Темы семинарских занятий. Методические указания студентам по выполнению самостоятельной работы

Методические указания студентам по выполнению самостоятельной работы

Отечественная история: Учебно-методическое пособие для студентов неисторических специальностей. – Казань, 2010. – 108 с.

Неисторических специальностей

Учебно-методическое пособие для студентов

Приложение

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по курсу «История»

Сущность, формы. Функции исторического знания. Методы и источни­ки изучения истории. Понятия и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской госу­дарственности в XI-XII вв. Социально политические изменения в русских землях в XIII–XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика и формирование единого государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эво­люция форм собственности на землю. Структура феодального землевладе­ния. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производ­ство. Становление индивидуального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной мо­дернизации России. Российские реформы в контексте общемирового разви­тия в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Ре­волюция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ.

НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985 – 1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой Российской государственности (1993–1999 гг.) Россия на пути радикальной социально- политической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Казань

УДК 372.8.94 (47)

Печатается по решению учебно-методической комиссии исторического факультета ФГАУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Учебно-методической комиссии исторического факультета

Протокол № 4 от 28 апреля 2010 г.

Заседания кафедры политической истории

Протокол № 9 от 20 апреля 2010 г.

Рецензенты:

д.и.н., проф. Литвин А.А. (ФГАУВПО КФУ)

д.и.н., проф. Сабирова Д.К. (КГТУ-КАИ)

Редактор:

Р.А. Набиев

Авторский коллектив:

Л.Н. Бродовская, В.В. Буравлева, В.М. Бухараев, М.А. Галеева, А.А. Гафаров, Д.И. Люкшин, А.М. Миндрахманов Р.А. Набиев, А.А. Садыков, Р.А. Циунчук, А.М. Фазлиев.

Пособие содержит планы семинарских (практических) занятий, рекомендательные методические материалы по курсу «Отечественная история», вопросы для самоконтроля, примерные тесты и вопросы для экзамена, а также темы рефератов и творческих заданий. Пособие рассчитано на использование балльно-рейтинговой системы текущего контроля.

Методическое пособие отвечает требованиям действующих образовательных стандартов и составлено с учетом многолетнего опыта преподавания истории студентам неисторических специальностей в Казанском (Приволжском) федеральном университете.

Коллектив авторов кафедры политической истории К(П)ФУ.

© ФГАУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», 2010

Содержание

Методические указания студентам по выполнению

самостоятельной работы ……………………………. 4

Темы семинарских занятий …………………………. 7

Темы рефератов и творческих заданий…………….. 45

Тесты по темам семинарских занятий……………… 49

Вопросу к экзамену и дифференцированному зачет 97

Основные учебники и учебные пособия…………… 101

Приложения………………………………………….. 103


Во время лекций студенты должны сосредоточить внимание на её содержании. Основные положения лекции, отдельные важные факты, исторические даты, имена, выводы из рассматриваемых вопросов необходимо записывать. Конспектирование предлагаемого преподавателем материала вырабатывает у студентов навыки самостоятельного отбора и анализа необходимой для них исторической информации, умение более сжато и чётко записывать услышанное. Лекции могут служить необходимым вспомогательным материалом не только в процессе подготовки к экзаменам, но и при написании самостоятельных творческих работ студентов: сообщений, рефератов и т.д.

Работа на семинарских занятиях.

Основным методом подготовки студента к семинарскому занятию является его самостоятельная работа. Семинар - активная форма работы студентов. Участие в работе группы на семинаре способствует более прочному усвоению материалов лекций по «Отечественной истории», глубокому осмыслению причинно-следственных связей между отдельными явлениями общественной жизни прошлого, пониманию актуальности изучаемых проблем.

В основе подготовки к семинару лежит работа с конспектами лекций и рекомендованной кафедрой учебной литературой. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме семинара. Самостоятельная работа позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на семинаре, выразить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Итогом подготовки студентов к семинарским занятиям должны быть их выступления, активное участие в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы.

Работа с учебной, научной и популярной литературой.

В процессе изучения курса студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебной (а также научной и популярной) литературы.

Самостоятельная работа с учебными пособиями, научной и популярной литературой, материалами периодики и Интернета является наиболее эффективным методом получения знаний по данному предмету, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов своё отношение к конкретной культурологической или общественно-политической проблеме, определяет их гражданскую позицию.

Самостоятельная работа студентов с литературой не отделена от лекций и семинаров, однако вдумчивое чтение источников, составление тезисов, подготовка сообщений на базе прочитанных материалов способствует гораздо более глубокому пониманию изучаемой проблемы. Данная работа также предполагает обращение студентов к справочной литературе для уяснения конкретных терминов и понятий, введенных в курс, что способствует пониманию и закреплению пройденного лекционного материала и подготовке к семинарским занятиям.

Устный доклад.

Итогом самостоятельной работы студента является выступление с докладом, выполненным в форме реферата, на семинаре. До написания реферата по выбранной теме необходимо провести поиск и изучение литературы (монографии, научные сборники, учебники, учебные и методические пособия, публикации в периодических изданиях, энциклопедии). Литература должна быть разнообразной и включать не менее 5 названий в списке использованной литературы. После изучения литературы студент приступает к написанию работы. В ней требуется всесторонне раскрыть основные вопросы темы, показать их глубокое знание и понимание, проанализировать различные концепции и точки зрения, высказать свою позицию.

Реферат состоит из: титульного листа, содержания, введения, основной части, заключения, библиографии и приложений (таблицы, рисунки и т.д.). В содержании последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт. Во введении формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, даётся характеристика используемой литературы. Основная часть делится на главы и параграфы (пункты и подпункты), в которых раскрываются основные вопросы темы работы. В заключении подводятся итоги или даётся обобщённый вывод по теме реферата.

Студент, освоивший курс «Отечественная история», должен знать: основные проблемы теории и истории России, даты, места, участников и результатов важнейших событий, а также исторические названия, термины, усвоить исторические понятия, концепции; сформировать представления об оценках исторических событий и явлений.

Студент, освоивший курс «Отечественная история», должен уметь: извлекать информацию из исторических источников, применять ее для решения познавательных задач; овладеть приемами исторического описания (рассказа о событиях, процессах, явлениях) и объяснения (раскрытие причин и следствий событий, выявление в них общего и различного, определение их характера, классификация и др.); использовать навыки оценочной деятельности (умение определять и обосновывать свое отношение к историческим и современным событиям, их участникам).

Методическое пособие содержит планы семинарских (практических) занятий, вопросы, выносимые на самостоятельное изучение, вопросы для самоконтроля, а также темы рефератов и творческих заданий по всем темам, что позволяет более эффективно решать учебно-педагогические задачи в ходе семинарских занятий.

Сконцентрированные в этом издании материалы позволяют проводить как традиционные семинарские занятия по истории, так и использовать другие формы творческого изучения вопросов истории, такие как, коллоквиумы, «круглые столы», конференции, олимпиады и т. д.

Пособие рассчитано на использование балльно-рейтинговой системы, которая отражает, все формы работы студента, учитывая данные текущего контроля. Итоговой формой контроля изучения курса Отечественной истории является экзамен (дифференцированный зачет). Пособие отвечает требованиям действующих образовательных стандартов (см. Приложение 2).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: