Раздел II. Право и изобразительное искусство
Тема 2. Роль права в жизни выдающихся деятелей культуры
Раздел I. Право в жизни и творчестве деятелей художественной культуры
Тема 1. Введение в курс «Право и история художественной культуры». Художественные образы и правовая культура
Введение
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Предмет, цели и задачи курса «Право и история художественной культуры». Периодизация истории художественной культуры и права.
Методы и методология изучения права и истории художественной культуры. Место и роль данного курса в системе юридических дисциплин, его значение для подготовки правоведов. Историография проблемы права и истории художественной культуры.
Влияние образов художественной культуры на правовое воспитание и просвещение. Правовая культура и ее взаимосвязь с другими сферами культуры общества, в том числе с художественной культурой. Влияние правовой культуры на общественное развитие. Роль искусства и художественной культуры на правосознание и правовую культуру юристов.
А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву», отражение в творчестве социальных противоречий общественного развития Российской империи, политико-правовые взгляды А. Н. Радищева по вопросам самодержавия, народного представительства, крепостного права, а также институтам и принципам уголовного права (вина, необходимая оборона, соразмерность наказания совершенному преступлению).
А. С. Грибоедов и его деятельность в области международного права (разработка и принятие мирного договора России и Персии, повлиявшего на выплату Персией двадцатимиллионной контрибуции России; размежевание государственных границ; возвращения русских пленных). Отображение в комедии «Горе от ума» основных пороков государственного и общественного развития российского общества начала XIX в.
Творчество А. С. Пушкина и право. Отражение политико-правовых идей Просвещения в произведениях А. С. Пушкина.
Правовые идеи и их отражение в творчестве других деятелей российской культуры, имевших юридическое образование: Л. Н. Толстого, А. Н. Апухтина, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского, А. Н. Островского, М. Е. Салтыкова-Щедриина, Л. Н. Андреева, А. Ф. Кони, В. Д. Поленова, М. А. Врубеля,
Н. К. Рериха, И. Э. Грабаря, А. Н. Бенуа, А. Н. Серова, А. В. Добужинского,
И. Я. Билибина, В. В. Кандинского, П. И.Чайковского, И. Ф. Стравинского,
Л. В. Собинова, Д. А. Ровинского.
Влияние юридического образования на творчество зарубежных деятелей культуры: Д. Алигьери, О. де Бальзака, А. Матисса, Э. Дега, П. Боннара,
П. Сезана.
В конце III тыс. до н.э. во времена III династии Ура царства Шумера и Аккада царь-законодатель Ур-Намму изображен на барельефе держащим свиток (свод законов) и получающим от бога Шамаша наставление по справедливости.
Аналогичный сюжет относится к правлению царя Хаммурапи, изображенного на базальтовой стеле с официальным текстом законов. В преамбуле к своим законам Хаммурапи первым провозгласил идею единства права и верховенства закона: «Мой жезл – жезл правости».
Рафаэль Санти в своей знаменитой росписи «Станца далла Сеньятура» (комната папского трибунала) изобразил момент утверждения систематизированного римского права императором Юстинианом – corpus juris civilis (свод римского гражданского права) и утверждения Папой Римским Григорием IX corpus juris canonici (свод канонического права) как ведущих правовых систем в средневековой Европе. На потолке, с правой стороны росписи, посвященной праву, он изобразил суд Соломона, символизирующего идею воздаяния по заслугам, а в левом углу – суд Аполлона, символизирующего идею неотвратимости наказания.
Юриспруденцию как науку о божественном и человеческом праве, как систему знаний о справедливом и несправедливом поведении людей Рафаэль изобразил в образе Фемиды (богини права и справедливости).
В России широко известной картиной является полотно художника
Д. Г. Левицкого, на которой изображен идеализированный портрет «Екатерина II – законодательница». В этом образе художник раскрывает идею просвещенного государя – служителя законов, правопорядка и забот о благе народа.
Скульптор Ф. И. Шубин изваял императрицу в образе просвещенной самодержицы с рогом изобилия, творящую справедливые законы и обеспечивающую благосостояние граждан.
Художники О. Домье, И. Е. Репин, В. А. Серов, С. В. Герасимов в своем творчестве не раз обращались к юридической тематике.
Литография «Законодательное чрево» О. Домье изображает депутатов, заседающих в парламенте времен правления Луи Филиппа. В литографии показано полное безразличие участников заседания к общественным интересам.
И. Е. Репин создал грандиозное полотно «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года». В группе изображено несколько крупных юристов, оставивших след в истории отечественной юриспруденции: И. Л. Горемыкин, Д. И. Набоков, К. П. Победоносцев, И. И. Шамшин.
В. А. Серов является автором полотна о Втором съезде Советов, принявшем важнейшее решение о переходе к новому общественному и государственному строю. Художник изобразил съезд как беспорядочное и бурное проявление эмоций, а не как момент огромной важности в делах государственного строительства, круто изменившего судьбы миллионов людей, оставшихся за рамками картины.