Психологические компоненты производительного труда
Можно сказать, что всю психологию труда можно было бы уложить в три слова, ставшие по сути дела генеральным принципом производительного труда, сформулированным еще в древней Греции и включающем слова: “ могу - умею - хочу ”. Позже, в связи с появлением теории психологической подготовки, к эти трем словам добавилось, на мой взгляд (Сулимов), еще одно. Это слово “ готов ”!
Классически это формула любого производительного труда.
Словом “ могу ” выражались особенности конституционного склада, как бы сейчас сказали тип ВНД, задатки, способности, возможности психики.
Словом “ умею ” выражались приобретенные человеком профессиональные знания, умения, навыки, индивидуальный опыт.
Словом “ хочу ” выражалось желание человека реализовать себя, достичь реальных целей (мотивы и установки).
Но так как иногда реализации замысла могло помешать несоответствующее эффективному труду психическое состояние, то нужно было дополнительно уметь управлять состоянием готовности психики. Появилась психологическая подготовка.
|
|
Оптимизация режима труда предусматривает рациональное построение трудового процесса, предупреждающее быстрое наступление утомления и обеспечивающее оптимальную реализацию боевых функций в высокой эффективности боевой деятельности.
Для достижения высокой результативности, экономичности и безошибочности деятельности в психологии труда разработаны условия ее оптимизации .
1. Рациональное построение трудового процесса требует согласования индивидуального психического и физиологического темпов человека с технологически оптимальным темпом эксплуатации данного вида техники (машины или приспособления). Здесь пример о работнице-штамповщице завода “Хроматрон”.....
Для военного человека речь уже идет не о технологическом темпе, а о темпе и сроках боевой деятельности, определяемых приказом вышестоящего командира. Другими словами темп может быть свободным и принудительным.
2. Вторым условием рационального построения производственного процесса является плановость или последовательности и систематичности трудового процесса.
3. Третьим условием рационального построения трудового процесса принято считать чередование различных форм труда с периодами отдыха. Это условие заложено в воинский распорядок дня, предусматривающий в мирное время оптимальную продолжительность ратного труда, отдыха, приема пищи, развлечений и сна. Известно, например. что большую роль играют перерывы в труде и учебе. Слушатели должны помнить, что в школе длительность урока равна 45 минутам. А сейчас в университете академический час равен 90 минутам. Так было не всегда. Автору пришлось в свое время изучать мнение слушателей по данной проблеме. К сожалению, из-за стремления пораньше уйти домой (раньше самоподготовка в стенах академии была не обязательной) был принят нынешний распорядок дня. Его негативные стороны не только в образовании застойных процессов в области таза, но и сниженная интеллектуальная активность слушателей после 45 минут занятий.
|
|
В целом же при тяжелом физическом труде целесообразны более редкие, но продолжительные паузы, а при умственной нагрузке (особенно при наличии психологического напряжения) - короткие, но частые. Нарушение чередования труда и отдыха способствует быстрому развитию состояния утомления, что в свою очередь снижает интерес к выполняемой работе, повышает раздражительность, возбудимость, проявляется в ухудшении сна и головных болях.
Длительность периодов производительного ратного труда определяется не только расходованием энергии на свершение рабочих (боевых) функций, но и необходимостью дополнительных усилий на поддержание рабочей позы при отсутствии рациональных точек опоры для ног, спины, рук и головы. Вопросы правильного построения рабочего места и оптимальности позы будут подробнее рассмотрены в 3 вопросе данной лекции и при изучении требований к рабочему месту оператора в курсе инженерной психологии.