Судебная реформа 1872-1875 гг

Неупорядоченность системы судов, неясность апелляционного порядка и, в конечном счете, подсудности привели к необходимости реформы гражданской юстиции. Начало ей было по­ложено организацией судов графств. Первый шаг к общей реформе был сделан преобразованиями 1850-х гг., когда были созданы специ­альные суды пробата и по делам разводов, ограничены права цер­ковных судов, отменено свыше 100 практически не употреблявших­ся к тому времени законов XIII-XVI вв. (вроде предписания аресто­вывать всех подозрительных и бродящих ночью, запрета уэльсцам носить оружие или запрещения использовать дерево при изготовле­нии железа). В 1852 г. рядом законодательных актов были сближе­ны процессуальные порядки в судах канцлера и в судах общего пра­ва.

Основной целью реформистских Законов о судоустройстве 1873 и 1875 гг. (вступили в силу одновременно с 1 ноября 1875 г.) была полная реорганизация системы высших судов королевства. На место исторических учреждений — как су­дов общего права, так и канцлера — создавался единый Верховный Суд Правосудия. Ему передавались полномочия всех трех высших судов общего права и большинства канцлерских (исключая несколь­ко незначительных особых судов, касавшихся отдельных графств).

Верховный суд подразделялся на две части: Высокий суд и Апел­ляционный суд. Высокий суд вобрал в себя компетенцию прежних судов, а также суда канцлера, судов пробата и по делам о разводах, адмиралтейства и исторических судов ассизов. Высокому суду было поручено и рассмотрение апелляций на решения местных судов графств. Формировался он из пяти отделений: 1) канцлерско­го, 2) по делам о наследствах, разводах и по морским делам, 3) ко­ролевской скамьи, 4) общих тяжб, 5) казначейства. С 1880 г. число отделений сократилось до трех (четвертое и пятое были слиты с От­делением королевской скамьи). Все отделения имели практически равную компетенцию, судья одного мог одновременно заседать в любом другом. На деле сложилась известная специализация в связи с традиционным различием исков общего права и права справедли­вости.

Апелляционному суду была передана юрисдикция не­скольких канцлерских судов, особых местных и специальных, а так­же Юридического комитета Тайного совета. В состав Апелляцион­ного суда входили несколько должностных судей, а также лорд-хра­нитель судебных архивов (его привлекли к отправлению правосудия еще в начале XIX в.) и лорд-главный судья. Первоначальными пол­номочиями суда было рассмотрение жалоб на решения Верховного суда. Однако в дальнейшем апелляционная сфера суда все более и более расширялась: в 1890 г. он получил право принимать иски о новом судебном рассмотрении дел в порядке полного пересмотра[8].

Подверглась изменению и юрисдикция Палаты лордов. Ее судеб­ная роль была связана только с историческими традициями и не от­вечала возросшей сложности и юридичности правовых споров. Поэ­тому на протяжении XIX в. неоднократно делались предложения упразднить судебные функции палаты. Первоначально это было сделано по Закону о судоустройстве 1873 г. Однако на деле палата сохранилась, причем отдельно от Верховного суда. Было принято компромиссное решение о введении в Палату лордов новых членов с юридическим образованием (1876) и о том, что лорды, не имеющие такового, не могут принимать участия в вынесении решений.

Самым важным правовым последствием реформы высших судов было фактическое слияние права справедливо­сти с общим правом. Верховный суд получил право само­му вырабатывать процессуальные правила. На основании закона еще 1852 г. в практический обиход единого суда вошли правила и приказы, ранее применявшиеся только в судах канцлера. Двойст­венность юрисдикции, когда по одному делу могли быть предъявлены в разные суды два разных требования, была исключена. Выведены из обихода многие архаичные юридические процедуры. Возможные сохранившиеся коллизии были прямо предусмотрены законом, и их предписывалось решать на основе приоритета правя справедливости: «...во всех вопросах... когда имеется проти­воречие или расхождение между нормами права справедливости и нормами общего права, нормы права справедливости должны иметь преимущество».

В 1879 г. был организован специальный Департамент публичных расследований, или Служба генерального атторнея (прокурора). На департамент возлагались обязанности возбуждать уголовные пресле­дования в случае особо тяжких обвинений, а также когда государст­венное вмешательство вызывалось особыми общественными интере­сами. Позднее компетенция департамента значительно расшири­лась.

Усиление государственного вмешательства в юридическую сферу и централизация высших органов юстиции стали основными моти­вами преобразований в судебно-правовой области Великобритании за XIX в.

Судебно-правовая система, сложившаяся в Великобритании к XIX в., в основном сохранилась в последующем. Она значительно отличалась от исторической юстиции в главном: было создано еди­ное центральное судебное учреждение с самой широкой компетен­цией и правами апелляционного пересмотра любых дел. Вместе с этим реально сгладились различия между общим правом и правом справедливости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: