Вазопись
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
лосок традиции культовых изображений быка как символа царского могущества. С III в. до н. э. Б. часто объединялся с гирляндами в особый фриз; применялся на рельефах и в архитектуре, в настенной и вазовой живописи. Впоследствии использовался в ренессансном декоре.
Дипилонская амфора с геометрической росписью. IX в. до н. э. |
ВАЗОПИСЬ античная, роспись керамических сосудов, распространенная в искусстве Древней Греции. В. интенсивно развивалась еще в крито-ми-
Менелай и Гектор в битве над телом Эвфорба. Роспись блюда с острова Родос. Конец VII в. до н. э.
кенском искусстве. Особенно характерны вазы стиля камарес с росписью белыми красками по темному фону (ХХ-ХУШ вв. до н. э.) и со стилизованными изображениями растений и морских животных (Х\Щ-ХУ1 вв. до н а, см Минойская керамика). Более строгой композицией отличаются вазы т. н. дворцового стиля (конец XV в. до н. э.) с более мелким растительным или геометризованным орнаментом. Для микенского искусства характерна тонкая графика в росписи ваз. Непревзойденного совершенства и разнообразия достигает В. в искусстве Древней Греции. Вазы из обожженной глины изготавливались здесь в огромном количестве как бытовая посуда, посвятительные и погребальные сосуды.
Вазы, выполненные вручную или впоследствии на гончарном круге, отличаются от ваз, производившихся с использованием формовочных штампов (негативов). Эти вазы, как правило, украшались рельефами, отсюда название — рельефная керамика (например, мегарские кубки, сосуды из сиенской глины и др.). Изделия мастеров В. покрывали т. н. черным лаком, белой или пурпуровой краской; реже — непрочными цветными составами (голубого, розового, красного, серого, желтого цвета), а также позолотой. Композиция росписи всегда строго подчинялась форме сосудов. Типы ваз подразделялись и получали названия в связи с практическим назначением каждой формы. Для хранения воды и вина, для смешивания вина с водой применялись амфора, стамнос, пелика, кратер, псиктер. Для наливания, зачерпывания, переноски и хранения воды использовались гидрия, ойнохоя, киаф. Вазы для питья — килик, канфар, скифос, ритон. Наконец, такие разновидности, как лутрофор, ле-киф, алабастр, арибалл, аскос, пиксида, служили культовым целям или применялись для хранения парфюмерии и т. п.
В истории развития греческой В. неоднократно изменялись стили, соответственно подразумевающие несколько видов техники. Первому большому стилю (геометрическому) предшествует позднеми-кенская традиция (первая половина XI в. до н. э.) и т. н. протогеометрический стиль (вторая половина Х1-Х в. до н. а). В геометрическом стиле (IX-VIII вв. до н. э.) господствовала силуэтная роспись, горизонтальные полосы-фризы состояли из орнамента геометрического типа (ромбы, меандры, треугольники и т. п.); на свободных участках располагались фигурные изображения, выполненные в схематизированной и условной манере. Высокохудожественными образцами геометрической В. являются дипилонские вазы.
Ориентализирующий (ковровый) стиль VII в. до н. э. характеризуется контурной росписью с присущим ей стремлением к заполнению всей поверхно-
АНТИЧНОСТЬ
сти сосуда. Этот стиль отчасти подражает популярному в эпоху архаики искусству Востока. В формировании и развитии коврового стиля особенно важную роль играли художественные традиции, сложившиеся вне Аттики: на островах Родос, Самос, Хиос, в малоазийских городах (в особенности славился своими изделиями Милет). Стиль получил широкое признание у мастеров Коринфа — крупнейшего центра искусства В. в северной части
Чернофигурная ойнохоя. \Л-\/ вв. до н. э. |
Динос коврового стиля с острова Родос. Ок. 600 г. до н. э.
Пелопоннеса. В вазах коврового стиля по всей поверхности сосуда располагались горизонтальные полосы-фризы с многоцветными, нарядными и красочными изображениями зверей и фантастических существ. Свободное пространство между фигурами заполнялось орнаментальными (главным образом растительными) мотивами.
Чернофигурная техника утверждается в конце VII в. до н. э. В ее аттическом варианте на красный или желтоватый фон керамики наносились лаком черные фигуры. Процарапыванием контуров и внутренних линий фигур достигалось более детальное членение изображения и его пластичность. Детали фигур могли также выполняться белой или пурпуровой краской. Большую роль сыграли технические усовершенствования, введенные аттическими мастерами. Они слегка подкрашивали естественный цвет глины охрой, чтобы после обжига она приобрела ровный оранжево-красный тон. Чернофигурный стиль вытеснил контурную технику. Изменилось и композиционное построение росписей: исчезла традиция расположения фигур горизонтальными фризами, опоясывающими сосуд. Их сменяют многофигурные сценки с мастерски выстроенной композицией, свободно размещенные на поверхности вазы. При этом художники неизменно учитывают форму изделия и располагают роспись в соответствии с ней.
В течение столетия афинские вазы вытеснили с рынков гончарные изделия других городов. В Афинах существовал целый ремесленный квартал Керамик, где работали гончары. Наряду с мастерами, изготовлявшими и самостоятельно расписывавшими свои изделия, существовали и специалисты-ва-зописцы, зачастую получавшие повсеместное признание и славу. Художественная значимость, которую имело для греков искусство керамики и В., подтверждается обычаем писать на сосуде имя его создателя. Одним из прославленных мастеров В. эпохи чернофигурного стиля был Эксекий, известностью пользовались Амасис, Клитий и др.
Чернофигурная роспись с ее подчеркнутой декоративностью и плоскостностью изображения человеческих фигур менее чем через столетие (ок. 530 г. до н. э.) сменяется созданным афинянами краснофи-гурным стилем. В этой технике черное, блестящее лаковое покрытие заполняло фон, а фигуры изображались в естественном цвете обожженной глины. Краснофигурная техника позволяла более детально прорисовывать формы тела и передавать движение, намечать объемы с помощью внутренних линий. Изображение приобретало большую глубину, нежели фон: это достигалось за счет различной толщины слоя лака (или жидкого фаянсового теста) и использования трех стадий обжига (окисле-