Рабочая программа курса

«Философия и история образования»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1. Цель и задачи курса, его значение в системе педагогического образования.

1.1. Цель изучения данной дисциплины состоит в содействии развития культуры педагогического мышления и научно-теоретических способностей студентов педвуза через приобщение к истории становления образования как культурно-исторического и социально-педагогического феномена.

1.2. Задачи курса:

- рассмотреть образование как феномен культуры, изменение его понимания в историко-культурном развитии;

- способствовать формированию теоретического мышления студентов (сравнительный анализ, виды обобщения, работа с первоисточниками, рефлексивное отношение к деятельности и т.п.);

- оказать влияние на общепедагогический и общекультурный кругозор будущих учителей, приобщить к чтению философско-исторической педагогической литературы.

1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

1.3.1. Требования к знаниям:

- знать основные этапы истории образования;

- знать важнейшие персоналии зарубежной и отечественной педагогики;

- знать основополагающие концепции развития педагогических школ.

1.3.2. Требования к умениям:

- уметь выделять закономерности и особенности образовательных систем;

- уметь интегрировать знания общекультурного и психолого-педагогического блоков;

- уметь проникнуть в сущность образовательно-воспитательных систем и оценить их с целью использования для выбора собственного профессионально-педагогического пути.

1.3.3. Требования к навыкам:

- исторического подхода к анализу ведущих концепций зарубежной педагогической мысли, оказавших влияние на развитие отечественного образования;

- осмысление своеобразия оригинальной отечественной педагогической мысли, ее значимости для современности;

- сквозного рассмотрения актуальных педагогических проблем с «выходом» в современность.

2.1. Предметом курса является генезис развития педагогического мышления и образовательных систем, а также педагогических технологий. Специфика данного курса состоит в том, что он выполняет общую культурную функцию, которую можно конкретизировать через выделение таких функциональных аспектов, как:

- «архивный»; современные культурологи отмечают, что развитие культуры и общества во многом зависит от «хранения» традиций в различных культурных формах, в том числе и в форме исторического познания; осмысление традиций, норм деятельности и мышления прошлого позволяет избежать «движения по кругу» (Библер В.С., Гройс Б. И др.);

- «экспертный»; философские исследования мышления современного человека выделяют такие его феномены как историчность, преемственность «вмещения» мыслительных схем и идей прошлого в современное мышление в «снятом», опосредованном виде (Бахтин М.М., Библер В.С., Выготский Л.С., и др.); педагог может не знать некоторых деталей педагогических теорий Песталоцци или Гербарта, но нести их «образ мыслей» в собственной педагогической деятельности; с другой стороны, хотелось бы отметить еще и то, что в современной культурологии инновационное движение рассматривается как интерпретация прошлого, как возвращение к тому, что было утрачено (Лотман Ю. И др.);

- «проектный»; генезис и развития педагогических понятий как профессионального языка; анализ смысловой направленности понятия в различные исторические эпохи и в различных педагогических концепциях;

- «прогностический»; исторический подход к рассмотрению образовательной ситуации позволяет выделить некоторые закономерности и сделать предположения о дальнейшем развитии образования (Бестужев – Лада И.В., Гершунский Б.С. и др.).

Еще одной важной особенностью курса «Философия и история образования» является передача знания, которое не только прямо (объективно, методически) используется в педагогической деятельности, а опосредованно влияет на формирование педагогического мышления будущего педагога; формируют профессиональный язык, культуру обсуждения педагогических концепций, презентацию собственного отношения и профессиональной позиции, позволяет адекватно войти в педагогическое сообщество.

3.1. Программа курса определяет лишь минимум знаний, которым должны овладеть будущие учителя. К программе прилагается список литературы, рекомендуемой для самостоятельной работы.

3.2. Возможными формами отчетности студентов о проделанной самостоятельной работе по курсу истории образования можно считать:

1) систематическое заполнение сравнительной таблицы по персоналиям и педагогическим концепциям отдельных педагогов прошлого и современников;

2) проблемно–темстические отчеты-консультации (не менее двух в семестр), дающие представление о количестве проработанных студентом литературно-педагогических источников и степени их осмысления;

3) защита рефератов по отдельным темам и педагогическим проблемам, которые не получили достаточного раскрытия за недостатком времени в лекционном изложении и на семинарских занятиях;

4) выполнение курсовых работ и их публичная защита в качестве результатов индивидуальной и исследовательско-поисковой деятельности студентов, в наибольшей степени заинтересованных разрешением актуальных педагогических проблем.

3.3. Лекции носят обзорный или проблемный характер в зависимости от темы и содержания.

3.4. На лекциях освещаются основные вопросы курса. Однако историческая специфика курса обуславливает необходимость самостоятельной работы студентов и, прежде всего, с первоисточниками. При этом не ставится задача обязательного их конспектирования, что приводило бы к неизбежной перегрузки студентов, и без того обязанных конспектировать работы классиков педагогики к семинарским занятиям.

3.5. В данной программе предложены варианты семинарских занятий, которые преподаватель выбирает в зависимости от специфики факультета, часовой нагрузки, интересов студентов и т.д.

Представленные темы практических занятий предполагают вариативность их освещения: А) защита рефератов; Б) ролевые игры; В) организационно-деятельностные игры (работа студентов в проблемных микрогруппах); Г) семинарское занятие с обзорно- проблемным докладом.

4.1. В содержании программы представлены межпредметные связи с философией, психологией, образовательными технологиями, дидактикой, мировой и отечественной истории, историей религий.

4.2. Содержание лекций и семинарских занятий варьируются в зависимости от специфики факультетов, попытка выделения которой представлена к данной программе.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

Тема занятия Количество часов
Лекций Семинары САР
  Концептуальные основы курса «история педагогики и педагогической мысли». Образовательная традиция в архаике.      
  Образовательные модели в эпоху античности.      
  Основоположник педагогической теории Я.А. Коменский и К.Д. Ушинский.      
  Педагогические течения Средневековья на Западе и в России (до XVII в. включительно).      
  Ценности Христианской педагогики. Основа христианского воспитания.      
  Образование и педагогическая мысль Западной Европы, США и России в XVIII- XIX вв. (до 80-х г.).      
  Эмоционально чувственная и интеллектуально – рассудочное в образовании (на примере Д. Локка и Ж.- Ж. Руссо).      
  Идеи развивающего и воспитывающего обучения в трудах И. Песталоцци, И. Гербарта, А. Дистервега.      
  Педагогическое наследие отечественной педагогики: Н.И. Пирогов, П.Ф. Каптерих, Л.Н. Толстой.      
  Критика новой европейской модели образования и педагогические течения конца XIX – начала XX вв.      
  Педагогические идеи зарубежной школы: Д. Дьюи, М. Монтессори, Р. Штайнер, С. Френе.      
  Реформирование отечественной школы в XX в.      
  Система коммунистического воспитания в советский период: Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.      
  Ведущие тенденции развития современного мирового образовательного процесса      
И ИТОГО      

ЛЕКЦИОННЫ КУРС.

1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КУРСА «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ». - 1 час.

Роль истории науки в профессиональном становлении специалиста. Эволюция курса: история педагогики – история образования – философия и история образования. Специфика, структура, источники курса.

Осмысление феномена образования на философском уровне. Философия образования. Аспектный анализ категории «образования».

Основные понятия: философия образования, история педагогики, этапы исторического развития, история науки, образования, воспитания.

Межпредметные связи: Философия: методологические основания развития образования. Психология: адаптация, воспитание, образ мира.

Литература: 9, 18, 60, 73.

2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В АРХАИКЕ - 1 час.

Концепция возникновения человека, общества, первых «банков знаний» в малых группах, семье. Формирование языка как специфического средства хранения и передачи информации, как ключевого элемента образования.

Пиктографическое письмо.

«Дома молодежи» и первые школы.

Учительские функции: старики, господствующие слои общества.

Характер процесса обучения узколокальной, групповой, мифологический.

Становление института воспитания. Характер процесса воспитания: одинаковый для всех, семейный, расслойный. Возникновение государства и развития системы образования. Мифология и анимизм как формы педагогического мышления.

Основные понятия: традиционная культура и общество; инициации; семья и школа как социальные институты.

Межпредметные связи: Психология: социализация, зоопсихология, инстинкты, личность. Философия: теории происхождения человека: мифология и анимизм, традиционное общество, трансляция культуры. Археология: вещественные источники исторического познания, антропогенез. Этнография: происхождение и расселение народов, особенности подходов к воспитанию. Языкознание: роль языка и письменности в развитии культуры, языковые группы и особенности культуры. Религиоведение: функции и роль религии.

Специфика факультетов:

ЕФ: экологический принцип воспитания в родовой общине; земледелие, возникновение элементарных аграрных представлений и процессы социализации.

ФФ, ПФ, ИИЯ, ФФ: роль языка и письменности в развитии образования.

ФМФ: развитие первых арифметических и геометрических представлений, формы передачи их последующим поколениям.

ТЭФ: роль трудовой деятельности человека в процессе социализации.

ИФ: специфика историко-педагогического исследования; взаимосвязь социо – культурной ситуации с развитием образования.

ИФК: происхождение различных физических упражнений и взаимосвязь с трудовой деятельностью и образом жизни.

Литература: 7, 35, 65.

3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ.

– 2 часа.

Храмовое и монастырское образование в Древнем Востоке. Формирование письменности: Древний Шумер и Месопотамия - клинопись (с IV тыс. до н.э.), Древний Египет – иероглифическое письмо (около 3000 до н.э.). Система письма в крито-микенской культуре. Культурные и научные центры Древнего Египта: Мусейон, храм фараона Сети I, книгохранилище Рамаеса II («Аптека для душ»). Социально-экономический статус древних ученых.

Полисный характер развития культуры и образования в Древней Греции. Афинская и Спартанская модели воспитания. Развитие античной философии и образовательной практики: софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Демикрит.

Система образования в Древнем Риме. Риторическая школа. Цицерон и Квинтилиан об ораторском искусстве устного слова. Развитие христианства и его влияние на воспитание и педагогическую мысль.

Основные понятия: школа песцов, храмовые школы, полисный характер образования, мусическая и гимнастическая школы, гимназий, агоны, орхеистика, риторика.

Межпредметные связи: Философия: религия как форма общественного сознания, деспотия и демократия, античная философия, конфуцианство. Педагогика: развитие методов обучения, происхождение дидактики. Психология: катарсис, культура эмоций, культура речи. История: этапы развития, культура Древнего Мира.

Специфика факультетов:

ЕФ: астрономические календари, астрономия, естественнонаучное образование в Древнем Мире.

ФФ, ПФ, ИИЯ: развитие устной культуры речи, античная литература, ее воспитательные значения.

ФМФ: древневосточные и античные математики, их вклад в развитие образования.

ТЭФ: представление роли труда в Древнем Мире.

ИФК: Олимпийские Капитолийские игры, культура тела.

ИФ: социальный заказ систем образования в Древнем Мире.

Литература: 6, 14, 15, 24, 55.

4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ НА ЗАПАДЕ И В РОССИИ (до XVIII в. вкл.). – 2 часа.

Культурное развитие Европы в средние века теоцентрическая картина мира. Геоцентрическое понимание образования. Библия как источник педагогического мышления. Церковь как центр культуры и образования. Монастырские и приходские, соборные, кафедральные школы, каноническое отношение к слову и образовательные технологии. Катехизичность педагогического мышления.

Сословный характер воспитания. Система воспитания рыцаря. Обучение ремеслу.

Возникновение светских учебных заведений. Гильдейские, цеховые, муниципальные школы. Первые университеты.

Социокультурные и образовательные особенности эпохи Возрождения. «Возрождение в поисках индивидуальности». Гуманизм и антропоцентризм.

Появление корпораций учителей- мастеров и учителей – школяров и возникновение первых европейских университетов.

Гуманистические идеалы образования. Витторино де Фельтре. Педагогическая мысль гуманистов: Ф. Рабле, М. Монтень, Э. Роттердамский. Представление о школе и о воспитании утопистов Т. Мора, Т. Кампанеллы.

Иезуитская педагогика (И. Лойола). Подготовка учителя. Система воспитания.

Дохристианский и церковно-монастырские периоды русского культурно-образовательного строительства. Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли. Организация школ, содержание и методы их работ. Основные педагогические памятники Киевской Руси.

Состояние просвещения в русских княжествах XIII –XV вв.. Мастера грамоты. Традиции семейного воспитания.

Братские школы Украины и Белоруссии. Киевская академия. Возникновение греко-латинских и разноязычных школ. Славяно-греко-латинское академия. Педагогические взгляды и деятельность Симеона Полоцкого и Епифания Славинецкого.

Основные понятия: христианская педагогика; семь свободных искусств; семь рыцарских добродетелей; схоластика; катехизис; монастырские, приходские, соборные школы; гильдейские, цеховые, муниципальные школы; средневековый университет; квадриум и тривиум; Возрождение, Ренессанс, реформация церкви, гуманизм, утопизм, иезуитская педагогика, классно-урочная система, классическое образование; мастера грамоты, братские школы, греко-латинские школы и славяно-греко-латинская академия.

Межпредметные связи: Философия: геоцентризм. История религии: католичество, православная церковь. История: культура средневековья. Психология: наказание, его влияние на психическое развитие человека. Педагогика: авторитарный характер воспитания. Индивидуальное и индивидуально-групповое обучение. История религий: реформация церкви. Философия: гуманизм, утопизм. Дидактика возникновение классно-урочной системы. История: культура Возрождения.

Специфика факультетов:

ЕФ: развитие естествознания и его составляющая в содержании образования;

ПФ, ИИЯ, ФФ: роль национальных языков в развитии культуры, школы родного языка; историко-педагогическое значение произведений «Божественная комедия», Данте; «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, драм Шекспира; зарождение русской грамотности, памятники письменности восточных славян;

ФМФ: вклад теоретиков математики Л. Пизанского, Н. Орема, И. Мюллера, Л. да Винчи в развитие науки и образования; методология научного мировоззрения; зарождение математических представлений у древних антов.

ТЭФ: гуманисты и утописты о роли труда в развитии человека.

ИФК: физическое образование в эпоху Возрождения; военная подготовка;

ИФ: взаимосвязь социокультурной ситуации Возрождения и Реформации с развитием образования и педагогической мысли.

Самостоятельная работа студентов:

- изучение педагогических течений эпохи Реформации (см. Н.В. Равуненкова. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. –М., 1992).

- Ознакомление с Антологией педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв., /Сост. С.Д. Бабишин, В.Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1986.

Литература: 1, 6, 20, 21, 22, 26, 34, 36, 68.

5. ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, США И РОССИИ

В XVIII-XIX вв. (до 80-х гг.)

Формирование классического и реального образования в Западной Европе в XIX веке.

Классики педагогики XIX в. Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци. Осмысление идей И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским.

И.Ф. Гербарт – как философ, психолог и педагог – основоположник педагогической теории. Целеполагание, теории обучения, воспитания, управления.

Вклад Ф.А. Дистервега в теорию и практику подготовки учителя.

Формирование национальных дуалистических систем образования. Основные типы учебных заведений в Западной Европе (Франции, Англии, Пруссии, США). Концепция индустриального образования Б.Т. Вашингтона. Децентрализованная система управления. Развитие системы дополнительного образования. Экзетерская академия.

Образование в России в XVIII-XIX вв. (до 80-х гг.).

Россия и Западная Европа: общественно-культурная ситуация. Значение реформ Петра I для образования. М.В. Ломоносов, особенности его педагогической мысли. Проекты создания университета в России, составленные Д. Дидро и М.В. Ломоносовым. Открытие Московского университета – очага культуры и просвещения. Образование Российской Академии наук по проекту Е.Р. Дашковой. Создание воспитательных учреждений по проектам И.И. Бецкого и А.А. Барсова. Деятельность Ф.И. Янковича. Учительская семинария. Устав народных училищ 1786 г. Просветительские идеи Н.И. Новикова и А.Н. Радищева.

Вопросы семейного воспитания в публицистике первой половины XIX века (Герцен А.И., Шевырев С.П., Одоевский В.Ф.).

Воспитание «человека внутреннего» по Н.И. Пирогову. Основные образовательно-воспитательные идеи Н.И. Пирогова, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского. Проблема разностороннего развития личности.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский. Философские и социокультурные основания педагогической концепции Ушинского «Человек как предмет воспитания».

Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования. Особенности содержания образования в различных типах школ. Устав учебных заведений 1804 г. Просветительская деятельность и педагогические взгляды декабристов. Устав гимназий и училищ 1828 г. Создание специальных школ. Предпосылки школьной реформы 1864 г. История развития женского образования в России. Воскресные школы. Реакция в области просвещения в 70-е гг. Устав гимназий и прогимназий 1871 г. «Положение о начальных народных училищах» (1874 г.).

Основные понятия: элементарное образование, система национального образования; принцип воспитывающего обучения; грамматическая школа, паблик скула, гимназия, воскресная школа, коллегия, колледж, лицей, классическое образование, академия (ср. шк. США), элитарное образование, народная школа, реальное образование; церковно-приходское училище, уездное училище, прогимназия, классическая и реальная гимназия, земство, земская школа, начальное народное училище, начальное высшее училище, идея общечеловеческого воспитания, идея народности.

Межпредметные связи: Философия: идеи немецкой классической философии; Психология: самопознание, познание, мышление; Религиоведение: идея равенства; Отечественная история: петровская и екатеринбургская эпоха; Педагогика: дифференциация обучения; Философия: политика просвещенного абсолютизма.

Специфика факультетов:

ФМФ, ЕФ: доминирование предметов естественнонаучного цикла в реальном образовании. Причины его противоборства с классическим.

ПФ, ИИЯ, ФФ: закрепление традиций гуманитарного образования для верхушки общества.

ИФК: физическое воспитание в закрытых учебных заведениях для дворян. Медико-гигиенический контроль состояния гимназий. Военно-физическая подготовка в русской армии.

ТЭФ: трудовое обучение в народной школе.

ИФ: социокультурные, политические процессы и события, их взаимосвязь с системами образования.

Самостоятельная работа студентов: ознакомиться со статьей П.Л. Лебедева «Школа и педагогическая мысль России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.)» в кн.: Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (Сост. П.А. Лебедев) – М.: Педагогика, 1987. – с. 7-27.

Литература: 8, 22, 31, 33, 36, 37, 53, 59.

6. КРИТИКА НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ КОНЦА XIX – XX вв. – 2 часа.

Кризис европейской культуры и образования. Критика «Старой школы» как выработка основных положений Нового образования. Основные линии (траектории) реформаторской педагогики: свободная педагогика, экспериментальная педагогика, принцип самодеятельности, философия как основа педагогики (П. Наторп, С. Гессен).

Представители свободной педагогики – Э. Кей, М. Монтессори и др. Принцип «исходя из ребенка» в педагогической практике. Критика идей свободной педагогики.

Экспериментальная педагогика. Эмпирическое исследование как основа построения педагогической теории и практики. Представители экспериментальной педагогики Э. Майман, В. Лай, А. Бине и др. Дальнейшее развитие антропологических исследований в педагогике. Педология. Педагогическая психология (Торндайк Э.).

Трудовая школа Г. Кершенштейнера. Прагматическая педагогика Д. Дьюи. Педоцентризм. Метод проектов У. Килпатрика.

Понятие «альтернативное образование». Основные этапы развития альтернативного образования.

Школа М. Монтессори. Идея саморазвития ребенка. Теория сензитивных периодов. Развивающая среда. Деятельность учителя в Монтессори - школе. Дидактический материал. Структура школы М. Монтессори.

Вальдорфская педагогика. Антропософское учение Р. Штейнера, История вальдорфской школы. организация учебного процесса. Трудовое воспитание в школе.

Дальтон-план школа. Прагматическая педагогика Дьюи как философская основа школы. История возникновения школы, ее основательница Е. Пархерст. Организация учебного процесса.

Школа С. Френе. Открытие школы С. Френе и ее основания. Особенности организации учебного процесса.

Современные альтернативные образовательные системы.

Основные понятия: реформаторская педагогика, экспериментальная педагогика, педология, прагматизм, педоцентризм, метод проектов, свободная педагогика, рефлексология, социологизаторское и биологизаторское направления, развивающая среда, альтернативное образование, сензитивные периоды, антропософское учение, прагматическая педагогика, индивидуализированные системы образования.

Межпредметные связи: Философия: тема кризиса европейской культуры в философии XX века. Психология: экспериментальная психология. Человековедение: гуманистическое направление в педагогике. Образовательные технологии (дидактические системы): современные зарубежные образовательные технологии: школы Монтессори, Вальдорфские школы.

Специфика факультетов:

ЕФ: изучение естествознания в альтернативных педагогических системах.

ПФ, ИИЯ, ФФ: изучение языка и литературы в альтернативных педагогических системах.

ФМФ: изучение физики и математики в альтернативных педагогических системах.

ТЭФ: трудовое обучение в Вальдорфской школе.

ИФК: физическое воспитание в альтернативных педагогических системах.

ИФ: историческое образование в зарубежной школе.

Литература: 21, 22, 23, 38, 39, 54, 67.

7. РЕФОРМИРОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ В XX в.

Первые советские документы по народному образованию «Положение о единой трудовой школе» и «Основные принципы единой трудовой школы». Создание рабфаков. Самоуправление учащихся. Опытно-познавательные учреждения Наркомпроса. Изменения в системе образования в 1921 г. Профессионализация старших классов школы-девятилетки. Комплексные программы ГУСа. Нестандартные формы и методы обучения: однородные классы, семестровая система, равноуровневые программы, альтон-план, студийная система, клубный день.

Педагогические идеи Н.К. Крупской. Н.К. Крупская – историк педагогики.

Организационная и научно-педагогическая деятельность А.В. Луначарского.

С.Т. Шацкий и организация опытной работы в области педагогики.

«Трудовая школа» П.П. Блонского, вопрос о цели и задачах воспитания. Трактовка проблемы факторов формирования личности школьника. Блонский как теоретик педологии.

Постановление ЦК ВКП(б) о школе в 30-е гг. (1931, 1932, 1936 гг.). Возвращение классно-урочной системы. Единообразие школы, уничтожение педологии.

Реформирование советской школы в годы великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Основные задачи школы на данном этапе. Особенности воспитательной работы в условиях военного времени. Меры по предупреждению безнадзорности.

Создание новых типов учебно-воспитательных учреждений. Организация АПН РСФСР.

Постановление ЦК ВКП(б) (1946-1948 гг.) по вопросам идеологической работы и усиление внимания к идейно-политическому воспитанию школьников.

Восстановление и развитие школы послевоенного периода. Переход на семилетний всеобуч. Изменение школьных программ по биологии в связи с борьбой двух научных школ Н.И. Вавилова и Т. Лысенко.

Школа начала 50-х гг. XX съезд КПСС (1956) и проблема укрепления связи школы с жизнью. Достижения и недостатки работы школы школы в этот период. Школьная реформа 1958 г. оттепель и педагогическая наука. Опытные площадки в Казани, Липецке, Харькове.

Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы (1984). Лозунги перехода ко всеобщему профессиональному образованию, компьютеризации обучения. Школы для шестилеток. Общественная критика состояния школы. процентомания. Проблемы всеобуча. Перегрузка и нехватка учебных заведений.

Основные направления деятельности АПН СССР. Научно-педагогическая дискуссия о социальном и биологическом в человеке в контексте воспитания. Концепция среднего образования в условиях перестройки. Деятельность ВНИК под руководством Э. Днепрова.

Новаторское движение идеи педагогов-новаторов: В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, Б.Н. и Е.Н. Никитиных, И.П. Иванова, Ш.А. Амонашвили и др. Появление российских альтернативных образовательных учреждений: лицей, гимназия, колледжи, частные школы. Новые технологии в российском образовании 1990-х гг.

Реформирование школы в 90-е гг. Закон об образовании (1992, 1996). Введение государственных стандартов образования. Национальная доктрина образования (1999).

Основные понятия: политехнизация обучения, предметно-методические журналы, педологические обследования, теория моральной дефективности, опытные площадки Наркомпроса; комплексные программы ГУСа; педология, детприемники, суворовские и нахимовские училища, ДЮСШ, ШРМ, АПН РСФСР, ручной труд, ученические бригады, движение педагогов-новаторов.

Межпредметные связи: Педагогика: дидактические основы, управление образованием. Философия: марксистко-ленинская методология. Отечественная история: этапы развития социализма.

Специфика факультетов:

ФМФ: изучение математики и физики в рамках комплексных программ ГУСа.

ФФ, ИИЯ, ИФ: изучение русского языка и литературы в рамках комплексных программ ГУСа.

ИФК: декреты СНК о развитии физической культуры и спорта. УП съезд РКП(б) о всеобщем военном обучении (1918), военно-спортивные клубы. Усиление военно-физического воспитания, обусловленное требованиями военного времени.

ПФ: разгром педологии затормозил развитие отечественной философии более чем на три десятилетия.

ТЭФ: проектный метод обучения, политехнизация образования, соединение обучения с производительным трудом.

ИФ: политика и образование.

Самостоятельная работа студентов: изучить «Основные принципы единой трудовой школы» и «Положение о единой трудовой школе» //Хрестоматия по истории советской школы и педагогики /Сост. М.И. Анисов. – М., Просвещение, 1972. – С. 71-87.

Литература: 10, 13, 16, 19, 40, 44, 48, 57, 58.

8. ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Основные проблемы современного образования: управление развитием, экономика образования, отбор содержания, направления реформирования; профессионализация образования и планирование карьеры и др., работа с одаренными детьми; здоровье сберегающие технологии обучения.

Ведущие тенденции мирового образовательного процесса: дифференциация обучения; модернизация и стандартизация содержания образования; компьютеризация, гуманизация, экологизация, демократизация, интернационализация, личностная ориентированность образования; исследовательская направленность и пр.

Межпредметные связи: Педагогика: прогнозирование развития образования, современные дидактические системы, гуманизация образования на современном этапе.

ИТОГОВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ-2 часа

Регламент для выступающих – 10 минут; оппонент – 5 минут; рецензенты – 5 минут. Обсуждение докладов предполагает свободную дискуссию всех желающих из числа присутствующих.

I вариант.

На данном занятии студенты выступают со своими сообщениями – рефератами по актуальным проблемам современного состояния образования за рубежом и в России освещают новые информационные технологии в учебном процессе, альтернативные учебные заведения, передовой опыт учителей РФ и Томской области.

II вариант.

Оргдеятельностная игра «История образования: пыль веков или «езда в незнакомое»?».

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

ТЕМА I. Основоположники педагогической теории Я.А. Коменский и К.Д. Ушинский.

1. Мировоззрение Я.А. Коменского и его идеи пансофизма, обучения на родном языке, всеобщего обучения.

2. Цель и принципы (общепедагогические и дидактические) педагогической системы Я.А. Коменского. Классно-урочная система и система школ.

3. Дневники К.Д. Ушинского и возможности их использования в воспитании подрастающих поколений.

4. Основополагающие идеи педагогической системы К.Д. Ушинского: цель, принципы, содержание, формы, методы, средства.

5. Педагогическая антропология К.Д. Ушинского.

Первоисточники.

1. Коменский Я.А. Великая дидактика (любое издание) Главы XIVI-XVII, XXII, XXVI.

2. К.Д. Ушинский. Человек как предмет воспитания.

О народности в общественном воспитании.

Труд в его психическом и воспитательном значении //История педагогики в России:

Хрестоматия /ост. С.Ф. Егоров. – М., 1999.

Литература.

1. Красновский А.А. Ян Амос Коменский. – М., 1953.

2. Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский 1592-1670. – М., 1970.

3. Гончаров Н.К. Ян Амос Коменский и современность. – М., 1980.

4. Смоляницкий С. Три века Яна Амоса Коменского. – М., 1987.

5. Струминский В.Я. Основы и системы дидактики К.Д. Ушинского. – М., 1957.

6. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. – М., 1984.

ТЕМА 2. Ценности христианской педагогики. Основы христианского воспитания.

1. Основы христианского воспитания в патристике.

2. педагогические идеи протестантской педагогики: М. Лютер, Ж. Кальвин, Д. Макдауэлл, Д. Стюарт, Д. Гудинг.

3. Католическая и иезуитская педагогика: К. Бартоломеи, Ш. Летурно, И. Лайола, М. Монтень.

4. Православная педагогика: святитель Феофан Затворник, прот. В. Зеньковский, Н.И. Ильминский, С.А. Рачинский.

Первоисточники.

1. Иоанн Златоуст. О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать своих детей //Антология педагогической мысли христианского Средневековья. Т.1 //Сост. В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш. – М., 1994. – С. 173-198.

2. Поучения Силуана //ослушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах /Сост. В.Г. Безрогов. – М., 1996. – С. 40-54.

3. Гудинг Д. Окно в рай. – М., 1993. – С. 9-37.

4. Летурно Ш. Эволюция воспитания у различных человеческих рас. – СПб, 1907. – С. 14-31.

5. Зеньковский В.В. Педагогика. – М., 1996. – С. 12-, 40-46.

Литература.

1. Ничепоров Б.В. Введение в христианскую психологию. – М., 1994. – С. 192.

2. Начала христианской психологии. – М., 1995. – 233 с.

3. Христианство: Энциклопедический словарь. В 2-х тт. – М., 1993. (статьи «Протестантизм». – С. 405-413. «Католицизм» Католическая церковь. – С. 707-715, «Православие». С. 379-381).

4. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. – Самара, 1998. – С. 10-29.

ТЕМА 3. Эмоционально-чувственное и интеллектуально-рассудочное в образовании (на примере концепций Д. Локка и Ж.-Ж. Руссо).

1. Д. Локк о воспитании джентльмена: цель, задачи, содержание, методы. Факторы развития личности и роль воспитания.

2. Ж.-Ж. Руссо – философ, писатель, композитор, педагог.

3. Идея естественной свободы в концепции «естественного воспитания» и возрастная периодизация, разработанные Ж.-Ж. Руссо.

4. Д. Локк и Ж.-Ж. Руссо о нравственном воспитании и развитии чувств.

Первоисточники.

1. Локк Д. Мысли о воспитании //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И. Пискунов. – М., 1982. – С. 162-194.

2. Локк Д. Опыт о человеческом разумении. Кн. 1. – М., 1985. Гл. 3(п. 4-8); гл. 4(п. 1-2).

3. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании. – Пед. соч. В 2-х тт. – Т. 2. – М., 1981. – С. 269-289.

Литература.

1. Нерский И.С. Джон Локк и его теоретическая система //Джон Локк. Соч.: В 3 т. – Т. 1. – М., 1985. – С. 3-76.

2. Джибладзе Г.Н. Ж.-Ж. Руссо и его педагогическое наследие //Ж.-Ж. Руссо. Пед. соч.: В 2-х т. – Т.1. – М., 1981. – С. 7-18.

ТЕМА 4. Идеи развивающего и воспитывающего обучения в трудах И. Песталоцци, И. Гербарта, А. Дистервега.

1. Отражение идеи развивающего школьного обучения в определении цели и задачи воспитания.

2. Теория элементарного образования И. Песталоцци.

3. Вопросы воспитания и дидактика И. Гербарта.

4. Проблема цели, принципов, задач, методов в педагогическом наследии А. Дистервега.

Первоисточники.

1. Песталоцци И.Г. Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода //Избр. Пед. соч.: В 2-х т. – Т.1. – М., 1981. – С. 213-243.

2. Гербарт И. Избранные педагогические сочинения. – Т.1. – М., 1940. – С. 34-67.

3. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей //Избр. Пед. соч. – М., 1967. – С. 63-205.

Литература.

1. Ротенберг В.А., Кларин В.М. Педагогическое наследие И.Г. Песталоцци //Песталоцци И.Г. Избр. Пед. соч.: В 2-х Т. – Т.1. – М., 1981. – С. 7-46.

2. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. – С. 236-239.

3. Пискунов А.И. Дидактические взгляды А. Дистервега. – М., 1985. – С. 23-37.

ТЕМА 5. Педагогические идеи зарубежной школы 1 половины XX века: Д. Дьюи, М. Монтессори, Р. Штайнер, С. Френе.

1. Прагматическая педагогика Д. Дьюи. Метод проектов.

2. педагогическая система развития ребенка М. Монтессори.

3. Концепция воспитания духовности личности Р. Штайнера.

4. Система образования С. Френе.

Первоисточники.

1. Д. Дьюи. Школа и общество. – М., 1923. – С. 4-56.

2. Монтессори М.

3. Штайнер Р.

4. Френе С. Избр. Пед. соч.: - М., 1990. – С. 177-215.

Литература.

1. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992. – С. 55-154.

2. Вульфсон Б.Л. С. Френе – виднейший французский педагог XX столетия //Френе С. Избр. Пед. соч. – М., 1990. – С. 3-31.

ТЕМА 6. Педагогическое наследие общественной педагогики (сер. XIX – 1917 г.): Н.И. Пирогов, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой.

1. Идеал воспитания Н.И. Пирогова.

2. П.Ф. Каптерев о развитии педагогики.

3. Педагогические взгляды и деятельность Л.Н. Толстого.

Первоисточники.

1. Пирогов Н.И. Ищи быть и будь человеком.

Образование и воспитание.

Школа и жизнь //История педагогики в России

/Сост. С.Ф. Егоров. – М., 1999. – С. 170-176.

2. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. – М. 1909. – С. 34-45; 67-89.

3. Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы. Общие замечания для учителей. О воспитании //История педагогики в России. Указ соч. – С. 234-250.

Литература.

1. Латышина Д.И. История педагогики. воспитание и образование в России (X- нач. XX века). – М., 1998. – С. 470-526.

2. Лушников А.М. История педагогики. – Екатеринбург, 1994. – С. 312-315, 288-291, 304-307.

3. История педагогики. часть 2. С XVII до сер. XX века. – М., 1997. – С. 230-252.

ТЕМА 7. Педагогическое наследие русского зарубежья: 20-е гг.

1. Мировоззрение основы воспитания и образования: С.Л. Франк, И.А. Ильин, П.А. Сорокин.

2. Концепция православной педагогики прот. Василия Зеньковского.

3. Основы педагогики как введения в прикладную философию С.И. Гессена.

Первоисточники.

1. Гессен С.И. Основы педагогики как введение в прикладную философию. – М., 1995. – С. 22-38; 88-91; 234-249.

2. Зеньковский В. Педагогика. – М., ……

Литература.

1. Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы. – М., 1993. – С. 3-38.

ТЕМА 8. Система коммунистического воспитания в советский период: Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

1. Н.К. Крупская – теоретик и организатор пионерского движения.

2. Вопросы организации учебной и вне учебной деятельности в педагогическом наследии П.П. Блонского.

3. Концепция С.Т. Шацкого «Школа как центр социальной среды».

4. Вопросы коллективного и трудового воспитания в работах А.С. Макаренко.

5. Гражданское и духовное формирование ребенка в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского.

Первоисточники.

1. Крупская Н.К. Юные пионеры. Пионердвижение //Пед. соч.: В 10 Т. – Т. 5. – М., 1959. – С. 96-98, 146-150.

2. Блонский П.П. Трудовая школа //Избр. Пед. соч.: В 2-х Т. – Т.1. – С. 155-164.

3. Шацкий С.Т. Изучение жизни и участие в ней //Избр. Пед. соч.: В 2-х Т. – Т.1. – М., 1980. – С. 152-161.

4. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – М., 1988. – С. 34-65, 78-92.

5. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – Киев, 1987. – С. 22-56. Духовный мир школьника //Избр. Пед. соч.: В 5-ти Т. – Т.1. – С. 231-238, 303-328, 386-400, 419-424.

Литература.

1. Использование педагогического наследия Н.К. Крупского в работе школы по коммунистическому воспитанию учащихся. Методические рекомендации /Сост. Г.П. Новоселова, Г.М. Климова. – М., 1982. – 43 с.

2. Бершадская Д.С. Педагогические взгляды и деятельность С.Т. Шацкого. – М., 1960. – С. 21-49.

3. Вендровская Р.Б. Очерки истории советской педагогики. – М., 1982.

4. Нежинский Н.П. А.С. Макаренко и педагогика школы. – Киев, 1989.

5. Водзинский Д.И. Жизнь и педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского. – Минск, 1991.

ТЕМА 9. Современная зарубежная школа: ФГР, Англия, Франция, США, Япония.

1. Полемика о модернизации школы.

2. Реформы школьного образования.

3. Экспериментальные школы.

4. Новое воспитание.

Литература.

1. Дружинский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 192. – С. 111-172.

2. Уошборн К. Новые школы Западной Европы. – М., 1999.

3. Образование в современном мире. – М., 1999.

4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994. – С. 79-151.

1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. /П.А. Лебедев – М.: Педагогика, 1990. – 608с.

2. Антология педагогической мысли: в 3-х томах /Н.Н. Кузьмин – 1969.

3. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. – 319с.

4. Алексеев В.П. Становление человечества. – М., 1984. С. 84-86; 288-307; 451-458.

5. Аранский В.С., Лапчинская В.П. Система народного образования в Англии. М., 1998. – 121с.

6. Бим-Бад Б.М. Об образовательном и практическом значении курса истории педагогики //Теоретико-методологические вопросы истории педагогики. – М., 1986. – С. 41-69.

7. Блонский П.П. Избранные пед. и псих. Соч.: в 2-х т. /Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1979.

8. Боккескоф И., Пинский А. Что такое Вальдорфская педагогика? - //Семья и школа – 1990. - № 10. – С. 29-31.

9. Брохман И. Что такое Вальдорфская педагогика? - //Семья и школа. – 1990. - № 11. С. 4, 9-11.

10. Бригадно-лабораторный метод в вузах и техникумах. – М., 1931. – 86с.

11. Васильева Т.Б. Афинская школа философии. – М., 1985. – 120с.

12. Виничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. – М., 1988.

13. Вендровская Р.Е. Очерки истории дидактики. – М., Педагогика, 1982.

14. Гербарт И.Ф. Избранные пед. соч.: Т.1. /Ред. Г.П. Вейсберг. – М.: Учпедгиз, 1940. – 289с.

15. Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. – М., 1993. – 135с.

16. Дальтон-план и новейшие течения русской педагогической мысли. – М., 1925.

17. Демков М.И. Краткая история педагогики. – М., 1911.

18. Дружинский А.Н. Зарубежная школа. – М., 1992.

19. Дружинский А.Н. Экспериментальные школы Западной Европы и США //Советская педагогика. – 1990. - № 4. – С. 139-144.

20. Дмитриев Г.Д. Критический анализ дидактической мысли в США. – М.: Педагогика, 1987.

21. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1969. – 510с.

22. История педагогики и современности. – Л., 1979.

23. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. – Петербург, 1915.

24. Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982. – 447с.

25. Коменский Я.А. Избранные пед. соч.: в 2-х томах – М.: Педагогика, 1982.

26. Корчак Януш. Избранные пед. произведения /Сост. Е.С. Рубенчик. – М.: педагогика, 1979. – 473с.

27. Литвин Л.Н. «Наша» или «не наша» Мария Монтессори //Сов. Педагогика. – 1991. - № 8. – С. 96-103.

28. Лозинская Л.Я. Во главе двух академий. – М., 1983.

29. Локк Дж. Соч.: В 3-х томах /Ред. И.С. Нарский. – М.: Мысль, 1985.

30. Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII в. – М.-Л., 1952.

31. Медведков А.П. Краткая история русской педагогики. – СПб, 1913.

32. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.

33. мижуев П.Г. Главные моменты в развитии западноевропейской школы. – М.: Интен, 1983. – 216с.

34. Монро П. История педагогики. - С. П. Новое время. – М.: Мир, 1911. – 372с.

35. Монтессори-материал. – М., 1991.

36. М. Монтессори. Дом ребенка. – М.: Задруга, 1920.

37. На путях к методу проектов. – М., 1931.

38. Нильсен И. Что такое Вальдорфская педагогика. – 1990. – № 12. – С. 4, 24-27.

39. Николенко Д., Губко А., Игнатенко А. Заключение науки педологии: пора вернуть имя //Народное образование. – 1990. - 10. – С. 117-124.

40. Оуэн Р. Педагогические идеи Роберта Оуэна. – М.: Учпедгиз, 1940. – 263с.

41. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: конец XIX- начало XX вв. /Отв. Ред. Э.Д. Днепров. – М.: Педагогика, 1991. – 449с.

42. Очерки истории пед. науки в СССР (1917-1980) /Под ред. Н.П. Кузина и др. – М.: Педагогика, 1986. – 284с.

43. Очерки по истории сов. школы и педагогики 1917-1920 /Королев Ф.Ф. – М.: АПН РСФСР, 1952, - 551с.

44. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР, 1917-1941 /Отв. Ред. Н.П. Кузин. – М.: Педагогика, 1980. – 458с.

45. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР, 1941- 1961 гг. /Редкол. А.М. Арсеньев и др. – М.: Педагогика, 1988. – 270с.

46. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР, 1961-1986 гг. /Отв. Ред. Ф.Г. Паначин и др. – М.: Педагогика, 1987. – 413с.

47. Песталоцци И.Г. Избранные пед. соч.: В 2-х т. /Под ред. В.А. Ротенберга, В.М. Кларина. – М.: Педагогика, 1981.

48. Пинский А. Вальдорфские школы: все грани личности (Финляндия) //Учительская газета. – 1990. – март (№ 11). – С. 6.

49. Пинский А. Вальдорфские школы как альтернатива традиционному образованию //Вестник высшей школы. – 1991. - № 8. – С. 38-44.

50. Пинкевич.П. Краткий очерк истории педагогики. – 2-е изд. – Харьков, 1990. – 347с.

51. Педагогика Монтессори. – М., 1991.

52. Плутарх. Жизнеописания. – М., 1990.

53. Плеханов А. Локк о первоначальном воспитании детей //Дошк. Воспитание, 1984. - № 11. – С. 36-40.

54. Равкин Э.И. Мифы и реалии в истории отечественной школы //СП, 1991, № 10, с. 110-117.

55. Родгонин Е.Г., Зязюн И.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог. Об идеалах В.А. Сухомлинского. – М., 1991.

56. Розанов В.В. Сумерки просвещения /Сост. В.Н. Щербаков. – М.: Педагогика, 1990.

57. Розов Н.С. Философия образования в России. – М., 1993.

58. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах /Гл. ред. В.В. авыдов. – М., 1993.

59. Руссо Жан-Жак. Пед. соч.: В 2-х т. /Под ред. Г.Н. Джибладзе. - М.: Педагогика, 1981.

60. Смирнов В.З. Очерки по истории русской педагогики XIX века. – М.: Учпедгиз, 1963. – 312с.

61. Суд над системой образования: стратегия на будущее /Под ред. У.Д. Дженотона. - М.: Педагогика, 1991. – 260с.

62. Тайлор Э.Б. первобытная культуры. – М., 1989. – С. 91-121; 149-177; 178-253; 278-311; 389-457.

63. Фрадкин А.Н. Педология: мифы и действительность. – М.: Знание, 1991. - № 3. – 79с.

64. Френе С. Избр. Пед. соч. – М., 1990.

65. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России /Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Просвещение, 1986. – 431с.

66. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики /Под ред. Н.П. Щербакова. - М.: Просвещение, 1972. – 407с.

67. Шамахов Ф.Ф. Общественно-педагогическое движение 60-х годов и начальная школа Западной Сибири во второй половине XIX в. – Томск, ТГПИ, 1957.

68. Шацкий С.Т. Избранные пед. соч.: В 2-х т. /Под ред. Н.П. Кузина и др. – М.: Педагогика, 1980.

69. Школа – коммуна Наркомпроса (Экспериментальная школа им. П.Н. Лепешинского) Сборник /Под ред. М.М. Пистрака. – М.: педагогика, 1990. – 236с.

70. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. – М., 1993.

ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ЧАСТЬ 1. Историческое развитие образования, педагогических систем и школы за рубежом.

1. Социализация и воспитание в первобытном обществе. Роль традиций в воспитании.

2. Воспитание и школа в античном мире.

3. Античная философия и образование.

4. Христианское воспитание и сословная система социализации в средневековой Европе.

5. Школа в средние века. Критика средневековой школы и гуманистические идеи Возрождения.

6. Генезис педагогических традиций в странах ислама.

7. Философия образования Я.А. Коменского и принципы его дидактики.

8. Разработка Я.А. Коменским возрастных ступеней школьного образования.

9. Эмоционально-чувственное и интеллектуально-рассудочное в образовании (на примере концепций Дж. Локка и Ж.Ж. Руссо).

10. Генезис концепции свободного воспитания (Ж.Ж, Руссо).

11. Школа в период Просвещения (XVII-XIX вв.).

12. Идеи развивающего и воспитывающего обучения в работах И. Песталоцци, И. Гербарта, Ф. Дистервега.

13. Реформаторская педагогика (К. XIX – н. XX вв.) как историко-педагогическое явление.

14. Педагогические системы М. Монтессори, Р. Штейнера, С. Френе.

15. Философия образования Дж. Дьюи и метод проектов в зарубежной школе.

16. Развитие современных педагогических течений за рубежом.

17. Современная зарубежная школа (по выбору студента).

18. Технологии обучения в современной зарубежной школе.

ЧАСТЬ 2. Историческое развитие философии образования, педагогической теории и школы в России.

19. Основные периоды развития отечественного образования.

20. Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли Др. Руси и Московского государства XIV-XVII вв.

21. традиции семейного воспитания русского народа, домострой.

22. Учебные заведения и педагогика в XVI в. С. Полоцкий. Е. Славинецкий.

23. Просветительские реформы начала XVII в. Л.Ф. Магницкий, В.Н. Татищев, Ф. Прокопович.

24. Дворянское образование XVIII-XIX вв.

25. Вклад М.В. Ломоносова в развитие отечественного образования.

26. Просветительские идеи И.И. Бецкого.

27. Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой. Ф.И. Янкович.

28. Идеи общечеловеческого образования и развития индивидуальности в работах Н.И. Пирогова.

29. К.Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве. Идеи педагогической антропологии.

30. К.Д. Ушинский о народности в общественном воспитании.

31. Дидактические идеи К.Д. Ушинского.

32. Развитие отечественной методики как педагогического искусства. Н.Ф. Бунаков, В.Я. Стоюнин, В.И. Водовозов, С.А. Рачинский и др.

33. Развитие идеи свободной педагогики в России. Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель.

34. Развитие педагогической теории во второй половине XIX в. – нач. XX в. В.П. Вахтеров, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев.

35. Концепция реформирования образования начала XX в.

36. Педагогическая мысль русского зарубежья. В.В. Зеньковский, С.И. Гессен.

37. Строительство советской школы: 1917-1920-ые гг. Основные принципы единой трудовой школы.

38. Обновление содержания образования, организационных форм и методов обучения в советской школе 1920-х гг.

39. Педагогические идеи П.П. Блонского.

40. Педагогические идеи и деятельность С.Т. Шацкого.

41. Педология, ее историко-педагогическое значение.

42. Психолого-педагогическая концепция Л.С. Выготского.

43. Разработка теории и практики коллективного воспитания в советской педагогике.

44. Педагогические идеи и опыт А.С. Макаренко.

45. Развитие всеобуча в школе: плюсы и минусы.

46. Развитие идеи политехнизма и практики профессионално-трудового обучения в реформах советской школы.

47. Педагогические идеи В.А. Сухомлинского.

48. Основные идеи педагогики сотрудничества.

49. Опыт педагогов-новаторов. И.П. Волков, Г.И. Гончарова, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов.

50. Реформа школы 1984г.: идеология, проблемы, результаты.

51. Реформирование системы образования России в 1990-х гг.

52. Развитие дидактической теории и практики развивающего обучения: 1960-1990-ые гг.

53. Гуманистическая педагогика Ш.А. Амонашвили.

54. Поиски решения проблемы воспитания в новой социально-экономической ситуации России.

55. Развитие образования и педагогической науки в Томской губернии и г. Томске.

56. Закон об образовании (1992).

57. Национальная доктрина образования (1999-2000).

58. Актуальные историко-педагогические проблемы на страницах педагогической периодики.

59. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

60. Роль и значение курса «История образования и педагогической мысли» в личном и профессиональном становлении педагога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: