Тема 1. Методологические проблемы институционализации социальной работы

Содержание дисциплины

СОДЕРЖАНИЕ

Формы обучения

Квалификация (степень) выпускника

Профиль подготовки

Направление подготовки

040400.62 – Социальная работа

«Социальная работа с семьей и детьми»

«Социальная работа в религиозных организациях»

бакалавр

для очной и заочной форм обучения

Согласовано Учебно-методическое управление ГОУ ВПО МГОУ «___»___________2013 г.   Начальник УМУ_______________ /Голышев В.Г./ Рекомендовано кафедрой: Протокол № 7 от «11» февраля 2013 Зав. кафедрой социальной работы и социальной педагогики________________ /Фирсов М.В./

Москва

2013 г.

Авторы-составители:

Фирсов Михаил Васильевич,

доктор исторических наук, профессор,

заведующий кафедрой социальной работы и социальной педагогики

Бирюкова Регина Михайловна,

кандидат философских наук, доцент

Рабочая программа дисциплины «История социальной работы» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Дисциплина входит в профессиональный цикл базовой части и является обязательной для изучения.



Рецензент:

Наместникова И.В., доктор философских наук, доцент,

профессор кафедры социальной работы и социальной педагогики

Согласование с Учебно-методической комиссией факультета психологии

Председатель УМКом кандидат педагогических наук, доцент ________________ Т.Н. Мельников





1. Цель и задачи освоения дисциплины «История социальной работы»  
2. Место дисциплины «История социальной работы» в структуре ООП бакалавриата  
3. Компетенции, знания, навыки и умения обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История социальной работы»  
4. Структура и содержание дисциплины «История социальной работы»  
4.1. Структура дисциплины «История социальной работы»  
4.2. Содержание дисциплины «История социальной работы»  
4.3. Тематический план семинарских и практических занятий по дисциплине «История социальной работы»  
5. Образовательные технологии, применяемые в ходе изучения дисциплины «История социальной работы»  
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «История социальной работы» и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов  
6.1. Оценочные средства для текущего контроля (самоконтроля) успеваемости по дисциплине «История социальной работы»  
6.2. Оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «История социальной работы»  
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по дисциплине «История социальной работы»  
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «История социальной работы»  
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «История социальной работы»  






1. Цель и задачи освоения дисциплины
«История социальной работы»

Целью освоения дисциплины являются формирование у студентов общее представление об истоках, становлении и развитии теоретических и практических оснований профессии в глобальном и национальном контексте. Полученные знания непосредственно воздействуют на формирование отношения к современному институту социальной работы в своей стране и за рубежом, и формируют отношение открытости в профессиональном общении между специалистами.

Основными задачами дисциплины являются:

1. На основе сравнительно-исторического метода дать представление студентам о своеобразии развития отечественной и зарубежной частной, общественной и государственной практики социальной помощи;

2. Сформировать целостное, критическое и ценностное отношение к исторической практике поддержки и защиты наиболее уязвимых слоев населения, выработанной в мировом цивилизованном пространстве;

3. Научить студентов на основе исторического анализа, оценивать современные тенденции развития практики социальной работы, ее институциональные формы и модели.

2. Место дисциплины «История социальной работы» в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина является центральной в системе подготовки профессионала, она формирует представление о миссии социального работника, его роли в современном историческом процессе, раскрывает сущностные характеристики социальной работы как практики, области познания и системы образования. Данная дисциплина тесно взаимосвязана с такими курсами как «Теория социальной работы», «Технология социальной работы»,»Философия социальной работы», «Социальная политика», «Социальная педагогика».

3. Компетенции обучающегося,
формируемые в результате освоения дисциплины
«История социальной работы»

В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

-способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу
-способность определять, формулировать и решать проблемы
-способность применять знания на практике
-способность к общению в устной и письменной форме на родном языке
-способность мыслить критически
-понимание и уважение разнообразия и мультикультурности общества
-способность находить, обрабатывать и анализировать информацию из разных источников
-навыки межличностного общения

В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

-готовность соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности

-способность к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней

-способность определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия.

-готовность к участию в социально-инженерной и социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

-теоретических основ и институциональных форм практики социальной работы

-опыта развития социальной работы в России и других странах

-отечественных и зарубежных подходов в социальной работе

-основных понятий и категорий глобальной социальной работы

-опыта исторического развития социальной работы в современном мире

уметь:

-использует основные понятия истории социальной работы при описании социальной реальности

-выявляет общие и особенные тенденции в развитии отечественной и зарубежной социальной работы

-рассматривает социальные проблемы в локальной и глобальной исторической перспективе

владеть:

-владеет методами сравнительного анализа общего и специфического в развитии социальной работы на разных этапах в России и зарубежных странах

-обладает критическим пониманием ключевых проблем истории социальной работы

-анализирует и оценивает полученные результаты на основе целостно - перспективного подхода к практике социальной работы

-аргументирует собственную позицию в ходе обсуждения глобальных и локальных социальных проблем

4. Структура и содержание дисциплины
«История социальной работы»

4.1. Структура дисциплины
«История социальной работы»

Наименование тем дисциплины       Бюджет учебного времени, часов
    в том числе аудиторные занятия по формам обучения:
очная заочная
  Зачетные единицы Всего Лекции Семинарские занятия Практические занятия, лабораторные работы Самостоятельная работа Лекции Семинарские занятия Практические занятия, лабораторные работы Самостоятельная работа Контрольные работы (кол-во)
Тема1. Методологические проблемы институционализации социальной работы       - -   - - -    
Тема 2. Становление исторических форм практик помощи в древнейшие века         -   - - -    
Тема 3. Помощь и поддержка нуждающихся в средние века.         -       -    
Тема 4. Помощь и поддержка социальным группам в период Просвещения – Промышленной революции.         -       -    
Тема 5. Становление системы социальной работы в ХХ веке             - - -    
Тема 6. Осмысление филантропии и бедности в древнейший период европейской истории         -       -    
Тема 7. Конфессиональные подходы к пониманию помощи и поддержки нуждающимся         -   - - -    
Тема 8. Идеология секуляризации и становление светских подходов к социальной поддержки нуждающихся         -       -    
Тема 9. Теория социальной работы в ХХ веке         -       -    
Тема 10. Донаучный этап становление системы социального образования.         -   - - -    
Тема 11. Система социального образования в ХХ- XXI веке             - - -    
Итого:         -       -    
                               

Формой текущего контроля и промежуточной аттестации являются:

- для очной формы обучения: зачет в 1-м семестре;

- для заочной формы обучения: зачет во 2-м семестре.

«История социальной работы»

Социальная работа как система общественной практики, профессиональной деятельности в условиях мирового разделения труда, система познания и направление образования.

Проблемы институционализации практики социальной работы. Понятие об историческихдуховно-когнитивный комплексах помогающих практик. Основные этапы становления помогающих духовно – когнитивных практиках. Историческая динамика развития помощи от спонтанных акций до профессиональных услуг.

Проблемы институционализации теории социальной работы. Особенность институционализации знания социальной работы. Исторические аспекты формирования знания в рамках помогающих духовно – когнитивных практик. Формировании теоретических подходов к социальной работе в ХХ веке, особенность влияния философских, экономических, социологических, психологических и педагогических парадигм на становление теории социальной работы. Теоретическая парадигма социальной работы в XXI веке.

Проблемы институционализации образования социальной работы. Мировые тенденции институционализации социального образования. Парадигма «социального контроля» как модель образования в области социальной работы. «Американизация» мировой социальной работы: проблемы образования. Практико – ориентированные подходы в рамках мировых школ социальной работы. компетентностный подход в практике образования социальной работы.

Теоретические подходы к описанию исторических процессов социальной работы. Отечественная и зарубежная историография о практике социальной работы. Основные подходы с позиций генезиса профессии и общественной формы социальной активности. Парадигмальный подход к истории социальной работы. Основные элементы исторической парадигмы социальной работы: способы описания, ограничения и возможности. Периодизация духовно – когнитивных практик, особенность периодизации социального образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: