Теологическая парадигма политики
Цивилизационно-этическая парадигма политики
Парадигмы истории политической мысли
Практическое задание
Литература
Источники
Темы рефератов
План занятия
Учение о диктатуре пролетариата с неизбежностью вытекало из марксистской теории классов и классовой борьбы.
Маркс и Энгельс объясняли существование классов и их столкновение между собой степенью развития их экономического положения, характером и способом производства и определяемого им обмена.
1. Особенности «полисной» и «теологической» парадигм политической мысли Античности и Средневековья.
2. Специфические черты политических учений эпохи Возрождения и Реформации.
3. Интеллектуальные основы политической мысли Нового времени.
4. Особенности марксистской политической мысли.
1. «Идеальные государства» Платона, Аристотеля, Цицерона.
2. Принципы законодательства у Платона.
3. Наилучший образ правления у Аристотеля.
4. Диалектика государственных форм правления в античной политической традиции.
|
|
5. «Технология власти» Н. Макиавелли.
6. Т. Гоббс о власти и формах государства.
7. Дж. Локк о гражданском обществе.
8. Проблема разделения властей в теоретическом наследии Ш.-Л. Монтескье.
9. Учение Канта и Гегеля о правовом государстве и гражданском обществе.
10. Проблемы диктатуры и демократии в учении Маркса и Энгельса.
1. Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. 1.
2. Аристотель. Политика // Соч.: В 4т. М., 1983. Т. 4, кн. 3, 4.
3. Артхашастра, или Наука политики. М., 1993.
4. Гегель Г. Философия права. М., 1990.
5. Гоббс Т. Левиафан //Избр.пр.: В 2 т. М.; 1989-1990.
6. Джефферсон Т. О демократии. СПб., 1992.
7. Конфуций. Я верю в древность. М., 1995.
8. Лютер М. О светской власти // М. Лютер. Избр. пр. СПб., 1994.
9. Локк Дж. Два трактата о правлении // Соч.: В 3 т. М., -1988. Т. 3, кн. 2..
10. Кант И. К вечному миру // Собр. соч. М., 1994. Т. 7.
11. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Соч. Т. 4.
12. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. Т. 3.
13. Монтескье Ш. Дух законов / Избр. пр. М., 1955.
14. Платон. Государство // Соч. М., 1971. Т. 3, ч: 1, кн. 4, 8.
15. Полибий. Всеобщая история. СПб., 1995. Т. 2, кн. 6.
16. Цицерон. О государстве. О законах // Диалоги. М., 1994.
17. Руссо Ж.Ж.. Об общественном договоре. М, 1938.
18. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992.
1. Баскин Ю. Я. История политических и правовых учений. Конспект лекций. СПб., 1998.
2. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.
3. Волков В.А. История политической мысли Античного мира: Учебное пособие. СПб., 1998.История политических и правовых учений: Учебник для вузов. М., 1999.
4. Лосев А. Ф. Античная философия истории. М., 1997.
1. Дайте развернутую характеристику парадигмы как метода исследования истории политической мысли.
|
|
2. Дайте сравнительную обобщенную характеристику основных парадигм истории политической мысли.
3. Охарактеризуйте специфику античной политической мысли.
4. Сравните характеристику идеального государства у Платона и Аристотеля. Какие критерии типологизации форм правления предлагают античные мыслители?
5. Объясните, чем вызваны острая критика и неприятие демократии античными мыслителями.
6. Укажите, кто из мыслителей Нового времени сформулировал в современном виде принцип разделения властей и возвел его в ранг общеконституционного.
7. Сравните теории происхождения государства Т. Гоббса и Дж. Локка. Укажите, как решается вопрос о соотношении государства и личности в их теориях.
8. Какие теории и концепции Нового времени стали идейным основанием либерализма и консерватизма?
Ключевые понятия и категории: парадигма; политическая парадигма; ортодоксы и еретики; патриоты и космополиты; фюзис и номос; софисты; тимократия; олигархия; полития; демократия; аристократия; тирания; монархия; оптиматы; левиафан; государство и гражданское общество
История политической мысли как один из важнейших разделов политической науки представляет собой совокупность идей, концепций, теорий о политике и «политическом», выработанных человечеством на протяжении многих тысячелетий.
В изучении истории политической мысли огромную методологическую роль играет парадигматический подход.
Учение о парадигме (греч.«образец», «пример») как об эффективном методе изучения истории мысли было создано в середине XX в. американским историком науки Т. Куном.
Парадигма,согласно Т. Куну, это способ мышления, принятый в научном сообществе в определенную историческую эпоху.
Члены научного сообщества, за исключением мыслителей-революционеров, не вольны выбирать или менять парадигму.
Парадигма — это образец, которому следуют с очевидной необходимостью все, причастные конкретному сообществу.
Под политической парадигмой следует понимать способ осмысления основания, по которому человеческое сообщество делится на политические единства.
В каждую эпоху противоборство политических сил, стремится завершиться победой и верховенством одной из сторон этого конфликта. Идеологически это интерпретируется как борьба за власть прогрессивных сил против сил реакции. В то же время историческим результатом борьбы сторон становится разрешение, снятие противоречий, структурирующих данную эпоху, и освобождение общества, как от данного типа противоречий, так и от их носителей.
Сущность античной политики заключается в цивилизационно-этическом противоречии, содержанием которого является, с одной стороны, борьба полисной (городской) цивилизации на границах античного мира против варварства, несущего деспотию и рабство, с другой стороны — противостояние рождающейся личной моральной воли, принципиально не признающей тождества с общей волей, нравственностью общественного человека.
Политические единства подразделяются на цивилизованные и варварские, а внутри единств люди классифицируются на свободных и рабов по нравственному основанию.
Сущность европейской средневековой политики осмысливается как противоречие религиозного характера, содержанием которого являлась борьба за иерархическое религиозно-политическое единство христианского мира, выражавшаяся в противостоянии церкви и государства, христианского и нехристианских миров.
Религиозная проблематика, пропитывающая все самые приземленные заботы людей, оказалась водоразделом, образующим и различающим политические общности средневекового мира. Политические единства делятся на миры: христианский, мусульманский, иудейский, языческий. Внутри миров люди делятся на ортодоксов и еретиков.
|
|
Сущностью политики Нового времени являются противоречия национально-экономического характера, выливающиеся в социальное конфликты, конфликты государства и общества, конфликты наций-государств.
Политические единства классифицируются на нации и глобальные экономические системы. Внутри политических единств люди классифицируются на патриотов и космополитов.
Сущностью политики ближайшего будущего является преодоление глобального противоречия между обществом и природой. Сегодня природа с неизбежностью становится вместе с человеком творцом общественных отношений. Политические угрозы человеку исходят от него самого, превращают экологическую проблему в политическую.
Опираясь на концепцию Т. Куна, в истории политической мысли можно выделить следующие парадигмы: