Значение идей Р.Оуэна
В менеджменте Оуэн остался значительной фигурой. Именно с его помощью менеджер делается реальной фигурой на исторической сцене. В работах Смита, Сен-Симона, Гамильтона и Сея менеджер оставался всего лишь экономистом-теоретиком, в экспериментах Болтона и Уатта — инженером-рационализатором, заботящемся об эффективности производства в больше, чем о человеческих ресурсах.
Оуэн оказался первым, кто стал практически решать и научно анализировать проблемы мотивации и производительности в их тесной взаимосвязи. Не умаляя значения экономических факторов как материальной предпосылки производства, он в то же время исходил из социальных отношений как той базы, на которой менеджер должен строить свою внедренческую программу. Поэтому Оуэн так много времени посвящал изучению отношения рабочих к труду, менеджменту, взаимоотношениям между работодателем и работниками. Все эти проблемы и сегодня являются ключевыми вопросами теории и практики менеджмента.
|
|
В основе подхода основоположников «научного менеджмента» лежало убеждение, что путь к увеличению производительности труда кроется не только в усовершенствовании техники производства и методов труда, но и в мотивации рабочих, в их заинтересованности в применении нововведений. Подобная методология сохранилась и позже, она стала центральной в деятельности следующего поколения реформаторов — «научных менеджеров» начала XX века.
В условиях рыночных отношений меняются взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску.
Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.
Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.
Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.
|
|
Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий.
Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель (целеполагание).
Если управление - это воздействие, значит существуют:
· среда (система управления);
· средства (механизм управления);
· действия (процесс управления).
Понятие "управление" и "менеджмент" часто употребляются как синонимы, в то же время между ними имеются различия. Рассмотрим, в чем состоят эти различия.
" Менеджмент" - английское слово, в переводе оно означает "управление". Тем не менее в русском языке слова "управление" и "менеджмент" употребляются в разных контекстах.
Слово "менеджмент" обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент означает управление этой организацией. Менеджмент можно рассматривать как в формальных (законодательно закрепленных), так и в неформальных организациях.
ЭТО УЖЕ ПИСАЛИ в теме №1, МОЖНО ЕЩЕ РАЗ УСТНО ПОВТОРИТЬ
В соответствии с установившейся традицией мировой литературы в области управления, менеджменту дается широкая трактовка в фундаментальном Оксфордском словаре английского языка.
Менеджмент - это:
1. способ, манера общения с людьми;
2. власть и искусство управления;
3. особого рода умелость и административные навыки, которым обычно обучают;
4. орган управления - административная единица, без которой не может существовать ни одна организация.
Главная задача людей в аппарате управления - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.
В словаре иностранных языков менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, с целью повышения его эффективности и прибыльности.
Менеджмент можно понимать как интеграционный процесс, поскольку менеджмент призван рассматривать разнообразные задачи, необходимость решения которых в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей.
Кроме того, менеджмент -
· это умение использовать опыт, навыки, знания, интеллект для достижения целей;
· это область человеческого знания, способствующая приобретению навыков управления;
· это подготовка определенной категории людей для выполнения работ по управлению.
По мнению Короткова Э.М. менеджмент - это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность. Управление, по его мнению, - это процесс выработки и осуществления управляющих воздействий.
Наиболее распространенные подходы к определению сущности менеджмента определены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Подходы к определению сущности менеджмента
Менеджмент - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.
Основные категории менеджмента (объект, субъект, функции, законы и закономерности, виды, методы, принципы)
Категории менеджмента - это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации./22/.
Основные категории менеджмента - это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы.
Объектом управления - могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).
|
|
Субъекты управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления).
Характеристику объектов менеджмента проводят с позиции трех аспектов: вида объекта, функциональных областей и уровней объекта.
При этом различают следующие виды объекта управления:
· операция;
· проект;
· система.
Функциональные области деятельности объекта:
· маркетинг;
· производство;
· финансы;
· кадры;
· НИОКР.
Уровни объекта управления:
· рабочее место;
· участок;
· цех;
· производство;
· предприятие;
· объединение.
По признаку содержания различают менеджмент:
1. нормативный - предусматривающий разработку и реализацию философии организации, т.е. миссию ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурсной нише рынка и формирование общих стратегических намерений;
2. стратегический - предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией;
3. оперативный менеджмент - предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Комбинация функций лежит в центре системы управления (рисунок 2).
|
|
Рисунок 2 - Место категории "функции управления" в управленческом процессе
Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов деятельности управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.
Классификация функций управления представлена в таблице 1.
Таблица 1- Классификация функций управления | |
Критерий классификации | Состав функций управления |
1 Содержание управленческой деятельности | Прогнозирование и планирование |
Организация | |
Активизация (мотивация, стимулирование) | |
Контроль | |
Координация | |
Регулирование | |
Исследование | |
2 Организационная роль функции | Функции интеграции (объединения) |
Функция дифференциации (разделения, выделения. Обособления, специализации) | |
3 Направление деятельности | Интрафункции |
Инфрафункции (направленность на внешнюю среду) | |
4 Сферы развития объекта управления | Управление экономическими процессами (финансы, инвестиции и пр.) |
Управление социально-психологическими процессами (удовлетворенность трудом, атмосфера и пр.) | |
Управление организационными процессами (изменения в организации, перераспределение обязанностей и др. | |
Управление технологическими процессами (использование техники, новые технологии и пр.) | |
5 Этапы производственного процесса | Управление подготовкой производства |
Управление процессом производства | |
Управление обеспечением производства | |
Управление процессами реализации продукции | |
6 Тип производства | Функции управления разнообразными блоками диверсифицированного производства |
7 Масштаб времени | Стратегическое управление |
Текущее (тактическое) управление | |
Оперативное управление | |
8 Этапность процесса управления | Целеполагание |
Определение ситуации | |
Определение проблемы | |
Решение | |
9 Основные факторы производственного процесса | Управление продуктом |
Управление персоналом | |
Управление информацией |
В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения.
Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.
Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.