция 1848 года во Франции в воспоминаниях участников и совре­менников.- М.-Л.,1934.

3. Хрестоматия по новой истории. - М.,1965.-Т.П.- С. 73-77, 80-82, 87-88.

***

4. "Круглый стол": Революция 1848-1849 гг. в Европе // ННИ.- 1988,- №6.

5. Блан Л. История революции 1848 г. - СПб.,1907.

6. Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848по 1850 г; // Маркс. К., Эн­гельс Ф. Соч.-2-е изд.-Т.7.

7. Международное рабочее движение. Вопросы истории и теории / Под ред. Б Н.Пономарева.-М.,1976.-Т.1.-Гл.7.

8. Революции 1848-1849 гг. в Европе.-М.,1952.-T.I-II.

9. Сиротинская И. М. Революция 1848 г. во Франции в воспоминаниях современников.// Ф.Е. 1985. – М., 1985.

10.Собуль А. Из истории Великой буржуазной революции 1789-1794 гг. и революции 1848 г. во Франции. - М. 1960.

11. Таньшина Н.П. Орлеанистская Франция и «европейский концерт». 1830-1848 гг.//ННИ. – 2005. - № 3.

11.Фармонов Р. Развитие французской общественно – политической мысли в годы Второй республики (1848 – 1851) – М., 1992.

1. Причины революции, ее характер и движущие силы. Расстановка классовых сил в Германии накануне революции.

2. Мартовские революции в государствах Южной Германии.. Мартовская революция в Пруссии.

3.. Роль рабочего класса в революции, его организации.

4. Деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса в период революции 1848 – 1849 гг.

5. Борьба за единую Германию в ходе революции.

6. Политика буржуазии и победа контрреволюции в Пруссии. Франкфуртский парламент. Конституция 1849 г.

7. Причины поражения, итоги, историческое значение революции.

Источники и литература

1. Хрестоматия по новой истории. - М.,1965.-T.l.

***

2. Блос В. Германская революции: история движения 1848-1849 гг. в Герма­нии.-М,,1919.

3. Дживелегов А. К. История современной Германии 1750 – 1868. – СПб., 1908. – т. 1-2.

4. Левиова С.З. Маркс в Германской революции 1848-1849 гг.- М.,1970,

5. Международное рабочее движение. Вопросы истории и теории / Под ред. Б.Н.Пономарева,-М.,1976.-Т.1.-Гл.8.

6. Меринг Ф. Карл Маркс: история его жизни.-2-е изд.- М.,1990.

7. Михайлов М.И. Проблемы германской революции 1848 г.- М.,1985.

8. Уин Ф. Карл Маркс. – М., 2003.

9. Черняк Е.Б. История XIX века: проблемы и размышления // ННИ.-1991.-№1.

10.Энгельс Ф. Маркс и "Новая Рейнская газета" // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-2-е изд.- Т.6.

Опираясь на документы, студент прежде всего должен дать глубо­кий анализ социально-экономической и политической ситуации во Франции в 1846 - нач. 1848 гг. Следует показать, как в условиях эконо­мического кризиса нарастает недовольство широких слоев городского населения господством финансовой аристократии, усиливается поли­тическая активность либеральной буржуазии, что нашло отражение, в частности, в широкой банкетной кампании.

Далее необходимо проследить ход революции, охарактеризовать роль в ней пролетариата Парижа. Здесь очень полезными будут вос­поминания Марка Коссидьера, донесения русского посла Я. Н. Толстого, мемуары А. И. Герцена и П. В. Анненкова ("Былое и думы", "Фев­ральские письма"). Студент должен четко усвоить периодизацию ре­волюции.

Характеризуя политику Временного правительства, студент должен исходить из того, что оно было коалиционным.Надо показать, как это обстоятельство отразилось на его политике. При анализе деятель­ности Люксембургской комиссии следует отказаться от упрощенной оценки ее только как негативной.

Освещая вопрос об июньском восстании, студенту надо обратить особое внимание на ближайшие и отдаленные последствия пораже­ния парижских рабочих для дальнейшего развития Франции.

Студенту необходимо понять причины, задачи и особенности революции в Германии. Здесь имелись специфические черты, придавшие особый характер этой буржуазной революции. Революции 1848/1849 гг. в Европе отличались от Великой революции во Франции XVIII в. тем, что в ходе их на политическую арену вышел пролетариат.

Говоря о задачах революции в Германии, следует помнить о политической раздробленности страны. Отсюда – неразрывная связь задач ликвидации полуфеодальных отношений с объединением страны.

Проблему объединения страны К. Маркс и Ф. Энгельс считали коренным вопросом германской революции. Студент должен внимательно изучить и тщательно проанализировать «Требования коммунистической партии в Германии» - программу пролетариата.

Ему следует показать роль «Новой Рейнской газеты», редактором которой был К. Маркс, в революции 1848-1849 гг.

Особое значение следует уделить раскрытию вопроса объединения страны на страницах этой газеты. Необходимо показать и борьбу газеты в поддержку национально – освободительных движений эпохи.

Студент должен проанализировать документальные материалы, характеризующие расстановку сил в Германии накануне революции, роль крестьян в мартовской революции в Германии, политику так называемых мартовских министерств, характеризующих наступление контрреволюции в Пруссии.

Особый интерес представляют программы партий Франкфуртского парламента и Конституции Германской империи, принятой Франкфуртским парламентом 28 марта 1849 г.

Необходимо четко раскрыть причины поражения революции 1848 – 1849 гг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: