ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Глава 1
ВВЕДЕНИЕ
В\ 5-9268-0188-5
РЕЧЬ
Как часто рекомендуется делать тест, чтобы сбалансировать системы?
Сколько длится тест?
Как приготовиться к тесту?
- Абсолютно никаких приготовлений не требуется - Мы заносим общую информацию в компьютерную программу, как и во всех обычных офисах, для того, чтобы получить правильный ответ на данного человека.
- Не более 5-8 минут. Иногда, когда дети не сидят спокойно, это занимает до 10-ти минут. По окончании теста вы получаете свою копию на руки.
- Обычно проверочные тесты рекомендуется проводить не чаще 1 раз в месяц, все зависит от того, насколько организм требует этого, что будет возможно узнать уже после первого теста.
Наш товар имеет самое лучшее качество контроля в мире.
Санкт-Петербург 2003
ББК 88.8 К 17
Калинина Р. Р.
К 17 Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — СПб.: Речь, 2003. - 144 с. 15ВЫ 5-9268-0188-5
|
|
Данная книга состоит из двух частей. Первая часть содержит комплекс методик диагностики личностных и профессионально значимых качеств педагогов, во второй представлены методы диагностики эмоционального благополучия дошкольника в детском саду и умственного развития детей 4-7 лет. Большинство диагностических методик являются авторскими.
© Р. Р. Калинина, 2003
© Издательство <Речь», 2003
© П. В. Борозенсц (оформление), 2003
В настоящее время активно развивается личностно-ориен-тированный подход при обучении и воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении, обсуждаются его основные принципы и пути реализации. Одним из существенных принципов такого подхода является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Для этого педагогам, ежедневно общающимся с дошкольником и оказывающим существенное влияние на формирование его личности, необходимо иметь в своем арсенале диагностические «инструменты», позволяющие глубже понять душу ребенка, его эмоциональное состояние, его актуальные и потенциальные возможности. Только имея точную информацию, педагог сможет осознанно и целенаправленно спланировать и реализовать процесс воспитания и развития, максимально подходящий к каждому ребенку.
Однако нельзя забывать, что на формирование личности ребенка, его развитие оказывают влияние не только методы, используемые педагогом, какими бы прогрессивными и эффективными они не были, но и сама личность педагога.
Именно поэтому предлагаемая вниманию читателя книга, содержащая комплекс диагностических методик, открывается главой, в которой описаны методы диагностики личностных и профессионально значимых качеств педагогов. Также в книге представлены методы диагностики эмоционального благо получия дошкольника в детском саду и умственного развития детей 4—7 лет.
|
|
Большинство диагностических методик являются авторскими или имеют авторскую интерпретацию и нормы, а также авторский подход при обработке и анализе полученных результатов. Все методики использовались автором в течение нескольких лет в практической работе и показали свою обоснованность, надежность и валидность.
Особое место в социальной среде детей, посещающих детский сад, занимает воспитатель. Исследования показали, что в ряде случаев ни семья, ни сверстники не могут обеспечить целиком формирование личности дошкольника, особенно его нравственную сторону. Именно воспитатель проектирует создание такой среды для своих воспитанников, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на них, на их психическое развитие, управляет возникающими взаимоотношениями. От него в значительной степени зависит развитие личности дошкольника. «В воспитании все должно основываться наличности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, — писал К. Д. Ушинский. — Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером может образовать характер».
В профессиограмме воспитателя детского сада, предложенной Федеральной службой занятости (авторы: И. Н. Назимов, Е. В. Галаева и др.), указаны следующие требования к его профессиональной подготовке:
• знания дошкольной педагогики и психологии;
• знания основ гигиены и педиатрии;
• знания этики и эстетики;
• навыки проведения занятий, организации и методики
воспитательной работы.
