Армия, КГБ и МВД.
Развитие Вооруженных Сил страны характеризовалось появлением новых типов вооружений и прежде всего созданием стратегического оружия, обеспечивающего основы внешнеполитического паритета с США. Это была триада стратегического оружия — межконтинентальные ракеты, ядерные и водородные боеголовки и атомные подводные лодки.
Одновременно с этим происходило огромное сокращение армии. В течение 1955-58 гг. из армии были вынуждены уйти более 2 млн. военнослужащих. Процессы сокращения воинского состава больно ударили по офицерскому корпусу, были расформированы многие военно-учебные заведения и органы управления.
В 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было создано Министерство внутренних дел РСФСР. Отметим, что с 1930 г. в РСФСР это ведомство отсутствовало. В МВД СССР несколько лет подряд шла чистка. Многие сотрудники были уволены, а в I960 г. вообще было расформировано. Его функции были переданы республиканским органам МВД.
В марте 1954 г. был создан Комитет государственной безопасности (КГБ). Первым его председателем стал Серов, много лет проработавший в системе НКВД — МВД, давний друг Хрущева. Ряд функций прежнего МВД были переданы в систему КГБ. В Положении о КГБ, определявшем его деятельность, провозглашалось: «Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР и его органы на местах являются политическими органами, осуществляющими мероприятия Центрального Комитета и Правительства по защите социалистического государства от посягательств со стороны внешних и внутренних врагов».
|
|
Контрольные учреждения многократно реформировались. Прежнее Министерство госконтроля было упразднено в 1957 г. Вместо него появилась Комиссия советского контроля Совета Министров СССР. Однако эффективность этого учреждения, по мнению Хрущева, оказывалась недостаточной. Он предложил создать Комитет партийно-государственного контроля, который и был образован в 1962 г. Образование этого комитета стало составной частью всей реформы партийно-советских органов. В каждой области, при промышленном и сельскохозяйственном обкомах функционировали местные комитеты партийно-государственного контроля. Этот Комитет на всех уровнях фактически дублировал и партийную, и гос.систему, располагая к тому же правом производить расследования, налагать на виновных взыскания и штрафы, передавать дела в прокуратуру и суд. Вскоре он получил право контролировать Вооруженные Силы, КГБ и Министерство охраны общественного порядка. Однако громадная машина крутилась без особого результата. Ожидаемого хозяйственного эффекта от деятельности армии контролеров не было.
|
|
Летом 1964 г. Хрущев затеял новую реорганизацию системы управления. Полигоном для ее отработки должно было вновь стать сельское хозяйство. В июле 1964 г. на Пленуме ЦК он выступил с большим докладом, в котором пытался обосновать необходимость создания т.н. специализированных производственных управлений, которые должны были вытеснить партийные органы из управления с/х производством. Двумя годами раньше Хрущев фактически ликвидировал самые массовые партийные органы — сельские райкомы партии, заменив их парткомами производственных управлений. Теперь очередь дошла и до них. Кроме этого, Хрущев подверг резкой критике систему Академии наук СССР и Сельскохозяйственную академию за их неэффективность, угрожал их закрытием, настаивал на переводе с/х научных учреждений из Москвы и Ленинграда в провинцию. Он предложил перейти от составления пятилетних планов к восьмилетним.
Чуть позже Хрущев направил в Президиум ЦК обстоятельную записку «О руководстве сельским хозяйством в связи с переходом на путь интенсификации». В ней содержалась подробная аргументация тех положений, которые он высказал на недавнем Пленуме и содержались предложения по созданию системы союзно-республиканских управлений по производству с/х продуктов — зерна, сахарной свеклы, хлопка, растительного масла, картофеля, овощей, фруктов, мяса, молока и т.д. Назревала очередная кадровая перетряска. Эти планы Хрущева стали последней точкой накопившегося недовольства партноменклатуры. В руководстве страны сложился заговор против него. Решающую роль в подготовке свержения Хрущева сыграли Шелепин и его сторонники - Полянский, Егорычев, Брежнев, Косыгин, Суслов и др.
12 октября 1964 г. Президиум ЦК КПСС принял решение обсудить намеченные на Пленум ЦК КПСС вопросы принципиального характера, в том числе связанные с разработкой нового пятилетнего плана, с участием членов ЦК КПСС, кандидатов в члены ЦК КПСС и членов Центральной контрольной комиссии КПСС. Участники заседания подвергли Хрущева и его деятельность резкой критике. Его обвиняли в авантюризме во внешней политике, несколько раз подводившему страну к порогу ядерной войны - в связи с размещением ядерных вооружений на Кубе, из-за берлинского кризиса, в крупнейших просчетах во внутренней политике, в провале его планов «догнать и перегнать Америку по производству мяса и молока», в замедлении темпов экономического развития страны, в личной грубости и хамстве. Критику вызвали и его шаги по разделению обкомов на промышленные и сельские, перетряска номенклатурных кадров. Под потоком обвинений Хрущев отказался от дальнейшей борьбы и подписал заранее подготовленное заявление о собственной отставке.
14 октября 1964 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Брежнева избрали первым секретарем ЦК, Косыгина Председателем Совета Министров. Начался новый период развития советской государственности.