Лутрофор
восточного зодчества, в частности египетских и ме-сопотамских царских усыпальниц. Представление о новой общественной роли зодчества и новых эстетических принципах дает галикарнасский М. — усыпальница царя Карий Мавсола, правителя, номинально зависимого от Персидской империи. По аналогии с названием гробницы Мавсола этот тип усыпальницы и получил впоследствии свое наименование.
Воздвигнутое Сатиром и Пифеем ок. 353 г. до н. а сооружение было причислено к семи чудесам света. М. отличало не только 'его необычное, чуждое полисным идеалам назначение — возвысить до божественности личность усопшего, но и стилистические особенности. К ним относятся необычно гигантские размеры гробницы, сложное сочетание различных архитектурных форм и своеобразное смешение греческих и восточных (малоазийских) мотивов. Нижний высокий и глухой ярус здания венчался стройным рядом ионийских колонн, в промежутках между которыми были расставлены статуи. По верху цокольного яруса был помещен полный динамики беломраморный скульптурный фриз, и таким образом зрительно колоннада опиралась не на устойчивый постамент, а на исполненную не-
|
|
Круг Лисиппа. Голова кулачного бойца. IV в. до н. э.
предвосхитили художественную практику последующей эпохи. Мастер переходного времени, Л. завершил тенденции, заложенные в поздней классике, и открыл новые принципы искусства эллинизма.
Литература:
Валъдгауэр О. Ф. Лисипп. Берлин, 1923. Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады. М., 1977.
ЛУТРОФОР, древнегреческий сосуд из обожженной глины, с высоким туловом, длинным узким горлом, широким венчиком и двумя удлиненными ручками. Имел ритуальное назначение: в нем приносили воду для обряда омовения невесты; позднее его клали в могилу невесты, умершей до свадьбы. Л. использовался также в качестве принадлежности погребальной утвари, такие сосуды несли женщины во время похоронной процессии. В конце V—IV вв. до н. э. Л. изготавливались из мрамора и устанавливались на могиле в качестве погребальных памятников.
МАВЗОЛЕЙ (греч. МаизоЛеюп), монументальное погребальное сооружение, вошедшее в архитектуру Западной Европы в IV в. до н. э. под влиянием
Мавзолей в Галикарнасе. Реконструкция
АНТИЧНОСТЬ
удержимого движения полосу скульптурного рельефа. В нижнем ярусе помещался заупокойный храм высотой ок. 20 м. Во втором ярусе, окруженном колоннами, хранились жертвоприношения.
Над колоннадой, украшенной богатым антаблементом, возвышалась усеченная многоступенчатая пирамида, на вершине которой находились огром- ные статуи Мавсола и его жены Артемисии на че-тырехконной колеснице-квадриге.
|
|
Торжественное сооружение достигало пятидесятиметровой высоты.
Рельефы, выполненные Скопасом, выходят далеко за пределы официальной идеи памятника и с необычайной силой воплощают трагический и смятенный дух эпохи. До настоящего времени сохранились обломки фриза с изображением битвы греков с амазонками — «Амазономахия». Скульптурное убранство галикарнасского М., выполненное вместе со Скопасом мастерами Бриаксисом, Тимофеем и Леохаром, принадлежит к лучшим произведениям греческого искусства IV в. до н. э.
М. в Галикарнасе в средние века разрушили ры-цари-иоанниты, построив из него каменный монастырь-крепость. Статуи Мавсола и Артемисии хранятся в Британском музее.
Архитектурный тип монументальной гробницы, впоследствии называвшийся М., был распространен и в культуре Древнего Рима (М. Галлы Плаци-дии, Цецилии Метеллы).
МАСТЕР НИОБИД, древнегреческий аттический вазописец V в. до н. э. Именуется по наиболее известному произведению — росписи на кратере «Избиение Ниобид». В ней с особой наглядностью отразились кардинальные нововведения, освоенные монументальной живописью: распределение фигур по нескольким планам, изображение контурной линией земной поверхности, трехчетвертной поворот головы, характерность в изображении лиц. Под несомненным влиянием монументального искусства на изделиях М. Н созданы прекрасные батальные сцены.
МАСТЕР ПАНА, древнегреческий аттический вазописец, работавший в технике краснофигурной росписи. Назван по бостонскому кратеру Пана. По всей вероятности, основные работы относятся ко второй половине V в. до н. э. М. П. принадлежит к числу основоположников раннеклассического стиля. Основная его работа, кроме кратера Пана, — пелика Бусириса.
МАСТЕР ПАНАЙТИЯ, или вазописец Панай-тия, древнегреческий аттический вазописец, работавший в конце VI — начале V в. до н. э.
Мастер Панайтия. Деталь росписи килика «Тесей у Амфитриты». Ок. 490 г. до н. э.
Назван по сохранившейся на чашах его работы часто встречающейся надписи: «Любимец Панайтия». Основные работы — луврская чаша Тесея и чаша Эврисфея.
М. П. принадлежит к числу новаторов краснофигурной вазописи строгого стиля.
МАСТЕР ПЕНТЕСИЛЕИ, аттический вазописец, мастер краснофигурных сосудов раннеклассического периода (вторая половина V в. до н. э.).
Получил прозвище по мюнхенской чаше с изображением смерти Пентесилеи, а также за роспись чаши Тития. Центральные образы этих росписей