Состояние итальянской экономики во второй половине XVI в. 4 страница

Всеми плодами экономического расцвета воспользовалась лишь кучка богатых купцов. Они нажили колоссальные прибыли, захватили в свои руки государственный аппарат Республики, превратив его в контору по управлению своими торговыми делами. Народные массы остались политически бесправными и испытывали жесточайшую эксплуатацию. Рабочий день на мануфактурах и в мастерских составлял 12—14 часов, оплата была низкой, особенно мало платили женщинам и детям, труд которых применялся во все возраставших размерах. Тяжела была и жизнь крестьян; заключив союз с оранжистами и дворянством, правящая купеческая олигархия возложила все связанные с этим расходы на плечи крестьян.

Аграрная реформа была проведена половинчато. Дворянские земли, за исключением владений изменников, конфискованы не были. Лишь частичной конфискации подверглись церковные и монастырские земли. Сначала они стали собственностью Республики. Но затем часть их была распродана в основном богачам по низким ценам, частично же они были просто расхищены. Крестьяне не превратились в собственников земли, а оставались арендаторами. Зато налоги на землю и на доходы от сельского хозяйства сильно возросли. Не полностью были ликвидированы и феодальные пережитки. В итоге «...народные массы Голландии, — писал Маркс, — уже в 1648 г. больше страдали от чрезмерного труда, были беднее и терпели гнет более жестокий, чем народные массы всей остальной Европы»'.

В стране обострялись социальные и политические противоречия, вспыхивали классовые и политические столкновения. На протяжении всего XVII в. в торгово-промышленных городах происходили волнения и стачки ремесленников и рабочих мануфактур, жестоко подавлявшиеся властями.

Военные действия против Испании, возобновившиеся с 1621 г., по истечении срока перемирия, шли с переменным успехом и по-степенно стали составной частью общеевропейской Тридцатилет-

Маркс К. Капитал, т. 1.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 763. 462

ней войны. С завершением ее закончилась и освободительная борьба нидерландского народа против Испании. Вестфальский мир 1648 г. подтвердил в основном условия перемирия 1609 г. Соединенные провинции получили еще ряд территорий и международное признание своей независимости.

Историческое значение Нидерландской буржуазной революции. Давая оценку историческому значению Нидерландской буржуазной революции, Маркс писал: «Революция 1789 года имела своим прообразом... только революцию 1648 года, а революция 1648 года — только восстание нидерландцев против Испании. Каждая из этих революций ушла на столетие вперед по сравнению со своими прообразами не только по времени, но и по своему содержанию»'.

Нидерландская буржуазная революция была первой успешной буржуазной революцией в Европе. Она происходила на первой стадии мануфактурного периода развития капитализма, когда «торговая.гегемония обеспечивает промышленное преобладание», а нарождавшиеся классы капиталистического общества — буржуазия и пролетариат-были еще незрелыми. Совершившись в стране, подчиненной иноземному господству, революция приобрела форму войны за независимость и проходила под идеологическим знаменем кальвинизма. Революция победила лишь на севере страны, где для этого сложились наиболее благоприятные экономические, социальные и политические предпосылки. Но и здесь власть была захвачена не революционной буржуазией, а консервативной купеческой олигархией, которая поддерживала союз с дворянством. Олицетворением этого союза был оран-жизм, сыгравший значительную роль в истории Республики. Проведенные экономические, социальные и политические реформы были половинчаты, повсеместно сохранялись пережитки феодализма. Поэтому уже в конце XVII в. на первое место в Европе выдвинулась Англия, где к этому времени тоже произошла буржуазная революция, а Голландия постепенно стала второстепенной державой.

Культура Нидерландов в XVI в. Глубокие сдвиги в экономике и социальных отношениях Нидерландов, связанные с возникновением капиталистического уклада, породили прогрессивные формы идеологии и культуры, которые соответствовали запросам новых общественных сил, боровшихся против феодализма и католической религии. Видное место в новом идейном движении принадлежало гуманизму, выдающимся представителем которого был Эразм Роттердамский (см. гл. 30).

Его последователь Дирк Коорнхерт (1522—1590), сторонник веротерпимости, не замыкался, подобно своему учителю, в области умозрительной критики, а принимал активное участие в полити-

' М а р к с К. Буржуазия и контрреволюция. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 6, с. 114.

2 Маркс К. Капитал, т. 1.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 764.

463

ческой деятельности. Он занимал высокие государственные должности и принял кальвинистское вероисповедание. Его идеи абстрактной веротерпимости вполне гармонировали с космополитическими воззрениями богатого купечества, считавшего, что непримиримость ортодоксального кальвинизма мешает неограниченной свободе торговли и наживы.

Видным представителем нидерландского гуманизма был также Филипп Марникс ван Синт Альдехонде (1538—1598). Выходец из аристократической семьи, он тем не менее с самого начала революции принял в ней активное участие, став советником и приближенным Вильгельма Оранского. Убежденный кальвинист, он написал большое число публицистических трактатов, сатиру на папство «Улей святой римской троицы», а также песню «Виллел-муслид», ставшую национальным гимном Нидерландов.

Большую роль в культурной жизни страны играли риторические общества, членами которых в городах и даже в больших деревнях и селах могли быть любители литературы, театра и словесности. Члены риторических обществ на своих регулярных собраниях соревновались в сочинении виршей, небольших пьес и фарсов, песенок. Демократические по своему составу и духу они активно участвовали в антицерковных и антииспанских народных движениях уже в предреволюционный период, а затем в революции и освободительной борьбе.

Большие успехи были достигнуты в живописи. Вершиной национально-реалистического жанра были полотна Питера Брейгеля Старшего, особенно такие, как «Крестьянский танец» «Слепые», «Избиение младенцев», в которых отразились события того времени и жизнь простого народа. Именно поэтому художник получил прозвище «мужицкий».

Культура Республики Соединенных провинций. Сложность и противоречивость социальной жизни и национального развития Республики придали особый колорит ее культуре. Центром науки в Соединенных провинциях стал Лейденский университет, основанный в 1575 г., вскоре после того как Лейден отразил наступление испанцев. Национальный нидерландский язык, сложившийся на основе прежнего нижненемецкого диалекта, сменил латынь и постепенно занял господствующее положение в гуманитарных науках и литературе. На нем была, в частности, написана патриотическая хроника П. Хоофта, в которой подробно раскрывались события революции и освободительной войны. На нидерландском языке писал свои пьесы крупнейший драматург республики Иост ван Фондел (1587—1679), а также целая плеяда литераторов и поэтов. По социальному содержанию их произведения были насквозь буржуазны. Они воспевали освященную кальвинизмом буржуазную предприимчивость, скопидомство, филистерское благо-правие мещанского быта, возвеличивали нидерландскую нацию.

Особенной широтой и глубиной отличалось творчество Гуго Гроция (1585—1645), верного традициям гуманизма в его буржу—464

азном обличий и являвшегося общепризнанным выразителем идей правящей купеческой олигархии Республики. В своих трактатах «Свободное море» (1609), «О праве войны и мира» (1625) Гуго Гроций дал развернутую теорию безграничной торговой и колониальной экспансии, а также заложил основы международного права. Анналы Гроция и по сей день остаются ценным историческим источником.

В XVII в. сложилась и расцвела знаменитая голландская национальная школа живописи. Выдающимися ее представителями были портретист Франс Хале (1580—1666) и мастера жанровой живописи — Адриан ван Остаде, Герарт Терборх, мастера пейзажа Саломон ван Рейсдал (ок. 1600—1670) и др. Вершиной голландской школы живописи был Рембрандт Харменс ван Рейн (1606—1669), работавший в разных жанрах-групповом и индивидуальном портрете, станковой живописи, офорте. В технике живописи им был разработан и доведен до совершенства принцип наложения светотени.

Экономический упадок Республики в конце XVII—XVIII в., утрата ею былого могущества, засилье социального консерватизма губительно сказались на судьбах национальной культуры, которая была подчинена вкусам и запросам деградировавшей купеческой олигархии.

ГЛАВА 34 АНГЛИЯ В XVI в.

Для Англии XVI век был временем капиталистической мануфактуры, аграрного переворота и основания первых английских колоний. Перестройке экономики страны на капиталистических началах способствовали следующие факторы: высокий уровень хозяйственного развития, распространение новых форм собственности не только в городе, но и в деревне, сближение низшей прослойки феодалов (рыцарей и джентри) с формирующейся буржуазией, политическая централизация страны; великие географические открытия, поставившие Англию в центре новых мировых путей из Старого в Новый Свет.

В XVI в. суконное производство в Англии являлось основной отраслью промышленности не только в городах, но и в деревнях и небольших местечках. Создавались местные промышленные центры в различных графствах Англии. Каждый из этих центров специализировался на выработке определенного типа шерстяных и суконных тканей.

Широкие и тонкие сукна производились на юго-западе и в центре Англии (Уилтшир, Сомерсетшир, Глостершир и Оксфорд-шир). На востоке Англии вырабатывались камвольные ткани, бумазея, а также каразея и байка (Норфолк, Сеффолк, Эссекс, Кент). В северных графствах производились грубые шерстяные ткани (Йоркшир, Ланкашир). Шерстяное и текстильное ремесло разви—4 65

валось в городах и деревенских селениях. Прядением и ткачеством занимались жители деревень и местечек как для своего потребления, так и для сбыта на рынке. Цеховые ремесленники городов вырабатывали сукно, которое проходило в процессе своего изготовления много стадий в цехах прядильщиков, ткачей, сукновалов, красильщиков и т. п.

Уже в XV в. обнаруживался упадок ранее процветавших и богатых городов Англии (Ковентри, Йорк, Лейстер). Причиной явилось бурное развитие сукноделия в деревнях и местечках, где не было цехов и цеховых ограничений, тормозивших развитие техники производства и препятствовавших зарождению капиталистической мануфактуры. Города пытались взять под свой контроль деревенскую промышленность: в Бристоле и Йорке требовалась городская печать на всех сукнах, выработанных в мелких близлежащих городах.

Свободное внецеховое ремесло тем не менее бурно развивалось. Благодаря ему из мелких местечек вырастали новые крупные и богатые города, такие, как Лавенхем, Касл-Комб, Степлтон и многие другие. Сюда из старых городов уходили цеховые мастера со своими подмастерьями и учениками.

Развитие капиталистической мануфактуры в городе и деревне. В XVI в. шерстяные ткани производились в мастерских гильдий, представлявших собой замкнутые корпорации ремесленников, и в предприятиях суконщиков-предпринимателей. Эти предприятия мануфактурного типа были особенно распространены в западных районах страны. В тех городах, где существовали ремесленные гильдии, сохранялась прежняя регламентация, защищавшая их права и привилегии. Они находились под охраной городских властей и государства. В XVI в. был издан ряд статутов, ограждавших права ремесленных гильдий, касавшихся прежде всего ученичества и направленных на то, чтобы ограничить количество мастеров и закрыть доступ в гильдию.

Проникновение суконщиков в -город наносило ущерб гильдиям; об этом свидетельствует жалоба ткачей, поданная в 1555 г. в парламент, о том, что «богатые суконщики держат в своих домах станки, на которых работают нанятые ими подмастерья, что ведет к разорению ремесленников, содержащих своим ремеслом себя и свою семью». Городские власти пытались защитить интересы мастеров, но безуспешно. Из жалоб следует, что сложилась уже не только простая капиталистическая кооперация, но и мануфактура, в которой суконщик заставлял ремесленников работать на своих станках.

Государственная власть вела крайне противоречивую политику — то покровительствовала гильдиям, то предоставляла суконщикам монополию на занятие сукноделием.

Государственное законодательство в интересах нанимателей устанавливало максимум заработной платы. Одним из парламентских актов максимальная зарплата была определена в 4 пенса в

466

день. За нарушение этих правил подмастерье отправляли в тюрьму, а мастер платил штраф. «Революция цен», охватившая в XVI в. все европейские страны, выразилась в резком повышении цен на продовольственные и промышленные товары. Актом 1563 г. была введена новая шкала расценок, и мировые судьи были уполномочены устанавливать уровень заработной платы в каждом районе. При этом интересы рабочего не учитывались. Так, в конце XVI в. цены на пшеницу выросли в 3—4 раза. В 1599 г. в Лондоне заработная плата квалифицированного подмастерья колебалась от 6 до 9 пенсов в день с едой и питьем. В сельских местностях заработная плата была еще ниже, что было одной из причин быстрого развития капиталистического производства в деревне, куда устремлялись предприниматели.

Последствия «революции цен» наиболее тяжело сказались на сельскохозяйственных рабочих. Если в 1495 г. они могли обеспечить семью продовольствием на год 15-недельным трудом, то в 1564 г. для этого требовался 40-недельный труд, а в 1593 г. и годовой труд не мог обеспечить семью.

Развитию мануфактур в Англии способствовала Реформация, в руки городских властей и суконщиков переходили помещения аббатств и монастырей, в которых устанавливались станки и создавались мануфактуры. В помещениях одного только. Оснейского аббатства около Оксфорда суконщик Стамп предполагал занять на выработке сукна 2000 человек. В связи с замыканием цехов и экспроприацией крестьянского населения в результате огораживаний города были переполнены безработными, бродягами и нищими, которых городские власти пытались использовать на работе в суконных мануфактурах.

Городские советы Лейстера, Линкольна, Ковентри и других городов отпускали средства на организацию суконных мануфактур, стараясь приспособить к этому любые помещения. В Линкольне в тюрьму было превращено помещение грамматической школы: здесь обучали ткацкому ремеслу молодых нищих и бродяг.

В XVI в. центром развивающегося внецехового ремесла и мануфактуры стала деревня, где в первую очередь изготовлялась пряжа. Половина сукон, изготовленных в Уилтшире, Глостершире и Сомерсетшире, была сделана из пряжи, купленной у «неорганизованных» деревенских прядильщиков. Во многие города пряжа поступала из пригородов, деревень и даже из Ирландии.

Другой формой развития внецеховой суконной промышленности являлась раздача скупщиком сырья для производства пряжи и тканей. Часто купец давал не только сырье, но и оборудование и станки; в этих случаях мелкий ремесленник целиком зависел от заказчика, дававшего ему работу и оплачивавшего его труд. Но в основном раздача сырья находилась в руках крупных суконщиков и купцов. Часто богатые овцеводы и купцы становились суконщиками-предпринимателями. Суконщики нередко строили дома для бедных, чтобы использовать

467

бедняков и нищих в качестве дешевой рабочей силы. Число рабочих в таких домах часто доходило до 60 человек. Типичной рассеянной мануфактурой можно считать мануфактуру крупного суконщика Томаса Пейкока. Вся работа выполнялась чесальщиками, прядильщиками, ткачами, сукновалами, стригаля-ми и другими рабочими. Одни люди, работавшие для Пейкока в соседних деревнях, получали от него сырье и полуфабрикаты и работали у себя на дому; другие работали в помещениях Томаса Пейкока на станках, принадлежавших самому суконщику. Такая организация труда типична для смешанной мануфактуры, где есть и раздача сырья на дом и простая капиталистическая кооперация, но нет разделения труда.

Централизованных мануфактур в Англии XVI в. было мало. Крупной централизованной мануфактурой (около 960 человек рабочих) была мануфактура Джона Уичкомба, известного под именем Джека из Ньюбери; на его мануфактуре было уже детальное разделение труда, изделие проходило все стадии изготовления в одном месте.

В Англии XVI в. складывались предпосылки для победы капиталистического производства над феодальным. Конкуренция крупного мануфактурного производства разоряла мелких самостоятельных мастеров города и деревни, превращая их в рабочих мануфактур, суконное производство сосредоточивалось в руках богатых суконщиков-предпринимателей. Об этом свидетельствуют жалобы ткачей Эссекса и Кента, поданные в 1539 г. лорду-канцлеру Англии: «Эти богатые суконщики держат в своих руках ткацкие станки, а также ткачей и валяльщиков на ежедневной работе, и вследствие этого ваши просители, работающие в своих домах, имеющие жен и детей, постоянно лишаются заработка; но чтобы избежать безработицы, ваши бедные подданные принуждены брать работу за плату, назначенную суконщиками» (по закону полагалось 4 пенса, нанимали за 11/2 пенса).

Так возникало капиталистическое производство в шерстяной промышленности Англии и создавались кадры наемных рабочих, оторванных от средств производства.

Начало аграрного переворота в английской деревне XVI в.

В XVI в. Англия вступила в период так называемого первоначального накопления. Успехи сукноделия, спрос на шерсть в Нидерландах и в самой Англии способствовали повышению цен на нее.

Овцеводство становилось выгоднее земледелия, и лорды начали превращать свои земли в пастбища. Они захватывали общинные угодья: леса, пустоши, пастбища, перелески и т. п., которыми ранее пользовались совместно с крестьянами. Эти земли огораживали живой изгородью, частоколом, канавами. Лишение крестьян общинных угодий наносило большой удар по крестьянскому хозяйству и подрывало весь общинный уклад деревни, включавший в себя общие пастбища как необходимое условие крестьян-

468

ского земледелия и скотоводства. В английской деревне XVI в. сохранялась еще небольшая верхушка свободных крестьян-фригольдеров. Из их верхушки позднее вышли капиталистические фермеры. Большинство составляли копигольдеры — наследственные держатели господской земли. Они обязаны были уплачивать лордам денежную ренту в размерах, установленных по соглашению и обычаю. Третью группу крестьян составляли арендаторы (лиз-гольдеры), державшие землю у помещиков на условиях краткосрочной или долгосрочной аренды.

По мере развития сукноделия и роста цен лорды не ограничивались захватом общинных угодий, а стали огораживать крестьянские пахотные земли. В первую очередь пострадали мелкие арендаторы с краткосрочной арендой земли из господского домена.

Далее начался сгон крестьян с их наследственных держаний. Захваченные пахотные земли лорды тоже огораживали и превращали в пастбища для овец или сдавали в аренду за высокую плату крупным арендаторам-фермерам. Заключение арендных договоров на длительные сроки (99 лет) при непрерывном падении стоимости денег было выгодно для фермеров, которые обогащались, эксплуатируя наемных рабочих. «Нет поэтому ничего удивительного в том, — писал К. Маркс, — что в Англии к концу XVI столетия образовался класс богатых для того времени "капиталистических фермеров"»'. В результате огораживаний крестьяне Англии были лишены основного средства производства — земли. Огораживания, как указывал К. Маркс, были одним из главных методов первоначального накопления в Англии.

В процессе огораживаний исчезли целые деревни и даже крупные поселения. Десятки тысяч крестьянских семей лишались средств к существованию; они должны были покидать свои усадьбы, становились бродягами и нищими. В одном из парламентских статутов XVI в. говорилось: «Великие бедствия ежедневно увеличиваются вследствие опустошения, разрушения и сноса крестьянских домов и целых селений в нашем королевстве. Земли, которые обычно употреблялись для земледелия, теперь превращаются в пастбища. Там, где некогда было занято хлебопашеством до 200 человек, теперь осталось 2—3 пастуха...»

Тюдоровское законодательство против огораживаний. Правительство Тюдоров было напугано последствиями огораживаний. Разорившиеся крестьяне не могли платить налоги и нести другие государственные повинности. Пауперизм и бродяжничество были опасны для имущих классов. В стране участились воровство и другие преступления; в отдельных районах крестьяне уничтожали изгороди. Правительство попыталось приостановить процесс огораживаний, издавая законы против насильственного сгона

Маркс К. Капитал, т. 1.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 754.

крестьян. В 1489 г. Генрих VII запретил огораживать и разрушать крестьянские усадьбы, имевшие не менее 20 акров. Статут Генриха VIII в 1516 г. запрещал превращать пашни в пастбища. Статут 1533 г. ограничивал количество овец у одного владельца до 2000 голов. В 1597 г. статут королевы Елизаветы подтвердил прежний указ о восстановлении разрушенных крестьянских усадеб и прекращении огораживаний. Правительство посылало ревизии для расследования огораживаний; виновные в нарушении статутов подвергались штрафам. Но все принятые меры не давали результатов. Лорды и дворяне графств не подчинялись актам против огораживаний, срывали работу комиссий по расследованию огораживаний. Крупные лорды приобретали специальные разрешения на проведение огораживаний в их владениях и не считались с членами комиссий. Контроль за проведением огораживаний и соблюдением статутов осуществляли на местах мировые судьи, т.е, местные дворяне — помещики, сами заинтересованные в проведении огораживаний.

Восстание Роберта Кета. В 30-х гг. XVI в. вспыхнули крестьянские восстания в Линкольншире, Йоркшире и северных графствах Англии. Но наиболее крупное восстание, связанное с огораживаниями, развернулось в 1549 г. в графстве Норфолк (район массовых огораживаний). Его возглавили мелкие помещики братья Кет — Роберт и Вильям. В восстании приняли участие и крестьяне Сеффолка. Оно было поддержано беднотой Норича;

всего в повстанческом лагере собралось около 20 000 человек. Была выработана программа из 29 статей. Она требовала снижения ренты, лишения лордов права пользоваться общинными угодьями, уничтожения манориальных судов, ликвидации остатков крепостного права. Крестьяне настаивали на выполнении всех королевских статутов против огораживаний, но вместе с тем просили не запрещать огораживаний, производимых для разведения шафрана (техническая культура). Это свидетельствует об участии в восстании зажиточных крестьян, которые сами прибегали к огораживанию с целью посева более выгодных культур.

Беднейшие крестьяне выдвинули свои дополнительные требования, направленные на улучшение их держательских прав. «Настоящие условия владения землей представляются нам жалкими и рабскими, держание земли целиком зависит от воли и произвола лорда...» Крестьяне собирались разрушить все изгороди, возведенные лордами на захваченных общинных землях: «Мы снесем все изгороди, засыпем все канавы и рвы и дадим возможность каждому пользоваться общинными пастбищами...»

Восставшие взяли город Норич и разбили отряд правительственных войск. Но потом их постигли неудачи: они не смогли соединиться с крестьянами Девоншира и Корнуэлла. На подавление восстания правительство бросило отряд в количестве 15 000 человек из немецких и итальянских наемников. Повстанцы, которые не умели сражаться с регулярными войсками, были разбиты

470

в августе 1549 г. в долине Дюссендейль, близ Норича. Число убитых доходило до 3500 человек. 300 повстанцев было казнено, Роберт и Вильям Кет повешены.

Кровавое законодательство Тюдоров. Капиталистическое хозяйство, еще слабо развитое, не могло поглотить огромную массу экспроприированных бродяг и нищих, заполнивших города и дороги Англии. Короли стали издавать жестокие законы против бродяг и нищих («кровавое законодательство»).

Согласно этим законам милостыню могли собирать только старые и не способные к труду нищие; работоспособных бродяг бичевали и брали с них клятву, что они вернутся на родину и будут работать. Если паупер не переставал бродяжничать, то после первого наказания его должны были бичевать второй раз и отрезать половину уха; в случае, если он был задержан в третий раз, его предавали смертной казни.

По закону короля Эдуарда VI уклонявшихся от найма отдавали в рабство тем, кто доносил, что они являются бродягами. Хозяин имел право плетью принуждать паупера-раба ко всякой работе, продать его, завещать по наследству и т. п. Паупера-раба за самовольный уход осуждали первый раз на пожизненное рабство и ставили раскаленным железом на лице букву S (slave-раб), во второй раз ставили второе клеймо и после третьего побега казнили. Власти всячески старались вернуть бродяг на место их рождения, где они становились «рабами прихода». Они не могли покинуть свое местожительство и должны были выполнять любую предложенную им работу: «Отцы теперешнего рабочего класса, — писал К. Маркс, — были прежде всего подвергнуты наказанию за то, что их превратили в бродяг и пауперов»'.

С конца 40-х гг. XVI в. государственная власть из чисто полицейских соображений взяла в свои руки разработку системы призрения бедняков. Был введен налог в пользу бедных. Мировые судьи могли тратить часть денег на покупку земли и постройку работных домов, обитатели которых под страхом телесного наказания должны были выполнять принудительную работу.

Закон 1576 г. предписывал открыть в каждом графстве 2—3 работных дома. В работных домах царили истинно каторжные порядки: в наказание за проступки избивали плетьми, и от смотрителя зависело число ударов; на ежедневное содержание полагался 1 пенс (смотритель получал 12 пенсов в день).

Скопление неимущих и обездоленных людей в городах вызывало тревогу городских властей, которые опасались эксцессов и болезней и стремились ограничить приток переселенцев. От них требовался денежный залог.

В 1589 г. был издан статут, гласивший, что в одном доме может жить только одна семья и нельзя сдавать сельскохозяй-

' Маркс К. Капитал, т. 1.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 744. 471

ственным рабочим коттеджи меньше, чем с 4 акрами земли. В статуте, касающемся Лондона, запрещалось принимать жильцов в дома постоянных жителей. Государственный секретарь лорд Сесиль говорил о создавшемся положении: «Если бедняки, выброшенные из их домов, поселяются с другими, то мы ловим их на основании статутов о жильцах; если они бродят по дорогам, они рискуют попасть под действие статута о бедных и получить наказание плетьми».

Такова была обратная сторона отрыва непосредственных производителей от средств производства.

Абсолютизм Тюдоров. В правление династии Тюдоров (1485- 1603) королевская власть в Англии значительно окрепла и превратилась в абсолютную. Уже первый король этой династии Генрих VII (1485—1509) вел беспощадную борьбу с остатками феодальной знати, сохранившейся после войны Алой и Белой розы. Были созданы чрезвычайные политические суды: суд Звездной палаты (суд по делам государственной измены), суд палаты прошений, канцлерский суд и другие. Кроме того, было запрещено содержать феодальные свиты, одетые в ливрею своего господина; эти свиты служили источником феодальных смут и усобиц, и их роспуск подрывал могущество старой знати.

Король запретил баронам иметь артиллерию; бароны со своими отрядами стрелков из лука теряли возможность воевать с королем.

Старое дворянство, лишенное многих привилегий, не могло приспособиться к изменившимся экономическим отношениям. Источником его существования была феодальная рента, получаемая с держателей-крестьян, либо пенсии и жалованье за службу при дворе короля. «Революция цен» снизила реальную стоимость рент — главный доход старой феодальной знати. Усиление королевской власти и возвышение нового дворянства подрывало политические позиции старой знати, проживавшей большей частью в северных графствах. В связи с упразднением монастырей потеряли свое значение могущественные ранее аббаты крупных церковных владений.

Социальной опорой Тюдоровского абсолютизма было новое среднее и мелкое дворянство, а также новые лорды, занявшие место исчезнувших старых феодальных фамилий. Новое дворянство обогатилось за счет экспроприации крестьян и в широких масштабах применяло в своих поместьях наемный труд. Их поместья были тесно связаны с рынком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: