Конституция 1875 года

Национальное собрание после подавления Парижской коммуны вновь взяло полноту власти в свои руки. Формально Собрание было избрано на неопределенный срок (сохранив полномочия до января 1875 г.). Этот период стал временем конституирования новой республики.

31 августа 1871 г. Собрание объявило себя учредитель­ным ив качестве такового постановило, что глава исполнительной власти — Тьер — считается впредь и президентом республики, с правом назначения и смещения министров. Вместе с тем и прези­дент, и министры были сделаны ответственны перед Собранием. В области местного управления была проведена столь настоятельная децентрализация: советам департаментов были предоставлены ши­рокие права выборного самоуправления, а также права избирать мэ­ров. Была проведена важная реорганизация армии, сопряженная с ликвидацией милиционной Национальной гвардии и с созданием ре­гулярной на основе воинской повинности.

Конституирование республики было осложнено все нарастающи­ми противоречиями большинства Собрания с президентом. Тьер на­стаивал на окончательном провозглашении республики, правовое большинство рассчитывало в удобный момент реставрировать мо­нархию в том или другом виде. В марте 1873 г. Собрание приняло ряд процедурных ограничений на законодательную инициативу пре­зидента, ему было предложено не входить без предварительного со­гласования в парламент, сокращены полномочия в управлении ми­нистрами. Тьер, оценив все это как «китайские церемонии», пошел на конфликт, в результате которого был вынужден уйти с поста президента. В мае 1873 г. новым президентом был избран приверже­нец монархического крыла маршал Мак-Магон.

Согласно закону 20 ноября 1873 г. срок полномочий президента был установлен в 7 лет (странная цифра была компромиссом двух позиций в собрании: 5 и 10 лет). Тем же законом была организова­на конституционная Комиссия 30-ти. Одновременно деле­гация Собрания отправилась в Австрию на переговоры к условному наследнику престола Генриху V по вопросу о реставрации. Перего­воры окончились неудачей из-за разногласий о «цвете знамени страны» (белом или трехцветном), но по сути из-за проблемы пре­емственности наследия Революции. Усиление республиканцев на местных и промежуточных выборах 1873-1874 гг. заставило прави­тельство активизировать решение вопросов государственного строя. После длительных споров о полномочиях и сроке президентской власти, об организации двухпалатного парламента, 30 января 1875 г. Собрание косвенно и большинством всего в один (!) голос признало республику окончательной формой правления.

Вслед за этим были приняты три закона: 1) О публичной власти, 25 февраля 1875 г., 2) О Сенате, 24 февраля 1875 г., 3) О взаимоот­ношениях властей, 16 августа 1875 г., — которые вместе с органическими законами о выборах, законами 1871 и 1873 гг. о власти президента составили новую Конституцию 1875 года (в 34 ст.).

Конституция 1875 г. установила странно смешанный строй парламентско-президентской республики, в ко­торой под институтом президентства скрывалась фигура конститу­ционного, но выборного монарха (по типу конституционной монар­хии Бельгии).

Законодательной властью обладали одновременно две палаты — Палата депутатов и Сенат. Палата депутатов избиралась на 4 года всеобщим голосованием согласно установившимся законам и систе­ме. Сенат формировался двояко: 225 его членов избирались на 9 лет особыми избирательными коллегиями по департаментам, 75 членов назначались пожизненно Национальным собранием. Выборные чле­ны каждые три года на 1/3 обновлялись. Полномочия палат были примерно равными: решение вопросов войны и мира, принятие за­конов, запросы министрам, парламентские расследования; однако бюджетные законы первоначально принимались Палатой депутатов. Верховной властью располагали только обе палаты вместе. Объединившись в Национальное собрание, они избира­ли на 7 лет президента и единственно могли пересматривать консти­туцию.

Президент был главой республики. Он имел право законодатель­ной инициативы, обнародовал законы, назначал на государственные должности, имел право помилования. При согласии Сената прези­дент имел право распустить Палату депутатов и назначить новые выборы. Однако большинство этих полномочий требовало реализа­ции при посредстве других институтов власти, даже внешнеполи­тические полномочия требовали такого согласия. Президент н е был главой правительства — эта важнейшая новая осо­бенность президентской власти во Франции еще более роднила его с фигурой конституционного монарха.

Правительство обладало наиболее значительной реальной вла­стью. Назначал министров президент, но они были солидарно ответственны за политику перед парламентом. Поэтому право пре­зидента по закону 1871 г. увольнять министров не могло быть реа­лизовано: парламентский обычай предполагал, что министры назна­чаются по мнению большинства депутатов. Официально была учреждена также должность председателя Совета министров, хотя президент сохранял право председательствования в собраниях мини­стров.

В течение ближайших последующих лет Конституция 1875 г. включила в себя несколько дополнительных важных положений. Большинство из них были приняты в ходе острой политической борьбы, принесшей победу открытым республиканцам. Они постара­лись закрепить невозможность воссоздания монархии в той или дру­гой форме. Некоторые поправки были незначительными, хотя и характерными: в 1879 г. столицей был заново признан Париж вместо Версаля. Законом 14 августа 1884 г. было запрещено возбуждать вопрос в парламенте о пересмотре республиканской формы правле­ния. Одновременно были изменены принципы формирования Сена­та: категория несменяемых сенаторов упразднялась, всех их отныне избирали коммуны. По закону 9 декабря 1884 г. представительство коммун определялось соответственно численности проживавшего там населения, а не механически. Ликвидировались значительные ограничения пассивного права при выборах в Сенат. Вместе с тем члены ранее правивших в стране династий отныне не могли претен­довать на пост президента республики.

Двойственность общего государственного уклада, установленного Конституцией 1875 г., предопределила важнейшее обстоятельство последующей конституционной истории Третьей республики: преоб­ладающее значение политического режима, который, в свою очередь, зависел от реальной расстановки политических сил. После победы республиканцев на выборах 1876 г., а затем на вне­очередных 1877 г., последовала отставка президента Мак-Магона. С нею был положен конец авторитарным устремлениям в государст­венном укладе. С 1879 г. во Франции на основе законов 1875 г. ус­тановился новый республиканско-парламентский режим, в главном просуществовавший до начала Первой мировой войны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: