Тема 23: Разработка методик оценки состояния семьи

Показатели осуществления процесса реализации индивидуальной

программы социальной реабилитации несовершеннолетнего:

· ведутся записи специалистов об оказанных социальных услугах

· ведутся записи специалистов о промежуточных результатах

· ведутся документы, отражающие оценку результативности со стороны контактных групп и лиц

· ведутся записи об итогах осуществления внутреннего контроля за реализацией индивидуальной программы социальной рабилитации несовершеннолетнего

· ведутся записи специалистов о проводимых беседах и выдаче письменных рекомендаций представителям контактных групп (родителям или законным представителям, родственникам, учителям, воспитателям).

Задание: проанализируйте все методики.

Методика «Типовое семейное состояние»  

Цель: изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений.

Инструкция: «Мысленно вернитесь в свою семью. Вспомните чувства, с которыми вы открываете дверь дома. Припомните чувства, с которыми вы вспоминаете дом. Припомните чувства, с которыми вы вспоминаете домашние дела на работе. Как вы чувствуете себя в выходные дни и по вечерам. В общем, вспомните всю вашу семейную жизнь. Каким (какой) вы чувствуете себя чаще всего? Отметьте это на шкалах»

Бланк к методике «Типовое семейное состояние»

Фамилия, имя, отчество ___________________

Каким (какой) вы чувствуете себя в семье Шкала оценок Каким (какой) вы чувствуете себя в семье Индекс
Довольным(ой)   Недовольным(ой) У
Спокойным(ой) 012З4567 Встревоженным(ой) Т
Напряженным(ой)   Расслабленным(ой) Н
Радостным(ой)   Огорченным(ой) У
Нужным(ой)   Лишним(ей) Т
Отдохнувшим(ей)   Усталым(ой) Н
Здоровым(ой)   Больным(ой) У
Смелым(ой)   Робким(ой) Т
Беззаботным(ой)   Озабоченным(ой) Н
Плохим(ой)   Хорошим (ей) У
Ловким(ой)   Неуклюжим(ей) Т
Свободным(ой)   Занятым(ой) Н

Обработка: баллы по шкалам, обозначенным одинаковым индексом, суммируются.

Сocтoяние констатируется, если сумма оценок по 4 субшкалам превышает или равна 9 (общая неудовлетворенность) – 26 баллам; по Н (нервно-психическое напряжение) – 27 баллам; по Т (семейная тревожность) – 26 баллам.

Методика №1. Анкета для родителей «Мой ребенок»

Цель: выявить особенности условий, в которых живет и воспитывается ребенок, чтобы учесть контекст его личностного развития в процессе выстраивания диалогических отношений с ним.

1. В чем ваш ребенок испытывает особые затруднения?

2. Чем ваш ребенок любит заниматься? К чему более всего проявляет склонность?

3. С кем он общается?

4. Как ведет себя во время общения со знакомыми и незнакомыми людьми?

5. Как он относится к себе? Что говорит о себе?

6. Какие традиции поддерживаются в вашей семье?

7. Как вы осуществляете воспитание ребенка? Как называете и поощряете его?

Методика №2 Тест «Рисунок семьи» (для детей младшего и среднего школьного возраста)

Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений, понимание проблем ребенка.

Материал для работы: лист белой бумаги 15 на 20 см, ручка, цветные карандаши, ластик.

Инструкция:

№1- «Нарисуй свою семью»

№2- «Нарисуй свою семью, где все заняты делом»

№3- «Нарисуй свою семью, где каждый ее член изображен в виде фантастического существа».

Вопросы:

-Кто изображен на рисунке?

- Что они делают?

-Кто самый счастливый? Почему?

- Если бы у тебя было два билета в цирк, кого бы ты позвал?

Анкета «Семья и родители глазами ребенка»

1.Состав семьи - полная (оба родителя);

2. формально полная (гражданский брак);

3. неполная (один родитель) выбери нужное;

4. число детей в семье, годы рождения;

5. даты рождения родителей;

6. место работы и должность родителей

7. жилищные условия (дом, квартира, общежитие)

8. Как ты находишь свою семью:

-состоятельная;

- средняя;

- бедная.

9. С кем из родителей у тебя наиболее теплые, доверительные отношения?

10. Делишься ли ты своими секретами с членами семьи? С кем?

11. Какие качества твоего характера нравятся родителям?

12.За что тебя хвалят в семье?

13. Какие виды поощрения используют твои родители (словесная похвала, одобрение хорошего поступка всеми членами семьи, покупка новой вещи)?

14. Часто ли тебя ругают родители? За что?

15. Наказывают ли тебя родители физически? За что?

16. Считаешь ли ты своих родителей строгими? Почему?

17. Советуются ли с тобой родители? По каким вопросам?

18.Извиняются ли перед тобой родители в случае их неправоты? (всегда, редко, никогда)? Выберите нужное.

19. Что на тебя больше влияет при предъявлении родителями требований к тебе: их вежливая просьба, приказание, совет, обещание награды, угроза наказания?

20. Веришь ли ты в безусловную правильность поступков родителей?

21. Если ты сомневался в правильности суждений и поступков своих родителей, то с чем это было связано: родители пообещали и не выполнили своего обещания; они требуют от тебя того, чего сами не делают; их отношение друг к другу вызывает у тебя сомнения, родители по-разному говорят об одних и тех же людях в различных обстоятельствах или…?

22. Какие положительные качества своих родителей ты хотел бы перенять?

23. Кто оказывает на тебя наибольшее влияние: друзья, учителя, родители, другие члены семьи?

24. Интересуются ли твои родители отношениями с друзьями?

25. Разрешают ли приводить друзей домой?

26. Интересуются ли родители твоими учебными делами (всегда, иногда, никогда), (оба, больше отец, больше мать)? Выберите нужное.

27. Посещают ли они школу (часто, редко, только по вызову), (больше отец, больше мать)? Выберите нужное.

28. Проверяют ли родители, как ты учишь уроки? Кто чаще?

29. Довольны ли твои родители своей работой, своей специальностью (довольны, недовольны, работают из-за зарплаты)? Выберите нужное.

30. Устраивают ли родителей заработная плата и совместный бюджет?

31. Рассказывают ли тебе родители о своей работе?

32. Есть ли у тебя рабочее место? Оно тебя устраивает?

33. Сколько времени уходит у тебя ежедневно на:

А) домашний труд, выполнение домашнего задания;

Б) общение с родителями;

В) самообразование и развлечение (например: просмотр телевизора, прослушивание магнитофона, прогулка и т.д.)

34. Бываете ли вместе с родителями в театрах, музеях, на концертах и т.д.?

35. Участвуете ли вместе в прогулках, туристических походах?

36. Есть ли у вас с родителями общие занятия и увлечения? Какие?

37.Родители проводят свой отпуск с тобой или без тебя?

38. Имеешь ли ты постоянные трудовые обязанности в семье?

39. Всегда ли охотно ты помогаешь родителям, когда они просят тебя об этом?

40. Любишь ли ты свой дом, домашнюю атмосферу, есть ли в ней что-то свойственное только вашей семье?

41. Уезжал(а) ли ты из дома надолго и что ты тогда чувствовала?

42. Считаешь ли ты свою семью дружным семейным коллективом? (да. не совсем, нет). Выбери нужное

Задание: продиагностируйте членов семьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: