В настоящее время имеет место несколько подходов и в связи с этим несколько определений менеджмента. Так, оксфордский словарь трактует менеджмент довольно широко:
1) способ и манера общения с людьми;
2) власть и искусство управления;
3) особого рода умение и административные навыки;
4) орган управления, административная единица.
В Словаре иностранных слов под менеджментом понимается:
- управление производством;
- совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности (прибыльности).
Иными словами в русском языке менеджмент трактуется как руководство
По мнению З.П. Румянцевой, общность в содержании менеджмента и управления заключается в подходах к их определению.
1. Менеджмент как вид управленческой деятельности. Управление – особый вид деятельности, специфическая функция, которая реализуется через выполнение особых управленческих действий - функций управления. Впервые функции управления были выделены Анри Файолем: планирование, организовывание, распоряжение, координирование и контроль. Позже функции были детализированы, так, появились мотивация (активизация), учет, регулирование, анализ. Однако функции А. Файоля являются основными (классическими).
|
|
2. Менеджмент как процесс. Деятельность по выполнению функций управления осуществляется как процесс, требующий определенных затрат времени и других ресурсов. Для достижения поставленной цели - получения прибыли - необходимо преобразовывать поступающие ресурсы (капитал, сырье, материалы, технология, информация, труд и т. д.). Для преобразования ресурсов необходимо осуществлять различные виды деятельности, т. е. выполнять определенные функции: планирование, организация, мотивация, контроль и координация. Менеджмент как процесс направлен на выполнение функций управления как процесса, что обеспечивает их взаимосвязанность во времени и пространстве.
3. Менеджмент как категория людей. Основатель школы научного управления Ф. Тейлор считал, что умение ставить и реализовывать цели является искусством точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должны обладать определенные специалисты – менеджеры, т. е. та группа людей, чья работа заключается в руководстве и управлении. Менеджеры – определенная категория людей, чья работа заключается в организации и руководстве усилиями персонала для достижения целей.
4. Менеджмент как орган или аппарат управления. Менеджмент часто отождествляется с аппаратом или органом управления, основная задача которых заключается в эффективном использовании ресурсов предприятия и координация работы всех подразделений, реализующих поставленные цели.
|
|
5. Менеджмент как наука и искусство. В 20 веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, которая имеет свой предмет изучения, свои специфические законы и закономерности. Менеджмент как наука имеет свою теорию, предмет и методы.
Становление менеджмент как науки управления относится к концу 19 в. и обусловлено:
1. ростом крупных корпораций: в ходе разделения труда при возникновении его кооперации и увеличении масштабов производства потребовались новые модели управления;
2. разделением между владение и управлением: частная собственность на обычные акции провела разделительную линию между инвесторами и теми, кто осуществляет повседневное управление; профессиональные управляющие (менеджеры) становятся наемными работниками;
3. развитием новых теорий в области организации и управления производством, направленных на повышение его эффективности. По мере того, как практика и теория управления становятся предметом исследования, формируется совокупность знаний и опыта, которые распространяются в обществе.