Для автора особенно важными представляются личностные характеристики воспитателей, способствующие их успешной профессиональной деятельности. Ниже приводится авторская профессиограмма воспитателя, на основе которой можно осуществлять профессиональный отбор педагогов:
• любовь к детям;
• эмпатия, умение сопереживать другим;
• коммуникативные способности;
• тактичность, доброжелательность в общении;
• высокий вербальный и невербальный интеллект;
• творческие способности;
• рефлексия, умение анализировать свою деятельность;
• организаторские способности;
• ответственность;
• артистические способности;
• уравновешенность, эмоциональная стабильность;
• наблюдательность и внимательность;
• эрудированность;
• уверенность в себе, высокая адекватная самооценка, са
мопринятие;
• грамотная и внятная речь.
Как видим, требования, предъявляемые педагогам, достаточно высокие. Более того, не всегда даже успешные воспитатели (здесь, прежде всего, критерием успешности является любовь детей к воспитателю и динамика их развития в ходе общения с ним) обладают всем набором этих качеств. Именно поэтому они приведены в определенном порядке: первые — наиболее важны, без них невозможно работать с детьми, а в конце — желательные, помогающие педагогу в его работе с детьми.
Ниже приводятся некоторые психодиагностические методы, направленные на выявление уровня сформированности наиболее важных (исходя из приведенной профессиограммы) личностных качеств воспитателя:
• эмпатия, умение сопереживать другим;
• коммуникативные способности;'
• тактичность, доброжелательность в общении;
• высокий вербальный и невербальный интеллект;
• творческие способности;
• рефлексия, умение анализировать свою деятельность.
Эти методики можно использовать как в комплексе, так
и по отдельности.
|
|
Цели применения психодиагностики воспитателей:
• отбор педагогов при приеме на работу (не секрет, что в на
стоящее время при достаточно высоком уровне безработи
цы, с одной стороны, и недостатке квалифицированных ка
дров в дошкольном образовании из-за низкой зарплаты —
с другой, в детский сад порой приходят случайные люди);
• формирование работоспособных, эффективных «команд»
(обычно это два воспитателя и их помощник), члены ко-^
торых взаимнодополняли бы друг друга;
• подготовка к педагогическому совету, семинару и т. п.
по той или иной теме (например, при проведении педсове
та, посвященного развитию творческих способностей у до
школьников целесообразно провести диагностику творче
ского мышления у воспитателей, ведь только творческий
человек может «разбудить» творца в ребенке!);
• самоанализ педагога, его стремление к саморазвитию, ко
гда воспитатель самостоятельно использует ту или иную
методику для выявления своих сильных сторон, а также
своих резервов (при необходимости педагог может обра
титься к психологу за консультацией по развитию и со
вершенствованию своих профессиональных и личност
ных качеств).
При проведении психодиагностики необходимо выполнение следующих условий:
• доброжелательная, доверительная обстановка — педагог
должен воспринимать ситуацию тестирования не как экза
мен, на котором можно получить неудовлетворительную
оценку, а как возможность глубже познать себя, наметить
пути профессионального роста;
• искренние ответы — необходимо объяснить педагогам, что
не существует «правильных» или «неправильных» ответов,
а существуют индивидуальные различия между людьми,
существует разный взгляд на одни и те же вещи (а залогом
искренности будет выполнение первого условия);
• закрытость информации — результаты диагностики того
или иного воспитателя не могут быть представлены треть
ему лицу (администрации, коллегам и т. д.) без его согла
сия, «обнародованию» подлежат лишь обобщенные дан
ные по группе (например, процент воспитателей данного
детского сада, имеющих низкий или высокий уровень раз
вития диагностируемого качества). Как показывает прак
тика, невыполнение этого условия сильно искажает полу
ченные результаты — кому хочется, чтобы о твоих слабос
тях узнало начальство или коллеги!
|
|
• полученные результаты — не приговор, а повод для размы
шлений и работы с педагогическим коллективом, а для пе
дагогов — над собой.