Необходимость административной этики

Смена акцентов в идее контроля

Историческая необходимость контроля

Стабильность персонала

Человеческие учреждения, как и машины, должны быть «обкатаны». Незнакомые люди никогда не будут работать вместе так хорошо, как команда, в которой люди уже привыкли друг к другу. Однако время от, времени персонал нуждается в обновлении и перестановках, так как накапливающаяся привычка к рутинным и однообразным действиям препятствует эффективности. В этом случае, в отличие от машин, люди оказывают сильное внутреннее сопротивление. Преодоление этого сопротивления в условиях огромного профессионального консерватизма является крупнейшей нерешенной проблемой демократии.

Понятие контроля и методы его осуществления более широко распространены и разработаны на предприятиях, чем другие рассмотренные аспекты администрирования. Во все века администраторы интересовались методами, позволяющими им знать результаты своих планов и приказов.

Необходимость такой информации сильнее всего ощущается в государственном управлении. Парламентское правление в Великобритании основано на контроле расходов, осуществляемом палатой общин через регулирование налогообложения и опеку над государственной собственностью.

Урвик отмечает забавную и почти универсальную странность общественной морали, касающуюся государства. Человек, который никогда бы не обворовал своего начальника или соседа, со спокойной совестью сфальсифицирует налоговую декларацию и ни за что не согласится, что это бесчестный поступок.

Что касается государственной собственности, то ею управляют государственные чиновники, получающие жалование и финансово не заинтересованные в экономии. Но их решения представляют огромный финансовый интерес для других. В течение многих столетий в Англии, как и в других странах, сфера государственных доходов была особенно подвержена коррупции. Но во второй половине XIX — начале XX в. в Великобритании была построена система строгого контроля и аудита, которая значительно затруднила непосредственные финансовые махинации


До начала XX в. главная проблема с точки зрения как администраторов, так и общественности заключалась в предотвращении коррупции и преднамеренного казнокрадства в их бесчисленных формах. Существенные успехи, достигнутые в сфере гражданской службы в этом отношении, отодвинули вопрос непосредственных финансовых мошенничеств на второй план. Сейчас главная проблема заключается в предоставлении администрации и общественности данных, которые будут реально отражать результаты работы и обеспечивать прочную основу для оценки прошлой работы и планирования будущих действий.

Во-первых, необходимо помнить, как недавно в Англии появилось убеждение, что умышленная растрата государственных средств — исключительное и редкое явление. Строгий учет, сильное общественное мнение и высокие личные и профессиональные стандарты, сделавшие такое убеждение возможным — это недавнее достижение.

С другой стороны, вышеописанная смена акцентов поднимает более широкую проблему: являются ли достаточными существующие формы контроля, разработанные для предотвращения финансовых махинаций? Можно ли создать эффективную администрацию в современном смысле слова, могут ли администраторы играть должную роль в управлении государством без профессионального и этического кодекса, не поддающегося политическому давлению и препятствующего злоупотреблению политической властью?

Урвик подчеркивает, что в области администрирования государственные служащие должны быть профессиональными экспертами, каковыми не являются члены кабинета министров. В том, что касается техники администрирования (в отличие от политики) он должен применять как можно более научные методы. Но научность метода невозможна без признания того факта, что техника администрирования — вопрос правила, а не мнения. Более того, эффективные инструменты контроля не могут быть разработаны, если все заинтересованные лица не признают, что искажение статистических данных и другие нарушения правил администрирования так же неэтичны, как и растрата государственных средств. Профессиональная полезность государственного служащего заметно возрастет, если в ответ на приказ министра, противоречащий установленному профессиональному кодексу, он будет просить о переводе в другое подразделение и если от него будут ожидать соблюдения профессиональной чести, а не выполнения неэтичного приказания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: