Характеристика систем командного и мотивационного управления

Содержание современных теорий и концепций управления

При изучении тенденций развития управленческой мысли следует выделить следующие направления, характеризующие современные подходы и методы эффективного управления организацией:

- внедрение системы «бережливого производства»,

- применение концепции «управления знаниями»,

- использование концепции «лидерства»,

- внедрение системы мотивационного управления,

- методы организации «командного управления производством».

Некоторые из приведенных направлений были рассмотрены в предыдущих главах учебного пособия, уделим внимание характеристике наиболее перспективных направлений, отвечающих требованиям процессного подхода к управлению.

1. Система «бережливого управления» состоит из четырех основных элементов:

— стандартная работа лидера;

— средства визуального контроля;

— система ежедневной отчетности;

— дисциплина лидеров.

Даже если учитывать дополнительные элементы поддержки, «бережливое управление» не является сложной системой. В этом смысле оно похоже на систему «бережливого производства»; оба подхода основываются на небольшом количестве принципов. Правильно и последовательно внедряемое «бережливое управление» помогает создать основу стабильности для перехода к «бережливому производству».

При внедрении принципов «бережливого управления» необходимо:

— Всегда иметь некоторый дополнительный запас материала; он может понадобиться.

— Уделять время, чтобы выслушать то, что тебе хотят сказать люди.

— Всегда иметь не менее чем 10%-ный излишек рабочей силы и большой запас незавершенной продукции, потому что всякое может случиться.

— Стремиться ежедневно перекинуться словечком с каждым человеком, работающим в подразделении.

— Хвататься за телефон или торопить поставку деталей, когда работа замедляется — бросать в узкое место дополнительных работников для выполнения плана.

— При заказе дефицитных деталей всегда просить больше, чем требуется, чтобы быть уверенным, что получишь достаточное количество.

— Использовать неофициальные приемы для определения размера очереди; всегда загружать линию на 100% на случай, если что-то произойдет.

— Отправлять людей, стоящих без дела, работать.

— В бизнесе понятию «трение» наиболее соответствует японский термин «муда» — т. е. любые непроизводительные затраты (waste). Следовательно, бережливым (lean) следует считать предприятие, в котором такие затраты от­сутствуют. Но поскольку в реальности невозможно полностью исключить трение, можно говорить лишь об определенной степени бережливости.

Вводимый в менеджмент термин «трение» означает сопротивление достижению целей, возни­кающее при взаимоотношении между людьми и окружающей средой (например, используемым оборудованием, транспортируемыми материалами и изделиями).

Концепция «бережливого производства» нацелена на устранение причин возникновения ненужных резервов и, таким образом, способствует внедрению принципа «точно вовремя». Достаточно придерживаться этой теории, и лишние запасы исчезают сами собой, без дополнительных усилий на их ликвидацию.

Попытки разрозненного внедрения и применения таких идей, как системы кайдзен и канбан, система быстрой переналадки оборудования SMED*, система поддержания чистоты и порядка на рабочих местах 5S-CANDO, методология «Шесть сигм», «пока-ёкэ», систем профилактического обслуживания и ремонта оборудования ТРМ только раздражают работников.

Характеристика участников системы «бережливого управления» приведена в таблице 8.2.

Таблица 8.2

Характеристики участников процессов управления в системе «бережливого производства»

Участник Характеристика участника
Лидеры команд Это первая линия обороны целостности процесса бережливого производства. Они должны находиться на своем участке и наблюдать за процесса­ми практически все время. Их стандартная работа обычно занимает большую часть их рабочего времени — более 80%. Стандарт работы лидера команды включает много разделов, связанных с запуском и завершением производства и периодически повторяемыми действиями по контролю процесса производства и его обслуживанию.
Координаторы Он также включает время, используемое по собственному усмотрению для реагирования на невыполнение, работы над ежедневными задачами по совершенствованию и решению периодических задач, таких как обучение операторов. Для того чтобы дать им возможность быстро адаптироваться к вариативности работы, их время сознательно не заполняется на 100%.

Оценка текущего состояния системы «бережливого управления» осуществляется по восьми категориям процессов и поведения. Шкала оценки включает пять уровней состояния системы:

— Стандартная работа лидера.

— Визуальный контроль производства.

— Визуальный контроль поддержки производства.

— Система ежедневной отчетности.

— Определение процесса.

— Дисциплинарная ответственность за процесс.

— Устранение коренной причины проблемы.

— Улучшение процесса.

Таким образом, основная цель организации «бережливого управления» — устранение всех видов непроизводительных затрат. Решение этой задачи не должно сводиться к спонтанной реализации отдельных программ и инициатив, каждая из которых может оказаться привлекательной лишь на короткое время. Наоборот, следует рассматривать все методы сокращения непроизводительных затрат только как составные части единого набора инструментов для построения системы «бережливого производства».

2. Содержание концепции «лидерства».

В соответствии с трактовкой, принятой в отечественной социальной психологии, лидерство — это «преимущественно психологический по своей природе феномен, стихийно возникающий и развертывающийся в системе неформальных (неофициальных) отношений людей и вместе с тем выступающий средством организации отношений этого типа и управления ими.

Основу лидерства (прежде всего в малой группе) составляет процесс межличностного влияния, разворачивающийся между лидером (наиболее активный, влиятельный член группы) и последователями(остальные члены группы или ведомые).

Лидерство — это не столько психологический, сколько организационный, управленческий по своей сути феномен, тесно связанный с таким явлением, которое в отечественной литературе понимается как руководство.

Лидерство в организации — это процесс целенаправленного руководства по созданию среды, которая высвобождает сознание человека, формируя и используя его знания, интеллект, творческую активность в интересах организации.

Принципиальная роль лидерства в организации заключается в том, что оно выступает как особая функция управления, связанная с запуском и проведением организационных изменений. Кроме того, лидерство распространяется на всю организацию, и его воспринимает абсолютное большинство работников.

«Вызов нового лидерства» состоит в том, чтобы выработать в людях способность адаптироваться, чтобы работать творчески и быстро и в постоянно изменяющейся среде.

Новые лидеры должны уметь апеллировать к творческой адаптации работников к переменам, их лидерским навыкам и инициативе без того, чтобы прямо передавать им на это полномочия. Подобный подход еще более углубляет существующие различия между лидерами и менеджерами. Понятие «менеджер» происходит от латинского слова manus — рука.

Менеджеры-лидеры принимают на себя ответственность не только за индивидуальную, но и за коллективную работу, предпочитая метод управления на основе конечных результатов; их интересует не столько продвижение по служебной лестнице, сколько реальные преобразования.

При построении системы управления, основанной на лидерстве необходимо учитывать факторы, приводящие к потерям в лидерстве с точки зрения управления знаниями:

- неумение организовать работу команды;

- неумение оценить достоинства других и использовать их в интересах организации;

- боязнь сильных соперников;

- стремление подавить прямую конкуренцию во всех сферах и на всех уровнях организации;

- неумение распределять лидерство на другие уровни управ­ления;

- недооценка подготовки преемника;

- коммуникативная некомпетентность.

Мотивационное управление рассматривается, как часть управленческой науки и практики направлено на изучение и регулирование поведения людей и социально- экономических систем.

Предмет мотивационного управления составляет исследование закономерных связей, отношений и механизмов, влияющих на формирование и изменение поведения.

Содержание мотивационного управления включает: поведение, мотив, мотивация, стимул, стимулирование.

Мотив - это внутренняя побудительная причина поведения человека (субъекта), обусловленная его сознанием и опирающаяся на логическую и эмоционально-психологическую оценку необходимости и возможности достижения желаемого результата (цели) за счет определенных действий.

Мотивация - активное состояние сознания человека под воздействием устойчивой совокупности присущих человеку мотивов. Эта совокупность постоянно трансформируется в зависимости от изменения окружающей среды, а также от степени удовлетворения потребностей человека. Интеграция (наложение) мотивов определяет основной вектор поведения человека на определенном отрезке времени.

Мотивационный процесс, определяющий поведение людей, есть совокупность двух взаимосвязанных процессов: мотивации (процесса мозговой деятельности работника) и мотивирования (процесса управленческого воздействия на персонал с целью формирования у него нужной мотивации).

Исходным и определяющим фактором мотивационных процессов являются человеческие потребности. Именно они порождают мотивы, которые лежат в основе поведения человека

Теории мотивации, которые опирались в основном на потребности человека как главную причину и повод для определенного поведения человека, получили название содержательных теорий. Среди ученых, которые стояли у истоков этого направления менеджмента и внесли в его формирование наибольший вклад, можно по праву назвать Э. Мэйо, А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Мак-Клелланда.

Мотивационный процесс - это по существу поэтапная трансформация потребностей человека в его поведение и конкретные действия по удовлетворению этих потребностей

Таким образом, мотивационный процесс — это сложный психологический процесс, представляющий органическое взаимодействие множества элементов, происходящее в психике и сознании субъекта, в результате чего формируются замыслы, цели, интересы, ожидания и в итоге осуществляется выбор альтернативы предстоящих действий или управленческое решение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: