Качеств педагогов

ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Глава 1

ВВЕДЕНИЕ

В\ 5-9268-0188-5

РЕЧЬ

Как часто рекомендуется делать тест, чтобы сбалансировать системы?

Сколько длится тест?

Как приготовиться к тесту?

- Абсолютно никаких приготовлений не требуется - Мы заносим общую информацию в компьютерную программу, как и во всех обычных офисах, для того, чтобы получить правильный ответ на данного человека.

- Не более 5-8 минут. Иногда, когда дети не сидят спокойно, это занимает до 10-ти минут. По окончании теста вы получаете свою копию на руки.

- Обычно проверочные тесты рекомендуется проводить не чаще 1 раз в месяц, все зависит от того, насколько организм требует этого, что будет возможно узнать уже после первого теста.

Наш товар имеет самое лучшее качество контроля в мире.

Санкт-Петербург 2003

ББК 88.8 К 17


Калинина Р. Р.

К 17 Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — СПб.: Речь, 2003. - 144 с. 15ВЫ 5-9268-0188-5

Данная книга состоит из двух частей. Первая часть содержит комплекс методик диагностики личностных и профессионально значимых качеств педагогов, во второй представлены методы диагностики эмоционального благополучия дошколь­ника в детском саду и умственного развития детей 4-7 лет. Большинство диагнос­тических методик являются авторскими.

© Р. Р. Калинина, 2003

© Издательство <Речь», 2003

© П. В. Борозенсц (оформление), 2003

В настоящее время активно развивается личностно-ориен-тированный подход при обучении и воспитании детей в до­школьном образовательном учреждении, обсуждаются его ос­новные принципы и пути реализации. Одним из существен­ных принципов такого подхода является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Для этого педагогам, ежедневно общающимся с дошколь­ником и оказывающим существенное влияние на формирова­ние его личности, необходимо иметь в своем арсенале диагно­стические «инструменты», позволяющие глубже понять душу ребенка, его эмоциональное состояние, его актуальные и по­тенциальные возможности. Только имея точную информацию, педагог сможет осознанно и целенаправленно спланировать и реализовать процесс воспитания и развития, максимально подходящий к каждому ребенку.

Однако нельзя забывать, что на формирование личности ребенка, его развитие оказывают влияние не только методы, используемые педагогом, какими бы прогрессивными и эф­фективными они не были, но и сама личность педагога.

Именно поэтому предлагаемая вниманию читателя книга, содержащая комплекс диагностических методик, открывается главой, в которой описаны методы диагностики личностных и профессионально значимых качеств педагогов. Также в кни­ге представлены методы диагностики эмоционального благо получия дошкольника в детском саду и умственного развития детей 4—7 лет.

Большинство диагностических методик являются автор­скими или имеют авторскую интерпретацию и нормы, а также авторский подход при обработке и анализе полученных ре­зультатов. Все методики использовались автором в течение нескольких лет в практической работе и показали свою обос­нованность, надежность и валидность.


Особое место в социальной среде детей, посещающих дет­ский сад, занимает воспитатель. Исследования показали, что в ряде случаев ни семья, ни сверстники не могут обеспечить це­ликом формирование личности дошкольника, особенно его нравственную сторону. Именно воспитатель проектирует со­здание такой среды для своих воспитанников, которая оказы­вает наиболее благоприятное воздействие на них, на их психи­ческое развитие, управляет возникающими взаимоотношения­ми. От него в значительной степени зависит развитие личности дошкольника. «В воспитании все должно основываться налич­ности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, — писал К. Д. Ушинский. — Только личность может действовать на раз­витие и определение личности, только характером может обра­зовать характер».

В профессиограмме воспитателя детского сада, предложен­ной Федеральной службой занятости (авторы: И. Н. Назимов, Е. В. Галаева и др.), указаны следующие требования к его про­фессиональной подготовке:

• знания дошкольной педагогики и психологии;

• знания основ гигиены и педиатрии;

• знания этики и эстетики;

• навыки проведения занятий, организации и методики
воспитательной работы.

Для автора особенно важными представляются личностные характеристики воспитателей, способствующие их успешной профессиональной деятельности. Ниже приводится авторская профессиограмма воспитателя, на основе которой можно осу­ществлять профессиональный отбор педагогов:

• любовь к детям;

• эмпатия, умение сопереживать другим;

• коммуникативные способности;

• тактичность, доброжелательность в общении;

• высокий вербальный и невербальный интеллект;

• творческие способности;

• рефлексия, умение анализировать свою деятельность;

• организаторские способности;

• ответственность;

• артистические способности;

• уравновешенность, эмоциональная стабильность;

• наблюдательность и внимательность;

• эрудированность;

• уверенность в себе, высокая адекватная самооценка, са­
мопринятие;

• грамотная и внятная речь.

Как видим, требования, предъявляемые педагогам, достаточ­но высокие. Более того, не всегда даже успешные воспитатели (здесь, прежде всего, критерием успешности является любовь детей к воспитателю и динамика их развития в ходе общения с ним) обладают всем набором этих качеств. Именно поэтому они приведены в определенном порядке: первые — наиболее важны, без них невозможно работать с детьми, а в конце — же­лательные, помогающие педагогу в его работе с детьми.

Ниже приводятся некоторые психодиагностические мето­ды, направленные на выявление уровня сформированности наиболее важных (исходя из приведенной профессиограммы) личностных качеств воспитателя:

• эмпатия, умение сопереживать другим;

• коммуникативные способности;'

• тактичность, доброжелательность в общении;

• высокий вербальный и невербальный интеллект;

• творческие способности;

• рефлексия, умение анализировать свою деятельность.
Эти методики можно использовать как в комплексе, так

и по отдельности.

Цели применения психодиагностики воспитателей:

• отбор педагогов при приеме на работу (не секрет, что в на­
стоящее время при достаточно высоком уровне безработи­
цы, с одной стороны, и недостатке квалифицированных ка­
дров в дошкольном образовании из-за низкой зарплаты —
с другой, в детский сад порой приходят случайные люди);

• формирование работоспособных, эффективных «команд»
(обычно это два воспитателя и их помощник), члены ко-^
торых взаимнодополняли бы друг друга;

• подготовка к педагогическому совету, семинару и т. п.
по той или иной теме (например, при проведении педсове­
та, посвященного развитию творческих способностей у до­
школьников целесообразно провести диагностику творче­
ского мышления у воспитателей, ведь только творческий
человек может «разбудить» творца в ребенке!);

• самоанализ педагога, его стремление к саморазвитию, ко­
гда воспитатель самостоятельно использует ту или иную
методику для выявления своих сильных сторон, а также
своих резервов (при необходимости педагог может обра­
титься к психологу за консультацией по развитию и со­
вершенствованию своих профессиональных и личност­
ных качеств).

При проведении психодиагностики необходимо выполне­ние следующих условий:

• доброжелательная, доверительная обстановка — педагог
должен воспринимать ситуацию тестирования не как экза­
мен, на котором можно получить неудовлетворительную
оценку, а как возможность глубже познать себя, наметить
пути профессионального роста;

• искренние ответы — необходимо объяснить педагогам, что
не существует «правильных» или «неправильных» ответов,
а существуют индивидуальные различия между людьми,
существует разный взгляд на одни и те же вещи (а залогом
искренности будет выполнение первого условия);

• закрытость информации — результаты диагностики того
или иного воспитателя не могут быть представлены треть­
ему лицу (администрации, коллегам и т. д.) без его согла­
сия, «обнародованию» подлежат лишь обобщенные дан­
ные по группе (например, процент воспитателей данного
детского сада, имеющих низкий или высокий уровень раз­
вития диагностируемого качества). Как показывает прак­
тика, невыполнение этого условия сильно искажает полу­
ченные результаты — кому хочется, чтобы о твоих слабос­
тях узнало начальство или коллеги!

• полученные результаты — не приговор, а повод для размы­
шлений и работы с педагогическим коллективом, а для пе­
дагогов — над собой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: