Природа управления и исторические тенденции его развития

Контрольные вопросы

Развитие управления в России. Особенности современного российского менеджмента

Подходы к управлению

Этапы и школы в истории менеджмента

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента

Природа управления и исторические тенденции его развития

ГЛАВА 1. История менеджмента

ПРЕДИСЛОВИЕ

Реформирование экономической жизни в Российской Федерации сделало актуальной проблему общего управления. Рыночное хозяйствование характеризуется множеством форм, которые изменяются под воздействием внешних и внутренних факторов. В настоящее время первоочередной стала задача повышения конкурентоспособности организации (предприятия) на рынке, для решения которой необходимо использовать различные методы управления всеми производственными, в том числе и человеческими, ресурсами.

Вопросы общего управления широко освещались такими авторами, как М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, О. С. Виханский, А. И. Наумов, В. Р. Веснин, И. И. Семенова, В. А. Абчук, И. Н. Герчикова и др. Разнообразие российских авторских подходов к использованию управленческих методов менеджмента современной организации с учетом зарубежного опыта требует разработки новых концепций системы общего управления.


1. Какова природа управления? Сравните представленные в главе позиции разных теоретиков по этому вопросу.

2. Когда зародились управление и менеджмент?

3. Что представляет собой управленческая революция и итогом какой из них явилось зарождение менеджмента?

4. Как повлияло развитие рыночных отношений на возникновение менеджмента?

5. Какова роль индустриального способа организации производства в возникновении менеджмента?

6. Какие причины способствуют отделению собственности от управления?

7. Какими были условия развития менеджмента в эпоху массового производства, массового сбыта и постиндустриальную?

8. В чем заключалась ошибка Г. Форда как менеджера?

9. Какова объективная причина зарождения школы научного управления?

10. В чем главное достижение Ф. Тейлора, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Эмерсона?

11. Какие из принципов производительности Г. Эмерсона не потеряли своей актуальности и сегодня?

12. В чем принципиальное различие во взглядах представителей административной и научной школ?

13. Какова суть учения А. Файоля?

14. Каков вклад ученых - представителей административной школы в развитие менеджмента?

15. Каковы взгляды неоклассического направления в менеджменте и кто его основные представители?

16. В чем отличие системного подхода к управлению от процессного подхода и подхода с точки зрения выделения различных школ?

17. Какие возможные концепции формирования российского менеджмента возникли после перехода России к рыночной экономике?

18. Каких ведущих российских деятелей в области НОТ и управления в 1920-е гг. вы знаете? В чем суть их концепций?

19. Как вы считаете, существовал ли менеджмент в Советском Союзе?

20. В чем заключаются особенности современного российского менеджмента и на что следует обращать внимание при его дальнейшем развитии? С какими трудностями он столкнулся в период становления?

ВВЕДЕНИЕ К ГЛАВЕ «ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА»

Целью изучения главы «История менеджмента» является изучение природы управления, особенностей развития управления в России, умение различать подходы к управлению, сопоставлять задачи предпринимателей соответствующим эпохам исторического развития менеджмента.

Ключевые проблемы темы:

1. Природа управления. Зарождение менеджмента как особого вида управленческой деятельности.

2. Принципиальное различие между терминами «менеджмент» и «управление».

3. Суть управленческих революций. Зарождение менеджмента как итог четвертой управленческой революции.

4. Факторы возникновения менеджмента:

- рыночные отношения;

- индустриальный способ организации производства;

- появление акционерной собственности.

5. Развитие менеджмента в соответствии с задачами и проблемами, выдвигаемыми очередной исторической эпохой.

6. Вклад ученых - представителей школы научного управления, административной школы и школы неоклассического направления в развитие менеджмента.

7. Три подхода к управлению:

- процессный подход;

- системный подход;

- ситуационный подход.

8. Два этапа «рождения» менеджмента в России.

9. Две основные группы концепций управления в 1920-х годах: организационно-техническая и социальная.

10. Возможные концепции развития менеджмента в современной России.


Первое, что приходит в голову при упоминании термина «менеджмент», - это управление. Несмотря на то, что для специалистов эти понятия далеко не синонимы, нужно признать, что менеджмент зародился как особый вид управленческой деятельности и поэтому его рассмотрение вполне справедливо начать с природы и истории развития управления.

История управления несоизмеримо старше истории менеджмента. Когда появились два человека и им понадобилось сделать то, что одному не под силу, возникли зачатки управленческой деятельности: желаемая цель и необходимые для ее достижения совместные действия.

Человечество существует на Земле около 2 млн лет. Древние люди вели кочевой образ жизни и добывали себе пищу, занимаясь охотой и собирательством. Они должны были прокормить собственные семьи и уже тогда решали эту задачу сообща: в племени существовали те, кто охотились, и те, кто готовили пищу и растили детей. Человек - единственное из биологических существ, обладающее возможностью изменять окружающий мир. Только человеку присущ интеллект - тем он и отличается от всех прочих жителей планеты Земля. Со временем люди научились разводить животных и выращивать растения - произошел переход от охотничье-собирательской деятельности к земледелию.

Примерно 10 тыс. лет назад зародилось сельское хозяйство: люди расчищали участки земли от камней, вырубали лес под пастбища и пашни, орошали землю, отводя воду из рек. Этой работе была еще больше присуща определенная направленность, которую кто-то должен был задать, этот человек и становился управляющим. Таким образом, общая цель, совместные действия по ее достижению и направленность (согласованность, скоординированность) этих действий, отчетливо проявляемые уже у древних людей, свидетельствуют о реализации управленческих функций и существовании управления.

Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления в трех сферах человеческой деятельности: оборонительной (защита от диких зверей и врагов), политической (установление и поддержание порядка в группе) и экономической (производство и распределение ограниченных ресурсов: пищи, одежды, орудий труда, оружия и др.).1

С развитием первобытного хозяйства управление ежедневными делами поселений усложнялось. Те, кто осуществлял его, приобретали навыки расчета, предвидения, становясь священниками, фараонами и королями, визирями и министрами. Именно они воплощали власть и управляли богатством в своих обществах.2 Изначально во главе групп людей стоял один человек, но в связи с их дальнейшим ростом и усложнением выполняемых действий возникла необходимость дифференциации функций управления. Однако на это потребовались века.

Кратко остановимся на самой сути понятия «управление», о чем более подробно речь пойдет в гл. 2.

В «Толковом словаре» В. Даля по этому поводу можно прочитать: «Управлять, управить… править, давая ход, направленье; распоряжаться, заведывать, быть хозяином, распорядителем чего, порядничать… Управлять лошадьми, судном, рулем, давать направленье, заставлять идти правым, нужным путем…».

Современный «Энциклопедический словарь» дает следующее определение: «Управление - элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ».

Первая глава работы А. Файоля «Общее и промышленное управление» называется «Определение управления». В ней автор предлагает такую трактовку данного понятия: «Управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть, т. е. учитывать грядущее и вырабатывать программу действий; организовывать, т. е. строить двойной - материальный и социальный - организм предприятия; распоряжаться, т. е. заставлять персонал надлежаще работать; координировать, т. е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия; контролировать, т. е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям».3

При таком понимании управление не является ни исключительной привилегией, ни лично присваиваемой обязанностью начальника или директоров предприятия; это функция, разделяемая между головой и членами социального тела, подобно другим существующим функциям.

Д. М. Гвишиани предлагает следующее определение: «Управление представляет собой сложное субъект-объектное отношение… Эффективность системы управления обеспечивается умением руководителей овладевать искусством творческого применения научных принципов управления в конкретных ситуациях».4

Хотя управление образует особую, специфическую область человеческой деятельности, его нельзя считать совершенно самостоятельным процессом, который существует сам по себе, так как оно включено в более широкую систему, определяющую видовые особенности управления. Всегда надо помнить, что видовые особенности формы управления и его технические средства определяются предметом управления и системой, в которой оно осуществляется. Это не означает, конечно, что не существует общих принципов и закономерностей управления, относящихся ко всем его разновидностям.5

Природу управления невозможно понять без рассмотрения сферы его осуществления. В этой связи различают три сферы объективной действительности и в соответствии с ними классифицируют процессы управления:

1) управление в неживой природе (технических системах, т. е. машинами, механизмами, производственно-техническими процессами). Эта область управления является предметом изучения технических наук;

2) управление в живой природе (биологических системах). Изучается естественными науками;

3) управление в человеческом обществе (социальных системах, т. е. воздействие на деятельность людей с различными интересами, объединенных в группы, коллективы). Эта область управления наиболее трудна, поскольку люди неизмеримо сложнее всех объектов живой и неживой природы, и изучается социальными (общественными) науками. Именно в социально-экономических системах можно характеризовать управленческую деятельность термином «менеджмент». В этом и состоит их основное принципиальное, но не единственное различие.

Проблемы управления тревожили умы философов и правителей всегда. Уже в древних цивилизациях, например в литературных источниках Древнего Египта, нашли свое отражение многочисленные вопросы организации и управления народным хозяйством. К их числу относятся «Поучения гераклеопольского царя своему сыну Мерикара», «Предложения Ипусера» 6, «Поучение Птаххотепа» и пр. Серьезным вкладом Вавилонской империи можно назвать знаменитый кодекс Хаммурапи.

Более чем 3 тысячи лет назад в Китае уже были известны такие понятия, как «организация», «функция», «кооперация», «системный подход к деятельности», а также «меры по повышению эффективности», «специализация», разные виды «техники контроля». Их источником явились Конституция Чоу и летописи Менсиса (1100-500 гг. до н. э.). Вопросам государственного управления большое внимание уделил Конфуций (551 (552)-479 гг. до н. э.). В Индии же подобные вопросы были рассмотрены великим государственным деятелем Каутильей - советником царя Чандрагупты в его труде «Артхашастра».7 Нельзя не отметить прогрессивные взгляды на управление генерала Сан Цзу, которому принадлежит первый военный трактат «Искусство войны». В нем он поднимает такие проблемы управления, как планирование, построение организационной структуры и взаимодействие в ее рамках, коммуникации и пр.

Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих. Большой вклад в развитие данных взглядов внес Платон (427-347 гг. до н. э.). Он говорил, что человек не может одновременно одинаково хорошо работать и по камню, и по железу, и по дереву. Более того, каменщик не должен затачивать сам свой инструмент. А деятельность по управлению является важным элементом системы жизнеобеспечения общества.

Сократ (469-399 гг. до н. э.) считал, что успешным правителем может и должен быть тот, кто успешен в своих делах. Анализируя деятельность управленцев в различных сферах, он сформулировал нечто, что можно назвать универсальным принципом управления: поставить нужного человека в нужное место и добиться выполнения своих указаний.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) заложил основы учения о домохозяйстве (сегодня - экономическая теория), в рамках которой указывал на необходимость разработки «господской науки», обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управления ими.

Ксенофонт (ок. 430-355 (354) гг. до н. э.) интересуется проблемами повышения эффективности труда работников и мотивацией. Большое внимание уделяет разделению труда, в том числе и в области управления.

Среди представителей Римской империи особо следует выделить Катона Старшего (234-149 гг. до н. э.). Он предлагал владельцу земли дать управляющему план работы на год и смотреть, как далеко продвинулась работа, что сделано и что осталось сделать. После чего владелец земли должен требовать у управляющего отчет о проделанной работе и объяснения, почему часть ее не выполнена.

Весомый вклад в развитие проблем управления внес итальянец Н. Макиавелли (1469-1527), который рассмотрел вопросы взаимоотношений руководителей и подчиненных, проблемы власти, лидерства и пр. Вопрос управления в своих работах затрагивали также Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, А. Смит и др.

Кроме трактатов философов, история оставила нам великолепные архитектурные сооружения, свидетельствующие о великом таланте управленцев древности, сумевших организовать коллективный труд.

Первыми в этом списке, безусловно, стоят египетские пирамиды.

Подробнее смотрите:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: