Иероним Стридонский (345–382–419/420)

В эпоху классического средневековья

Еретические и предреформационные движения на Западе

Еретические движения отражают «движение умов» в эту эпоху. Их предпосылки – те же, что и предпосылки появления схоластики и новых монашеских орденов: 1) расширение кругозора как результат крестовых походов и Реконкисты; 2) знакомство с греческой арабской, еврейской философией; 3) развитие «третьего сословия» с его рациональным мышлением и борьбой за социальные права; 4) распространение грамотности и образования.

Религиозное сектантство этой эпохи по своему духу во многом предвосхищало грядущую протестантскую Реформацию. Секты, одна за другой, возникали в Италии, Франции, Фландрии, Германии. Свои разнообразные названия получали по месту (ломбарды), имени вождя (арнольдисты) или характеру учения и деятельности (катары). Стояли в резкой оппозиции к официальной Церкви и пытались создать не только новое учение, но и новые формы религиозно-общинной жизни.

Катары – совершенные или чистые. Катаризм – духовный стержень многих духовно-религиозных движений эпохи. Духовная основа – манихейство (пророк Мани) на базе древнеперсидской религии (дуализм добра и зла, Ормузд и Ариман). Проникновение через Болгарию – богомилы в 10 в. (проклинают богатых, отвергают государство, непослушание властям). Успех катаров в народной среде основан как на стремлении к аскетическому совершенству, так и на критику существующего строя. В Южной Франции и Италии поддерживались антиклерикальными настроениями городской буржуазии, которая боролась с духовенством из-за управления городом и податных привилегий. Критика катарами высшего духовенства имела серьезные основания: даже папа Иннокентий 2 обрушивался с упреками на своих прелатов (с. 258). Апостольская бедность для катаров – идеал, частная собственность, брак и семья – зло. Зло воплощается не только в мирском, но и вообще в материальном. Привлекали воздержанием, заботой о больных и бедных, миролюбием, отрицали присягу и уголовное право. Их победа привела бы к политическому и социальному перевороту, но едва ли искоренила бы зло, коренящееся в человеческой природе. Пользовались постоянной рознью между папским престолом, императорами, королями и городской буржуазией. Однако папы использовали все возможности для искоренения ереси, от дипломатического нажима на ее покровителей, обличительных посланий и миссионерских усилий (св. Доминик в Лангедоке) до крестовых походов и жестокостей инквизиции.

Секта арнольдистов. Ее основатель – Арнольд из Брешии, изучал богословие в Париже, ученик Абеляра. Крайний аскетизм, нравственная проповедь. Обладание имуществом и притязания на светскую власть – зло для Церкви. Под его влиянием народное восстание в Риме в 1146 г. (террор, разграбление имущества патрициев, кардиналов, священников и изгнание папы) приобрело церковно-реформистский характер. Объявлен папой еретиком в 1148. Секта ломбардов. Св. Бернард: «у него голова голубя и хвост скорпиона».

Иоанн Солсберийский: «То, о чем учил Арнольд, вполне согласно с законом христианским, но не совместимо с действительной жизнью». Воодушевлял республиканский Сенат Рима и пытался заключить союз с Конрадом против папы. Требовал подчинения власти папы императору, ссылаясь на традицию до Григория 7: «священнослужители не должны в одно и то же время держать меч и святую чашу; они должны проповедовать и подтверждать проповедь своим добрым примером, а не возбуждать войн и распрей в мире». Конрад на это не пошел, а исход борьбы решил договор Фридриха Барбароссы с новым папой Адрианом, который впервые наложил на Рим интердикт. Фридрих предпочел иметь дело со слабым папой, чем со своевольными гражданами, и получить власть Божьей милостью, а не милостью народной. Верующие потребовали от Сената покаяния, а Арнольд был сожжен на костре (+1155).

У ломбардских еретиков было широко поставлено школьное дело. Наиболее способные учились схоластике в Париже, чтобы вести диспуты с официальным учением. В 1209 г. преподавались гностики, Фридрих 2 в 1236 г. назвал Милан «рассадником ереси».

После гибели Арнольда центр сектанского движения переместился во Францию, где в начале 1170-х гг. возникла секта вальденсов, широко распространившаяся по Европе. Петр Вальденс, богатый лионский купец, несмотря на отсутствие образования, стал сам изучать Библию в романском переводе. Проповедь аскетического идеала. «Лионские бедняки». Получив в 1179 г. отказ в благословении папы на свою проповедь, «вальденсы» попали под влияние катаров.

В начале 13 в. стали наиболее распространенной сектой в Европе, центр их был в г. Альби (Лангедок, Южная Франция). Движение альбигойцев разгромлено в результате крестовых походов. Трагический исход, где не отличали еретиков от ортодоксов-католиков: «Бейте их всех, ибо Господь познает своих». (Рожков, с. 266). Ср. с. 270. В середине 13 в. Катары были полностью истреблены в Южной Франции, но победа была куплена ценой полного опустошения этой цветущей области. Особенно упорно сопротивлялись богомилы. В Боснии ок. 1400 г. их учение были объявлено государственной религией. В!5 в. Сменили манихейство на ислам.

Во Фландрии на рубеже 12–13 вв. сектантские движения были представлены бегинками и беггардами. Основатель Ламберт ле Бег (+1180), Бега – мать Пипина Геристальского. Мирской орден, близкий терциариям (францисканцы). Бедность, труд (потом милостыня), обеты целомудрия и послушания, правила гостеприимства и ухода за больными. Хозяйственные общины как решение женского вопроса. Стремление к благочестивой жизни на братских началах, религиозная экзальтация. Трудолюбие, воздержание и бережливость. Оседлые бегины и беггарды, подчиненные строгой дисциплине ордена, пользовались защитой церкви, странствующие втягивались в антицерковные движения. Пантеизм в духе Амальрика (+1206), читал лекции в Париже, оправдался перед Иннокентием 3, отрекся от заблуждений перед смертью. (Бог есть все, христианин–член тела Христова, пребывающим в любви не вменяется в вину никакой грех). Последователи вывели другие заключения. Троица – троякое Откровение: Отца (от Авраама), Сына (от Иисуса), Духа Святого (от Амальрика). Близок к Иоахиму из Флоры. Внешний церковный порядок потерял значение. Святой Дух открывается в сердце отдельного человека. Бог проникает всю природу. Человеческая душа – часть силы, сотворившей мир, и после смерти тела она возвращается к Богу. Человек развоплощается и ставится вне законов морали. Для подтверждения использовались тексты апостола Павла против ветхозаветного законничества. Учение Амальрика особенно активно проповедовал Ортлиб из Страсбурга. В Германии, особенно в бассейне Рейна, борьба с сектантами не была столь успешной, как во Франции и Испании – не только из-за отсутствия инквизиции, но из-за сопротивления князей императорам и прелатам.

«Апостольские братья» середины 13 в. В Италии (Герард Сегарелли). Лионский собор 1274 г. запретил «дикие ордена», но не все подчинились. В 1286 г. булла папы против. В 1294 г. борьбу с сектой взяли в свои руки доминиканцы, и в 1300 г. Сегарелли сожжен на костре. Борьбу сектантов с крестоносцами возглавил Дольчино. Увлеченный идеями Иоахима из Флоры, ожидал наступления Тысячелетнего Царства в 1303 г., когда император победит папу. Авторитет Дольчино возрос, когда в 1303 г. Филипп Красивый ввел своих солдат в Ватикан, а папа Бонифаций скончался от происшедшей катастрофы. Дольчино укрылся в горах и в течение ряда лет наносил тяжелые поражения крестоносцам, но потом голод и зима сломили его сопротивление.

Несмотря на поражение сектантских движений, они оказали глубокое влияние на психологию народа и судьбу католической церкви. С одной стороны, доказали необходимость возрождения в Церкви древнехристианских идеалов святости, с другой – послужили дальним предвестником и глубинной подготовкой Реформации.

Джон Уиклиф (1320–1384) – один из выдающихся предшественников Реформации, оказал влияние на богемских гуситов, а через них на христиан Германии. Вовремя учебы в Оксфорде увлекся идеями Оккама (+1347). Стремился освободить Англию от господства римского престола. Утвердить светскую национальную власть короля и парламента, защитить крестьянскую общину от частного предпринимательства.

В борьбе с римским престолом Уиклиф, схоласт «реалистического» направления, отвергал таинства, тайную исповедь, отпущение грехов, почитание святых. Многие из его положений осуждены папой в 1377 г. и объявлены Лондонским Синодом (1382) еретическими. Отстаивал отказ Церкви от имущества, требовал участия священства и монахов в общинном хозяйстве. Разделял идущий от блаж. Августина и Григория 7 взгляд, что государственная власть «пахнет грехом» и может смыть его только путем поддержки общинного хозяйства. Отстаивал идеи Платона об общественном хозяйстве, к которому, однако, надо идти не путем насилия, а путем морального воспитания народа. Однако вожди крестьянских движений сделали отсюда иные выводы.

Идеи Уиклифа нашли отклик в Богемии, где реформаторские настроения питались национальными устремлениями чехов, так как опорой римской Церкви в Богемии были немцы, занимавшие ведущие места в экономике и культуре. Сочинения Уиклифа привез из Оксфорда Иероним Пражский. Они послужили теоретическим обоснованием церковного реформаторства, почва для которого в Богемии была подготовлена вальденсами и некоторыми представителями католической церкви. Так, уже архиепископ Милич, личный секретарь Карла 4, добровольно сложил свои государственные и архипастырские обязанности, чтобы стать народным проповедником. Он осуждал торговлю, капитал и церковную собственность, призывал священников к апостольской бедности, разделял некоторые идеи Иоахима из Флоры (1132–1201). Матиас, духовник Карла 4, также выступал с требованием церковных преобразований.

Различные духовные течения и стремления чехов нашли свое воплощение в лице Яна Гуса (1369–1414). Священник. Декан философского факультета, с 1402 ректор Пражского университета и пламенный проповедник Вифлеемской церкви.

Вдохновленный идеями Уиклифа, начал призывать к церковным реформам. Его проповедь вызывала недовольство многих духовных лиц, его обвинили перед архиепископом в распространении еретических учений. Главными противниками Гуса оказались немецкие теологи и философы из Пражского университета. Национальная вражда совпала с расхождением в богословских вопросах. Ян Гус опирался на Уиклифа, поклонника Платона, и сам был «реалистом», немцы же защищали номинализм и осудили основные положения Уиклифа (1408).

Гус добился у короля ограничения немецкого влияния в университете, в ответ на что немецкие профессора и студенты покинули Прагу и основали университет в Лейпциге. Все эти события завоевали Гусу уважение и любовь чехов, они увидели в нем духовного вождя нации.

В 1411 г. Гус выступил на публичном диспуте против очередного крестового похода, посчитав его несовместимым с учением Христа. Диспут имел огромный успех. Кардинал предал Гуса анафеме, и ему пришлось покинуть Прагу. В 1414 г. собор в Констанце обвинил Гуса в поддержке платонизирующего схоластического «реализма». Ему было инкриминировано также учение об обязательном причащении мирян под двумя видами (хлеба и вина, что на самом деле совершил один из его сторонников). Признанный злостным еретиком, Гус был сожжен.

В гуситском движении было два направления: утраквисты (умеренное – изъятие церковных земель и причастие под обоими видами) и радикальное (табориты, от названия горы Фавор). Затем оно раскололось на несколько партий. Умеренные табориты во главе с Яном Жижкой истребили «адамитов», которые защищали многоженство и не считали нужным носить одежду. Запрещение процессий с причастием вызвало гуситские войны, где король и крестоносцы потерпели поражение. Базельский мир в 1433 г.

Дополнительный материал по раннему христианству

1-я пол.2 в. – Игнатий Антиохийский, Поликарп Смирнский, Юстин Философ.

2-я пол 2 в. – Ириней Лионский, Тертуллиан Карфагенский, Климент Александрийский.

Татиан Ассириец обратился под влиянием Юстина Мученика (пер.пол.2 в.). В 172 г. он отправился на Восток, в Сирию, где впал в гностические заблуждения и сделался ярым противником греческой философии. Увлекся строгой аскезой, основал секту энкратитов, отвергавших брак и употребление мяса и вина. Крайними энкратитами были акварии, которые совершали евхаристию с хлебом и водой, но об их связи с Татианом ничего не известно. Евангельская гармония, где опущено родословие Христа.

1-я пол. 3в. – Киприан Карфагенский, Ориген Александрийский, Ипполит Римский (Ученик Иринея Лионского).

2-я пол. 3 в. – Дионисий Римский, Дионисий Александрийский, Григорий Неокесарийский (Чудотворец), Павел Самосатский (антиохийский) (модализм, или савеллианство+антиохийский историзм, антиоригенист), Лукиан Самосатский.

Арий: борьба с модалистами.

Апологии судебные и научные. Судебные апологии: обращения к правительству остановить преследования. Доказывали несостоятельность обвинений, призывали к беспристрастию, отвергали клевету, доказывали чистоту жизни. Кодрат Аристид, Юстин Философ, Мелитон, Афинагор. Прекратились к концу 2 в., ибо не достигали цели. Научные апологии: полемика с языческими философами и иудеями. Юстин Философ: Обличение эллинов, Разговор с Трифоном иудеем. «Для иудеев соблазн, для эллинов безумие». В ходе научной полемики складывалось христианское богословие, то есть рациональное объяснение истин веры.

Школы: Римская, Карфагенская, Александрийская, Антиохийская.

Юстин Философ. Тертуллиан – предшественник Августина Блаженного. Противоположность веры и разума выразил в формуле «Верую, потому что абсурдно». Материалистические тенденции. Реалист, практик. Св. Писание понимает буквально. «Душа человеческая по природе христианка». «Христианами становятся, а не рождаются».

Климент Александрийский. «Строматы». Ориген. «Против Цельса». Величайший экзегет. Аллегорическое понимание Библии. Антиохийская школа.

Борьба с ересями. Разновидности ересей. Иудействующие (иудеохристиане). Гносис как смешение христианского вероучения с языческой философией и восточными религиями. Значительное влияние на гносис оказал неоплатонизм (Плотин и Прокл). Против гностиков выступали Ириней Лионский и др.

Ереси внутри христианского богословия: Антитринитарии-монархиане. Утверждали главенство Бога-Отца в Св. Троице. Считали лица Св. Троицы либо «энергиями», исходящими от Отца (динамисты), либо «модусами» существования Отца (модалисты).

Христианская литература на Западе в 4–5 вв.

Амвросий Медиоланский (335/340–397)

335-340 Трир. Образование в Риме: красноречие и право.

370 – наместник в Лигурии (Милан).

374 – миротворец между арианами и православными по смерти епископа.

Возведен в сан. Упражняем сердце чтением: Филон, Ориген, Евсевий, Афанасий, Василий.

Защита Церкви от имперского вмешательства, арианской ереси и нападок язычников. Император внутри Церкви, а не над ней.

Умелый пастырь и влиятельный политик.

382–384. Выступает против лидера языческой партии Симмаха. Вернуть римскому сенату алтарь победы. Опроверг аргументацию римского префекта. Попытка восстановить языческий культ провалилась.

386 –выдержал военную осаду базилики и не передал арианам. Молился и распевал псалмы.

387 – крестил Аврелия Августина.

390 – добился церковного покаяния от Феодосия Великого после расправы в Фессалониках (убийство готского начальника). Умер через два года после смерти Феодосия. 04.04.397.

Произведения экзегетические (толкование Св. Писания), догматические (разъяснение таинств), аскетические (христианская этика). Речи, письма, гимны.

Записи проповедей. Обращаясь к широким массам, вразумляет и наставляет на путь добродетели.

Смысл буквальный, нравственный и духовный (мистический). Аллегорический и назидательный характер объяснений, не претендуют на научность. О рае, О Каине и Авеле, О Ное, О Аврааме, Шестоднев. Экзегетика восходит к Оригену и Василию (330–379). «Он сотворил человека и потом отдохнул, обретя в нем того, кому мог прощать грехи».

Обращается не столько к уму, сколько к чувству верующих.

Катехизические беседы-трактаты. Катехумены и неофиты. О таинствах. Первая «крещальная формула» на латинском языке. Древний Символ веры. О вере (378) в пяти книгах – против ариан для императора Грациана. О Святом Духе. Отстаивает понятие «единосущия». Его книги – скорее популяризация, нежели теологическое исследования. Отвлеченное теоретизирование ему чуждо, но ценил греческую философию.

О девственницах и О вдовах. В городской среде Запада идея добровольной девственности была достаточно новой. Тем не менее, многие девушки оказались захваченными ею. Призывает не к монашескому аскетизму, а к воздержанию в браке. Мистический брак с Христом – высшее призвание женщины. Образцы текста (с.73). Брака и материнства не умаляет, в отличие от Тертуллиана. Вина женщины в грехопадении оправдана (она обманута мудрейшим змеем).

О покаянии – осуждает ригоризм Новатиана.

Об обязанностях священнослужителей. Первое исследование по церковной этике и нормам жизни. Следует плану и риторике трактата Цицерона Об обязанностях. Воспитание достойного гражданина – нравственное формирование духовенства. Разрешение конфликта между нравственно-прекрасным и полезным. Все стоические добродетели переосмысливает в христианском духе. Написанное простым и ясным языком. Это сочинение скоро сделалось настольной книгой латинского духовенства.

О благе смерти. Дидактическое сочинение с платоническими мотивами. Речи на похоронах и поминках (брата и императоров)– ораторское искусство.

Письма – судьбы христианства и Империи неразделимы.

Гимнография и антифонное пение. Привлечь народ к участию в богослужении. Дары Христовы вечные и Господь создатель сущего. Воспоминания Августина (с. 80).

Иероним Стридонский (345–419/420). Стридон – на границе между Далмацией и Паннонией. В 379 г. стерт с лица земли готами. О знаменитых людях. Учился в Милане и Риме, у Доната (самый авторитетный учитель в Риме). Вергилий, Гораций, Теренций, Цицерон. В 370 г. Трир. Гос. Карьера. 373–377 – монашеский идеал. Аквилея, Афины, Сирийская пустыня. Жизнь Павла Пустынника. В 379 г. в Константинополе. Григорий Богослов (329–389) и Григорий Нисский (мистик, +389). Знание греческого. Приверженец Оригена и аллегорического толкования. Перевод Хроники Евсевий Кесарийского с дополнениями. Участие во Вселенском соборе в 381 г. Секретарь папы Дамаса с 382 г. Начитанность и компетентность в экзегезе. Новый перевод Библии (390–405. Вульгата). Муж трех языков (vir trilinguis). В 382–384 на вершине славы. Духовный наставник знатных римлянок. Клеветники. Резкий и несдержанный на язык. Критика образа жизни римского духовенства и монашества. После кончины папы Дамаса в 384 г. покидает Рим (385). Кипр–Антиохия-Египет-Вифлеем. Основаны два монастыря. Проповедник и наставник. Историко-филологические разыскания. Hexapla (шесть стобцов – древнееврейский, греческая транслитерация и четыре греческих перевода. Включая Септуагинту). Биографии отшельников. Обличал лжеаскетов. У многих христиан монашество вызывало обостренный интерес. Уже не мученик, как во времена гонений, но аскет, владеющий всеми страстями и сводящий к минимуму природные потребности, становится героем времени.

В 4 в. с признанием христианства государственной религией число новообращенных резко возросло, что повлекло за собой понижение нравственного уровня христианских общих, в которые проникают языческое мировоззрение и языческие нравы неофитов, ставшие серьезной внутренней угрозой для церкви. Как реакция на вторжение в жизнь христиан чуждой им идеологии возникло монашество, родоначальником которого считается св. Антоний (251–356), с юных лет ведший жизнь отшельника в египетской пустыне. Первый монастырь, в котором все регламентировалось строгими правилами устава, основал в 320 г. св. Пахомий.

В 392–393 гг. О знаменитых людях, основа Церковная история Евсевия. Противопоставил одноименному сочинению Светония. Христиане насчитывают в своих рядах не меньше великих людей, чем язычники. 135 биографий от апостола Петра до Иеронима. Пристрастие. Недоброжелательность к Амвросию.

Перевод О началах Оригена. Слепое следование букве подлинника ведет к насилию над родным языком. Существующие переводы Библии кажутся ему грубыми и тяжелыми для восприятия. Письмо к Паммахию О лучшем способе перевода (395–396). «При переводе с греческого, исключая Священное Писание, где и самый порядок слов есть тайна (et verborum ordo mysterium est), я передаю не слово словом, а мысль мыслью (non verbum e verbo, sed sensum de sensu)» (Письма 57:5). «Трудно, чтобы хорошо выраженное на чужом языке, сохраняло ту же красоту в переводе… Если я перевожу слово в слово, звучит несуразно, если по необходимости меняю что-нибудь в расположении или в словах – оказывается, что я отступаю от обязанностей переводчика» (Предисловие к Хронике Евсевия). Рекомендации Цицерона и Горация, призывавших не к дословному переводу, и к творческой передаче смысла и силы греческих произведений.

Фанатик умерщвления плоти. Ходил нагой и никогда не умывался: художники Возрождения изображали его в пещере в довольно неприглядном, хотя и вдохновенном виде. Против Иовиниана («Христианский Эпикур»).Епифаний Штакулка ядов. Тезис о предсуществовании душ. Против Иоанна Иерусалимского. Апология против Руфина. Диалог против пелагиан. Пелагий: человек не подавлен первородным грехом и способен спастись без вмешательства свыше. Конфликт между литературными пристрастиями и идеалом христианской жизни. Видение 384 г. «Ты цицеронианин, а не христианин». Полный отказ от языческой культуры (Тертуллиан) им воспринят не был. Необработанная речь пророков ужасала.

Аврелий Августин (354–430). Наиболее полный синтез античной культуры и христианства. Тагаста. Риторическое образование в Карфагене. После рождения сына посвящает жизнь поиску истины. Цицерон, Св. Писание. Мани (3 в.). Противоборство света и тьмы, духа и тела. Суровый аскетизм. Разочарование. С 384 г. придворный ритор в Милане и ученик Амвросия. Крещение. После смерти матери отъезд на родину. Монашеское уединение нарушено в 391 г. – священство. Епископ Гиппона с 395 г. Авторитет пастыря и богослова. В 430 г умер в Гиппоне, осажденном вандалами.

Никто из латиноязычных писателей Церкви не написал больше Августина. В совершенстве усвоил языческую философию и литературную технику.

Разговоры с самим собой (Soliloquia – Deum et animam scire cupio).

О Троице – против последователей Ария. Актуально в связи с приходом в Африку варваров. Против последователей Доната (с 313 еп. Карфагена, ум. 355), «церкви чистых». Донатисты считали, что моральный облик священника влияет на совершаемые им таинства и требовали повторного крещения.

О порядке, О свободном решении – источник зла не Бог, который есть любовь, а свободный выбор людей. О Книге Бытия против манихеев. Аллегорическое толкование.

Против Пелагия (ум. 418). Приверженец классической философии, он создал свое нравственное учение: человек не подавлен первородным грехом, в его воле самому избрать путь добродетели или порока. Августин придает решающее значение Божественной Благодати. Учение о предопределении.

Против академиков – познание истины без Бога невозможно. Значение семи свободных искусств, которые в средневековой школе составят два цикла предметов. Тривиум – три науки о слове (грамматика, диалектика, риторика), квадривиум – четыре науки о числах (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). О грамматик. О музыке. Рациональное понимание вещей (scientia) должно подчиняться вере, которая одна ведет к мудрости (sapientia). Религиозное и нравственное воспитание народа через Проповеди: О лжи. О супружеском благе, О святой девственности. Так в затянувшемся споре о том, может ли проповедник пользоваться риторикой язычников, была, наконец, поставлена точка. Языческие науки должны быть не самоцелью, а лишь средством распространения евангельской истины.С простыми людьми надо говорить на простом языке. Каким должен быть проповедник и его проповеди – О христианском учении. Для преодоления неясностей использовать все возможности, какие есть в распоряжении экзегета. «Темнота Писания предусмотрена Божественной Мудростью, пожелавшей трудом смирить человеческую гордость и спасти человеческий ум от пренебрежения к тому, что он легко постигает».

Борьба против еретиков менее всего отвечала характеру и личным склонностям Августина, расположенного к созерцательности. Исповедь (Confessiones). Форма публичного покаяния. Воскрешая в памяти прошлое, Августин раскаивается в совершенных поступках и благодарит Господа за милосердия к нему: «не знает наше сердце покоя, пока не успокоится в Тебе». Анализ состояния души. Аналогов античной литературе не имеет. Библейская образность и лиричность псалмов сочетается с риторикой римских классиков. Если в Исповеди Августин исповедуется перед Богом, то в проповедях он исповедуется перед людьми. Он не скрывает ни слабостей своих. Ни сомнений и таким образом создает атмосферу доверия, сокращая дистанцию между собой и слушателями.

О Граде Божием (De Civitate Dei). Личную жизнь человека обуславливают Благодать и грех. История человечества – конфликт двух градов, земного и небесного (их символы Вавилон и Иерусалим). Любовь к себе и жажда материальных благ (царство диавола) – любовь к Богу и жажда духовных благ (царство Бога). Шесть веков: Каин и Авель – Ной – Авраам – Давид – Вавилонское пленение – Рима – Пришествие Мессии – Страшный Суд. Цель истории в нравственном прогрессе, смысл – в христианизации человечества. Орозий: 4 державы: Вавилонская, Македонская, Карфгенская, Римская.

При Константине (306-337) наконец было достигнуто долгожданное примирение государства с Церковью. Апологетика постепенно себя изживает, и писатели начинают обращаться к теологическим изысканиям, чему весьма способствовало установление более тесных контактов между церковными деятелями Запада и Востока. Следствием новой ситуации явилось, с одной стороны, резкое обострение религиозных споров, с другой – большая согласованность действий сторонников ортодоксии.

После смерти Августина латинская христианская литература развивается в русле традиций «золотого века». Однако на протяжении шести-семи десятилетий значительных трудов на Западе не появляется. Взлет христианской мысли. Рожденный на волне еретических учений, в Западной Империи идет на убыль. А вместе с ним и влияние восточного богословия. Одна из причин – утрата латинскими писателями знания греческого языка. Если Амвросий читал сочинения восточных отцов в подлиннике, Августин слабо, но греческий знал, то Лев Великий не знал его вовсе. Когда в 5 в. в Рим доставили письмо византийского богослова Нестория, то на поиски переводчика ушел целый месяц. Варварские нашествия полностью расстраивают связи с Востоком и ведут к культурному оскудению Запада. Питавшие церковную литературу споры по вопросам вероучения уходят в прошлое. Для деятелей Церкви на первый план выдвигаются проблемы аскетические и миссионерские, их главной заботой становится евангельская проповедь среди завоевателей.

Иларий Пиктавийский (315–367). Языческое образование. В Евангелии нашел ответы о смыслежизни. С 350 епископ Пиктавии. Аллегорическое толкование Евангелия. С 355 наступление на ариан (Арий реабилитирован при поддержке Констанция на соборах в Арле, 353 и Милане 356). С 356 изгнание во Фригию. На Востоке сложился как мыслитель и писатель. О Троице. 12 книг. Столь основательного и исчерпывающего исследования по христологии на Западе еще не было. Возврат в 360. Против императора Констанция. Громит вождей арианства на Парижском (361) и Миланском (364) соборах. Сульпиций Север: «Всему миру известно, что наша Галлия была избавлена от преступной ереси рачением Илария Пиктавийского». Толкования Псалтири и Книга гимнов. Не исключено, что Иларий придал литературную форму каким-то образцам народной литургической поэзии раннехристианских общин.

Руфин Аквилейский (345–411). С 373 монах на Востоке. В Александрии изучал Оригена. Дидим Слепец, Иоанн Иерусалимский, Феофил Александрийский. В 378 основал монастырь в Иерусалиме, на горе Елеонской. С 386 в контакте с Иеронимом (Вифлеем). С 393 в Италии, с 398 в Аквилее. Перевод Церковной истории Евсевия. Набеги вестготов вынудили бежать в Сицилию.

Папа Дамас (366–384). Испания–Рим. Восстанавливал христианские святыни, катакомбы, могилы мучеников, культовые сооружения. Надгробные эпиграммы на камне. О Ватиканских источниках. Вдохновил Пруденция.

Пруденций. Испания, 348. Создатель латинской христианской поэзии. Адвокат, служба императору. Остаток дней посвятил воспеванию Бога. Книга стихов (405). Книга ежедневных гимнов. Часы молитвы. Гимн на пение петуха, где свет утренней зари ассоциируется с животворящим светом Христа. В отличие от Амвросия, предназначал гимны не для литургии, а для чтения образованных христиан. Опровержение ересей и язычников (Апофеоз, Происхождение грехов, Против Симмаха). Психомахия (Сражение добродетелей и страстей, вызвала подражания). Книга о мучениках (О венцах). Элементы эпоса, лирики и драмы. Греческая церковная лексика. Органическое усвоение опыта римских классиков: Лукреций, Катулл, Вергилий, Гораций, Овидий. Младший современник Пруденция Седулий. Пасхальное стихотворение. Ок. 430. Вычурные стихи. Неумеренные эксперименты. Италия–Греция.

Авсоний (310—394). Грамматик и ритор, формальное мастерство и ученость. С 364 воспитатель Грациана в Трире, с 378 префект Галлии и Италии, консулат. В 383 возврат в Бордо. Обращение под влиянием двора, чисто внешнее. Блестящая и поверхностная эрудиция. Умудрился не заметить ростков новой средневековой культуры.

Павлин Ноланский (353–431). Столица Аквитании Бордо. Ученик Авсония: 378 консул в Риме, 381 наместник в Кампании. 390 крещение, монашество после смерти брата и сына, раздал имущество бедным. 393 священник в Барселоне (жена испанка), 394 епископ Нолы в Кампании, у гробницы мученика Феликса. Формальное мастерство и ученость. Поиски оптимальной формы для христианских идеалов. Далек от богословских споров, мир повседневных дел и будничных забот. Стихи в честь дня рождения Феликса (Carmina natalicia). В Письмах трактуются вопросы библейской экзегезы, христианской агиографии, гражданского и церковного быта, аскетизма, культового зодчества.

Сульпиций Север (360–420). Уроженец Бордо. Друг Павлина Ноланского. Увлечение латинскими классиками: Саллюстий и Тацит. В 390 овдовел и удалился в монастырь на юге Италии. Увлекался Пелагием, но раскаялся. Жизнь св. Мартина (ок. 397). Христианский историк. Создает привлекательный образ апостола, аскета, чудотворца. Создал новый литературный жанр агиографии. Пропаганда монашеского идеала и защита его от яростных нападок как со стороны язычников, так и со стороны многих христиан, которым аскетизм монахов, нередко доходящий до крайности, казался противоестественным и потому вызвал отвращение. Талант рассказчика. С. 102. Ок. 400 Хроника в двух книгах. Сжатое изложение Священной истории от Сотворения мира до времени автора.

Лев Великий (440–461). Основоположник современного папства. Отпор монофизитам. Халкидонское вероопределение. 96 проповедей и 143 письма. Образцовый римлянин и рачительный глава Церкви.

Становление монашества на Западе в 4–6 вв.

К 6 в. для деятелей Церкви на первый план выдвигаются проблемы аскетические и миссионерские, их главной заботой становится евангельская проповедь среди завоевателей. В 4 в. с признанием христианства государственной религией число новообращенных резко возросло, что повлекло за собой понижение нравственного уровня христианских общих, в которые проникают языческое мировоззрение и языческие нравы неофитов, ставшие серьезной внутренней угрозой для церкви. Как реакция на вторжение в жизнь христиан чуждой им идеологии возникло монашество, родоначальником которого считается св. Антоний (251–356), с юных лет ведший жизнь отшельника в египетской пустыне. Первый монастырь, в котором все регламентировалось строгими правилами устава, основал в 320 г. св. Пахомий.

Василий Великий (329–357–379). Посетил Египет, Палестину, Месопотамию. Изумление перед восточными аскетами и желание им подражать. Уединился на берегу р. Ирис. Поры общества к аскезе. Вокруг возникают монастыри. Не только вызвал к жизни монашество в Каппадокии, но и дал ему твердую организацию своими монашескими правилами. Отшельничество и общежитие. Уединение – опасность для слабых и неопытных. Одни впадали в духовную гордость, другие лишались рассудка. Собственное спасение без любви к ближнему. В многолюдных общежитиях преобладал ручной труд. Экономические интересы, что отвлекало от молитвы и духовного созерцания. Создал смешанную форму монашеской жизни. Молитва чередовалась с физическим трудом, но для него допускались лишь такие ремесла, которые не разрушали духовной собранности и простоты жизни монахов. Широкая благотворительность и воспитание детей обоего пола.

Св. Мартин Турский (316/336?–397). Военная карьера. Явление Христа во сне. Сближается с Иларием Пиктавийским. В 370 основал первый правильно организованный монастырь на Западе неподалеку от Пуатье при содействии Илария Пиктавийского.. Епископ Тура. Еще при жизни сделался легендарной личностью. Один из самых почитаемых святых Франции.

373–377 – монашеский идеал. Аквилея, Афины, Сирийская пустыня. Жизнь Павла Пустынника. В 379 г. в Константинополе. Григорий Богослов (329–389) и Григорий Нисский (мистик, +389). В 385 – Кипр–Антиохия-Египет-Вифлеем. Основаны два монастыря. Проповедник и наставник. Историко-филологические разыскания. Hexapla. Биографии отшельников. Обличал лжеаскетов. У многих христиан монашество вызывало обостренный интерес. Уже не мученик, как во времена гонений, но аскет, владеющий всеми страстями и сводящий к минимуму природные потребности, становится героем времени.

Руфин Аквилейский (345–411). С 373 монах на Востоке. В Александрии изучал Оригена. Дидим Слепец, Иоанн Иерусалимский, Феофил Александрийский. В 378 основал монастырь в Иерусалиме, на горе Елеонской. С 386 в контакте с Иеронимом (Вифлеем). С 393 в Италии, с 398 в Аквилее. Перевод Церковной истории Евсевия. Набеги вестготов вынудили бежать в Сицилию.

Сульпиций Север (360–420). Уроженец Бордо. Увлечение латинскими классиками: Саллюстий и Тацит. В 390 овдовел и удалился в монастырь на юге Италии. Увлекался Пелагием, но раскаялся. Жизнь св. Мартина (ок. 397). Христианский историк. Создает привлекательный образ апостола, аскета, чудотворца. Создал новый литературный жанр агиографии. Пропаганда монашеского идеала и защита его от яростных нападок как со стороны язычников, так и со стороны многих христиан, которым аскетизм монахов, нередко доходящий до крайности, казался противоестественным и потому вызвал отвращение. Талант рассказчика. С. 102. Ок. 400 Хроника в двух книгах. Сжатое изложение Священной истории от Сотворения мира до времени автора.

Иоанн Кассиан (360–415–435).

Добруджа (Румыния). В ранней молодости монах в Вифлееме. Одинаково хорошо владел латинским и греческим. С 385 с другом Германом в Египте. Духовное странничество. В 400 Иоанн Златоуст (Хрисостом) рукополагает в диаконы в Константинополе. В 405 в Риме возведен в священнический сан. Дружба со Львом. В 429–430 по его просьбе пишет трактат против Нестория О воплощении Господа. В 415 в Массилии основывает мужской и женский монастырь.

Основные принципы, достоинства и практику монашеской жизни Кассиан разъясняет в 12-ти книгах «Об установлении киновий и о средствах против восьми главных грехов» (417, 419–426?). За образец он взял организации монашеских общин Египта. Цель – познакомить западное монашество с практическим и духовным опытом и укладом жизни восточных монахов.

Это – своего рода устав, или «правило» монашеской жизни, который имел преимущество перед уставом св. Пахомия (пер. бл. Иеронима) и правилами св. Василия Великого (пер. Руфина), так как был адаптирован к условиям западной жизни и климата. Многие идеи Кассиана использовал в своем Монастырском Уставе Бенедикт Нурсийский, реформатор западноевропейского монашества.

Главное сочинение – Собеседования Отцов (420–429). Кассиан воспроизводит беседы на духовные темы с монахами и отшельниками в Египте. Это не диалоги, а длинные речи в ответ на заданные вопросы. Для монашеского движения Запада значение этого труда неоценимо. В нем определена цель монашества – созерцательная жизнь и указываются средства для ее достижения – посты, бдения, чтение и обдумывание священных текстов, псалмопение и молитва (с. 163). Расширяет жанр Патерика.

Не просто передает сведения и собственные наблюдения, но ищет ответов на проблемы духовного совершенства. Не только «примеры», но поучения.

Предваряя книги «Установлений», предупреждает, что не станет рассказывать о чудесах Святых Отцов, поскольку чудеса, возбуждая удивление, мало способствуют святой жизни, тогда как целью его книги является указание путем к исправлению нравов и духовному совершенству. Эта сдержанность по отношению к чудесам (разумеется, не отменяющая веры в чудеса как таковые) обличает в Кассиане человека, еще не принадлежащего к миру средневековой культуры. В этом легко убедиться. Сравнив атмосферу его книг с той атмосферой ожидания чуда, которая характерна для сочинений Григорий Великого, Беды и особенно Григория Турского.

Сальвиан (400–после 450). Трир, Галлия. Свидетель варварских набегов. С 425 в Леринском монастыре (на острове в Средиземном море). Епископ Лиона Евхерий доверяет ему воспитание своих сыновей. С 439 – священник в Массилии. Дожил до глубокой старости. Проповедник: против алчности. К вселенской церкви. 450 – О мироправлении Божием. С. 164–167.

Бенедикт Нурсийский (480–543) Из знатного рода, риторически-литературное образование. Аскеза и бичевание. Монте-Кассино (529?). На месте развалин языческого храма Аполлона церкви Иоанна Крестителя и св. Мартина. Убежище во время войны Византии с готами. Воспитание детей. Устав Бенедикта. Монах трудами послушания стремится вернуться к Тому. Кого покинул из-за непослушания. Отказ от личных желаний. Воинский отряд, подчиненный дисциплине. Идет далее Василия и Кассиана, обособляя монахов от мира и прикрепляя к месту. Полная нищета. Целомудрие, молчание. Лестница из 12 ступеней смирения описана в Уставе. Общаясхема монашеской жизни, систематичность и гибкость. Иероним, Августин, Пахомий, Василий, Кассиан. Культурное значение ученых занятий, параллельно развившихся в монастыре Кассиодора, потом примкнувшем к бенедиктинцам. Братьев, не читающих в положенное время, устав называет лентяями. 1-2 часа чтения в день. Связь новой монастырской культуры со школьной культурой Древнего Рима.

Кассиодор (ок. 490–ок. 583). Служба при дворе Теодориха и его преемников. Начальник королевской канцелярии. Политическая гибкость. Ревностно проводил политику Теодориха – попытку слияния готов с римлянами и создания мощного государства на месте рухнувшей Западной Римской империи. С 540 отказывается от политической деятельности, покидает двор и в родовом имении на юге Италии основывает монастырь Вивариум (получивший название от садков с живой рыбой). После удаления от дел с усердием берется за устроение монастыря, работу над уставом монастырской жизни и литературную деятельность. В этой области явился предшественником Бенедикта Нурсийского: первой обязанностью монаха он счет не физический труд, а заботу о своем умственном и духовном развитии. Намеревался создать в Риме академию богословских наук (Об изучении наук божественных и человеческих). Создал большую библиотеку, поощрял работу переписчиков (антиквариев): своим трудом они «борются тростником и чернилами против коварных козней Диавола и наносят ему столько ран, сколько слов Господних они переписывают». Не запрещает и изучения светских наук, но советует овладевать только их началами. Одобряет лечебное дело, а для малоспособных – садоводство, земледелие, рыболовство.

Григорий Великий (Двоеслов) (ок. 540–590–604)

Григорий Турский: «Он принадлежал к одному из первых сенаторских родов, с юности был благочестив, на собственные средства основал в Сицилии шесть монашеских общин, а седьмую в Риме… Остальное же имущество распродал и раздал бедным… Стал носить скромное платье и был посвящен в качестве седьмого диакона для служения престолу Господа» (10-1). Должность претора. С 579 по 585 в Византии в качестве папского нунция, где сдружился с братом Исидора Севильского. С 590 по 604 занимал папский престол. Энергичный и рачительный правитель. Заботился о снабжении Рима хлебом, посещал церковные имения, входил вовсе подробности хозяйства и финансов. Пастырь и проповедник. Ученый человек, хотя отрицал знание греческого. В декларативных высказываниях к занятиям риторикой и к античным авторам относился отрицательно, считая «недостойным поступком подчинять слова небесного пророка грамматике Доната» и порицал вьеннского епископа Дезидерия за то, что тот обучал свою паству грамматике по произведениям язычников. Нравственные поучения, Проповеди. Патырский устав – руководство и наставления для священников. Диалоги о житии и чудесах италийских Отцов – четыре книги очень просто изложенных легенд о святых, в том числе Бенедикте Нурсийском. Расчет на самых необразованных читателей. Впервые появляются видения, любимый жанр средневековой литературы. Учение об очистительном огне, откуда представление о чистилище. Гимны, антифонарий, григорианское пение.

Григорий Великий – вообще центральная фигура целой эпохи. Но если его энергичная и многосторонняя, руководимая достойными мотивами и в то же время прагматически успешная деятельность обычно импонирует историографии последних двух веков, то его облик как писателя и мыслителя вызывает, как правило, куда менее позитивную оценку. Слишком очевидны такие его черты, как тенденция к опрощению и упрощению, к общепонятному назиданию, к усвоению церковной доктриной народных поверий, как недоверие к языческому культурному наследию, а порой, как кажется, – и к христианскому умствованию.

Когда мы его читаем, мы попадаем в совсем иной мир по сравнению даже с самыми «средневековыми» пассажами позднего Августина. Но это означает лишь, что он был человеком совсем иного времени, чем время Августина; ориентация его мысли и творчества была адекватна запросам современников. Средневековый читатель ценил его очень высоко, не только как святого, но и как автора. Для расхожего типа складывавшейся «клерикальной» культуры Запада, для тех ее проявлений, которые наиболее непосредственно воздействовали на религиозность народа, Григорий не менее, а порой более важен, чем Августин.

Колумбан (?–585–615). Бангор, Ирландия. Прибыл ко двору бургундского короля в 585 г. Три монастыря со строгим уставом и дисциплиной. Как строгий монах он своей жизнью невольно обличал распущенность галльского клира. Обличал распущенную жизнь Теодориха, поощряемого бабкой Брунгильдой. Бежал в 610 г. в Нейстрию, Австразию, Цюрих (оставил на берегах озера св. Галла). Потом в Ломбардии основал монастырь Боббио. Расходился с римским престолом в дне празднования Пасхи. Почил в 615 г.

Вопросы к экзамену по религиоведению (4 курс)

Составитель – проф. Гвоздецкая Н.Ю.

1. Исторический контекст и предпосылки возникновения христианства. Раннее христианство на Западе (1-3 вв.).

2. Понятие христианской Церкви: учение, таинства, иерархия. Догматические и обрядовые особенности католицизма.

3. Отношения Церкви и римского государства в 4–6 вв. Крещение варваров.

4. Особенности развития Церкви Британии.

5. Англосаксонская церковь и ее роль в политической и культурной жизни средневекового Запада.

6. Церковь в королевстве франков. Ее политическое и культурное значение.

7. Появление и развитие монашества на раннесредневековом Западе.

8. История вселенских соборов и роль в них римского престола.

9. История и факторы возвышения римского престола. Формирование идеи папской власти.

10. История разделения церквей Востока и Запада.

11. Христианское просвещение и богословие на раннесредневековом Западе.

12. Взаимоотношения и конфликт духовной и светской власти на средневековом Западе.

13. Монашество и монашеские ордена на Западе в эпоху классического средневековья.

14. Рациональное и мистическое богословие на Западе в эпоху классического средневековья.

15. Еретические и предреформационные движения на Западе в эпоху классического средневековья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: