Таким образом, право представляет собой систему обязательных правил поведения, которые устанавливаются государством и охраня­ются им от нарушений

Мораль или моральные нормы представляют собой правила поведе­ния, основанные на представлениях общества или отдельных соци­альных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и неспра­ведливом, честном и бесчестном и тому подобных этических требова­ниях и принципах.

Значительная часть моральных норм вырабатывается и поддер­живается обществом в целом или же большинством его членов. На­пример, современное общество всемерно защищает и охраняет так называемые общечеловеческие ценности: жизнь человека, его лич­ную свободу, неприкосновенность его собственности. Они близки к христианским заповедям — не убий, не укради, почитай родителей своих и т.п.

Однако значительная часть норм вырабатывается не всем обще­ством, а той или иной его частью. Дело в том, что современное обще­ство распадается на различные социальные группы в зависимости от рода занятий, профессии, возраста, пола и иных социальных харак­теристик. Так, выделяют рабочих, фермеров и капиталистов, муж­чин и женщин, подростков и взрослых, трудоспособное население и пенсионеров.

Нравственные воззрения одной социальной группы могут порой значительно отличаться от нравственности других социальных групп. Шалость, озорство оправдываются и даже одобряются подростками, но резко осуждаются взрослыми. Капиталист морально оправдывает эксплуатацию других людей. Рабочий класс, наоборот, считает эксп­луатацию формой закабаления, угнетения человека человеком. Нрав­ственные воззрения каждой социальной группы лежат в основе со­здаваемых ею моральных норм.

Таким образом, неоднородность и даже противоречивость мораль­ных норм, принадлежащих разным социальным слоям общества, составляет один из характерных признаков этого вида социальных


норм. Для морали характерны еще два следующих специфических признака.

Моральные нормы закрепляют по преимуществу должное пове­дение человека, иных лиц. Под соответствием поведения моральной норме подразумевается не простое признание моральных норм, а постоянное следование этим нормам, осуществление их требований на деле, совершение каких-либо реальных действий в пользу другого лица, государства или общества. Действительный гуманизм и мило­сердие проявляются не столько в призывах к ним, сколько в оказа­нии конкретной и действенной помощи нуждающимся лицам.

Мораль является наиболее изменчивым, динамичным видом со­циальных норм. Изменение конкретно-исторической обстановки в стране либо политического, экономического положения отдельного социального слоя влечет за собой изменение его социальных оценок и, соответственно, появление новых моральных норм.

Контроль за исполнением норм морали осуществляет либо об­щество в целом, либо отдельный социальный слой. К нарушителям применяются меры общественного воздействия: моральное осуж­дение, общественное презрение, изгнание нарушителя из коллек­тива и др.

Разновидностью социальных норм выступают обычаи, традиции и обыкновения. Подобно моральным нормам они устанавливаются и охраняются от нарушений обществом либо признающим обычай, традицию отдельным социальным слоем. В то же время этот вид со­циальных норм имеет и свои особенности.

Обычай представляет собой правило поведения, сложившееся в да­леком прошлом, а в современном обществе поддерживаемое в силу при­вычки. Для обычая характерны следующие три признака.

Норма действовала в далеком прошлом, несколько столетий назад.

Сохранение нормы в современном обществе обеспечивается си­лой привычки и иногда для регулирования совсем иных отношений. Так, современный человек не обходится без рукопожатий со знако­мыми. Обычай же этот сложился в Средневековье при заключении рыцарями мира, как демонстрация отсутствия оружия в открыто про­тягиваемой руке, как символ доброй воли. Рыцарей давно нет, а их манера заключения и подтверждения дружеских отношений сохра­нилась и поныне.

Обычай не имеет связи с оценочными категориями типа «добро и зло», «плохое и хорошее». О.Э. Лейст, справедливо обращая внимание на это обстоятельство, объясняет его следующим

образом: «Норма, ставшая обычаем, оказывает свое регулирующее воздей­ствие в силу ее эмоционального восприятия членами общества, при­выкшими к ее соблюдению настолько, что ее реализация стала по­требностью». По нашему мнению, такое объяснение причин отсут­ствия прямой связи между обычаями и оценочными принципами не является всеобщим. Можно найти ряд примеров, когда реализа­ция моральных норм, вроде христианских заповедей «не убий», «не укради», идущих от седой старины, стала потребностью всего об­щества. И тем не менее эти заповеди остаются моральными норма­ми, а не обычаями.

Критерий разграничения обычаев и норм морали, действующих в современном обществе, видится в том, что они регулируют разные виды общественных отношений. Моральные нормы определяют дол­жное, обязательное отношение одного лица к другому. По аналогии с правом можно сказать, что это материальные нормы. Сохранив­шиеся же и применяемые в настоящее время обычаи являются по преимуществу процессуальными нормами, они регулирует процеду­ру, порядок реализации моральных норм.

К примеру, мораль требует уважительного отношения людей друг к другу. Одной из форм проявления таких отношений людей являет­ся рукопожатие, а по русскому обычаю также поклон либо объятие и троекратный поцелуй.

В пользу понимания обычаев как сохранившихся от древних времен процедурных норм свидетельствует их объединение в один вид, одну группу с традициями. Под традициями понимаются пра­вила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведе­ния каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжествен­ными или знаменательными, значительными событиями в жизни че­ловека, предприятий, организаций, государства и общества. Таковы традиции устраивать свадьбу по случаю заключения брака, отме­чать банкетами юбилейные даты, устраивать в трудовом коллек­тиве торжественные проводы сотрудника на пенсию. Большую роль традиции играют в международных отношениях, при дипло­матическом протоколе.

В отличие от обычаев традиции могут применяться сравнительно короткий период. Они возникают в силу какого-либо единичного примера, поддержанного общественным мнением и признаваемого им в качестве образца поведения в конкретной ситуации. Лица, не соблюдающие традиций, осуждаются общественным мнением.

Применяемые в деловых кругах традиции называются деловыми обыкновениями, или согласно ст. 5 ГК РФ обычаями делового обо­рота. В этом качестве понимаются сложившиеся и широко приме­няемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством.

В настоящее время широкое распространение получил такой вид социальных норм, как нормы общественных объединений, политичес­ких партий, закрепленные их уставами. Иногда в юридической литера­туре эти нормы называются корпоративными.

Конституции современных демократических государств предостав­ляют гражданам право на создание общественных объединений по интересам и политических партий. Вступление в такие объединения и партии и деятельность внутри их основываются на принципах добро­вольности, равноправия и самодеятельности. Никто не может быть принужден к вступлению в общественное объединение и пребывание в нем. Каждое общественное объединение строит свою работу само­стоятельно и без какого-либо вмешательства государственных орга­нов и должностных лиц. Законодательно определяется лишь перечень запрещенных, опасных для государства и общества деяний, соверше­ние которых влечет применение мер государственного принуждения. Чтобы обеспечить деятельность общественных объединений и политических партий в установленных законом пределах, не допус­тить нарушения ими прав граждан, а также интересов общества и государства, государство осуществляет регистрацию общественных объединений и политических партий. Одним из обязательных доку­ментов, представляемых на регистрацию, является устав обществен­ного объединения, политической партии. Этот документ утверждается общим собранием либо конференцией, съездом или иным органом общественного объединения, политической партии.

В уставе содержатся нормы, которыми закрепляются все важней­шие стороны деятельности общественного объединения, политичес­кой партии, в том числе: 1) цели их организации и деятельности; 2) ус­ловия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, политической партии, права и обязанности их членов; 3) компетенция и порядок формирования руководящих органов, сро­ки их полномочий; 4) источники формирования денежных средств и иного имущества; 5) порядок реорганизации и ликвидации обще­ственного объединения, политической партии.

Специфика корпоративных норм состоит в том, что они имеют документальную, письменную форму выражения — формально закрепляются письменным источником — уставом, принимаемым в ус­тановленном порядке. Рассматриваемые нами выше нормы морали, обычаи и традиции существуют по преимуществу в общественном и индивидуальном сознании и четкого документального закрепления не имеют.

Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Однако корпора­тивные нормы имеют существенное отличие от последних. Если не­соблюдение норм права влечет применение мер государственного принуждения, то охрана корпоративных норм от нарушения осуще­ствляется исключительно самими общественными объединениями, политическими партиями. Всякие конфликты, которые могут воз­никать между общественным объединением, политической партией и их членами по поводу членства, работы в организации, примене­ния взысканий, государство не только не рассматривает, но даже и не принимает к рассмотрению. Все это должны решать сами объеди­нения и их члены в соответствии с действующими корпоративными нормами.

Корпоративные нормы не обладают и не могут обладать свойства­ми права, поскольку регулируют отношения общественных образо­ваний, которые в силу их специфики не подлежат нормативно-пра­вовому регулированию. Эту особенность корпоративных норм не учитывают авторы, которые относят к ним положения, содержащи­еся в уставах предприятий, коммерческих и иных хозяйственных орга­низаций.

Уставы предприятий, коммерческих и иных организаций пред­ставляют собой разновидность локальных нормативно-правовых актов, порождающих конкретные юридические права и обязаннос­ти и защищаемых от нарушений органами государства. Любые нару­шения этих уставов, закрепленных ими прав и обязанностей заинте­ресованные лица могут обжаловать в судебном порядке и все такие жалобы будут рассмотрены судебными органами по существу.

Под религиозными нормами понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Такие нормы содержатся в религи­озных книгах: Библии, Коране, Талмуде и др. либо в сознании веру­ющих, исповедующих языческие, многобожеские культы.

Религиозные нормы имеют различное содержание. Одни из них определяют порядок организации и деятельности религиозных объе­динений, общин, монастырей, братств, другие регламентируют от­ношение верующих людей к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни, третья группа религиозных норм закрепляет по рядок отправления религиозных обрядов.

В настоящее время религиозные нормы выступают источником права в раде государств, исповедующих ислам. С их помощью регу­лируются государственные, гражданские, брачно-семейные отноше­ния, рассматриваются и разрешаются уголовные дела. Однако в со­временных демократических государствах религиозные нормы со ставляют особый вид социальных норм и регулируют отношения только между верующими.

Охрана и защита от нарушений этих социальных норм осуществ­ляется самими верующими. При этом свобода вероисповеданий не должна нарушать права и свободы других лиц, общественную безо­пасность, жизнь и здоровье людей. Деяния религиозных организа­ций, связанные с причинением вреда здоровью граждан, иным по­сягательством на личность и права граждан, признаются преступле­нием, а виновные лица подлежат привлечению к юридической ответственности. Во всех иных случаях государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений и действие устанавливае­мых ими норм, а религиозные объединения не претендуют на регу­лирование общественных отношений вместо государства или парал­лельно с ним.

Таким образом, мораль, обычаи, традиции, обыкновения, нормы общественных объединений, политических партий и религиозных организаций играют важную роль в регулировании общественных отношений. Усвоение этих норм и пользование ими составляет не­обходимое условие успешной социально активной деятельности че­ловека, его признания в качестве равноправного члена соответству­ющего коллектива, иного социального образования. И тем не менее наиболее значимые действия и поступки в сфере производства, об­мена и потребления материальных и духовных благ, участие в делах государства, получение образования, воспитание, пользование дос­тижениями науки и культуры человек, иные лица могут осуществ­лять только на основе и в соответствии с действующими нормами права.

3. Понятие и признаки права

Право, как и другие социальные нормы, представляет собой со­вокупность, систему правил поведения. На протяжении многих сто­летий оно бессменно удерживает лидирующую роль в егулировании общественных отношений. Явный приоритет права над други­ми социальными нормами объясняется прежде всего тем, что оно устанавливается государством, его органами, призванными осуще­ствлять управление делами общества.

Право представляет собой систему правил, установленных государ­ством либо принятых в установленном им порядке населением либо не­государственными органами и организациями. В этом видится прин­ципиальное отличие права от всех остальных социальных норм. Со ответственно государство выступает единственным социальным образованием, правомочным принимать, изменять или отменять пра­вовые нормы. В системе государственных органов имеется прежде всего специальный законодательный (представительный) орган, ос­новная деятельность которого сводится к подготовке и принятию законов и иных нормативно-правовых актов, осуществлению нор­мативно-правового регулирования общественных отношений. Их реальное исполнение обеспечивается правительством, министерства­ми, иными государственными органами исполнительной власти. В процессе своей деятельности органы исполнительной власти также принимают нормативно-правовые акты, которые не могут противо­речить Конституции и законам страны.

В отдельных случаях государство делегирует свое право прини­мать нормативно-правовые акты негосударственным организациям. Так, в бывшем СССР этим правом наделялись профсоюзы, другие общественные организации, выполнявшие отдельные функции го­сударства. В настоящее время в Российской Федерации правом осуществлять нормативно-правовое регулирование общественных отношений наделяются органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государства, а также предприятия, орга­низации, профсоюзы и трудовые коллективы. (См. об этом следую­щий параграф).

Право негосударственных организаций принимать нормы права не отменяет общего правила, согласно которому источником права является только государство. Во-первых, правотворческая деятель­ность негосударственных организаций всегда осуществляется с со­гласия, с санкции государства. Оно добровольно передает часть сво­их нормотворческих правомочий негосударственным организациям, тогда как последние не могут предоставить сами себе этого права. Во-вторых, нормотворческая деятельность негосударственных орга­низаций осуществляется под контролем государства и все норматив­но-правовые акты, противоречащие законам, иным правовым актам, государство отменяет, признает их недействующими. В-третьих, нор­мативно-правовые акты, принятые негосударственными организа­циями с санкции государства, охраняются и защищаются органами государства наравне с нормативно-правовыми актами и в том же порядке.

2. Право представляет собой упорядоченную, логически стройную систему правил, содержащихся в нормативно-правовых актах и иных письменных источниках.

Мораль, обычаи, традиции, некоторые религиозные и иные со­циальные нормы существуют только в сознании людей, по-разному понимаются и применяются ими. Более того, социальные нормы отдельных социальных групп могут существенно отличаться друг от друга. В отличие от них право характеризуется особыми формами его выражения, существования и особыми способами согласования норм права между собой.

Одним из основных условий эффективного действия норм права является их согласованность друг с другом. Все действующие нормы права призваны обеспечивать полное и последовательное регулиро­вание общественных отношений. В идеале они должны содержать предписания по всем вопросам, которые могут возникнуть и возни­кают в процессе реализации норм права: какими правами и обязан­ностями наделяются конкретные лица, при каких условиях и в ка­ком порядке можно использовать эти права, каким образом их мож­но защитить от правонарушений и др. Решение этих вопросов дается лишь совокупностью взаимосвязанных и не противоречащих друг другу норм права.

Логическая непротиворечивость и согласованность норм права обеспечиваются неукоснительным исполнением принципа иерархи­ческой соподчиненности нормативно-правовых актов. Эта соподчи-ненность выражается в том, что акты правотворческого органа не могут противоречить актам, принятым вышестоящим органом, а так­же конституции страны. Акты и нормы права, нарушающие этот принцип, подлежат незамедлительной отмене.

Все нормы права имеют официальный характер. Они содержатся в письменных документах — нормативно-правовых актах и иных источниках. Устные распоряжения, предписания правотворческих органов или должностных лиц не являются правом.

Правовые нормы предполагают не только их обязательное зак­репление в письменных источниках, но и опубликование для широ­кого круга лиц. В современном демократическом государстве действует принцип, согласно которому нормативно-правовые акты не вступают в действие до тех пор, пока не будут опубликованы в прессе или доведены до сведения населения, иных заинтересованных лиц каким-либо иным способом.

Формальная определенность норм права является их необходи­мым свойством, атрибутом, поскольку с ним связывается другое свой­ство права — его общеобязательность.

3. Общеобязательность права означает, что все лица, кого касают­
ся нормы права, обязаны их неукоснительно соблюдать или испол­
нять. Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной
власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граж­
дане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и зако­
ны. Аналогичное требование предъявляется и в отношении указов
Президента РФ, постановлений Правительства РФ и иных подзакон­
ных актов. Неисполнение норм права, содержащихся в этих актах,
признается таким же правонарушением, как и нарушение Консти­
туции РФ и законов.

При этом никто не может оправдывать неисполнение норм права тем, что не знал их или не считал нужным применять в данной ситу­ации. Государство публикует свои нормативно-правовые акты в пе­чати, осуществляет их пропаганду с помощью средств массовой ин­формации, и каждый гражданин имеет реальную возможность озна­комиться с действующими в обществе нормами и знать свои права и обязанности.

Общеобязательность права распространяется и на государство. Один из основных принципов правового государства требует осуще­ствления его деятельности в строгом соответствии с Конституцией страны и другими законами. Особенно важно подчинение государ­ства праву на стадии правотворчества, подготовки и принятия зако­нов и иных нормативно-правовых актов. Государство должно: 1) осу­ществлять правотворческую деятельность в порядке, установленном Конституцией и иными актами; 2) не нарушать прав и свобод граж­дан, не возводить в закон произвол и насилие; 3) обеспечивать за­конность в деятельности органов государства.

3. Общеобязательность норм права является их неотъемлемым
реальным признаком, проявляющимся в конкретных отношени­
ях, действиях и поступках. Принимая нормы права, государство
проводит серию многообразных действенных мер по их реализации,
в том числе: 1) осуществляет правовое воспитание населения,
разъясняет существо и направленность действующих в обществе

норм права, порядок их реализации и защиты; 2) обязывает ком­петентные государственные органы и должностных лиц осуществ­лять правоприменительную деятельность с целью наделения уча­стников конкретных правоотношений правами и обязанностями, разрешения конфликтов и решения иных юридически значимых действий; 3) повышает правовую культуру государственных слу­жащих, обеспечивает их нормативно-правовыми актами, создает материальные и иные условия для их успешной работы; 4) приме­няет меры государственного принуждения к лицам, нарушающим нормы права.

Неукоснительное исполнение и соблюдение ном права обеспе­чивается принудительной силой государства в лице его органов внут­ренних дел (милиции, полиции), прокуратуры и суда. Это означает что в случае нарушения нормы права потерпевший может обратить­ся за защитой в эти органы, которые обязаны принять меры к реаль­ному исполнению нарушенной нормы. Например, рабочий не полу­чил за работу квартальную премию, тогда как все остальные ее полу­чили. В этом случае рабочий имеет право обратиться с иском в суд, и если суд признает, что претензия рабочего на премию правомерна, то орган управления предприятием обязан выплатить ее рабочему. Суд может также отказать рабочему в иске и признать действия орга­на управления правомерными.

Лица, виновные в несоблюдении или неисполнении конкретной нормы права, несут юридическую ответственность, предусмотрен­ную санкцией нарушенной нормы права. Это может быть предуп­реждение, штраф, административный арест или лишение свободы. При этом государство берет на себя обязанность самостоятельно и за свой счет выявлять и привлекать к ответственности всех лиц, совер­шивших преступления или административные проступки. Государ­ство также оказывает содействие в разрешении гражданско-право­вых споров и споров, возникающих при применении дисциплинар­ных взысканий.

Обеспечение реального действия права государством, его орга­нами также отличает право от иных социальных норм. В отличие от права нарушение норм морали, обычаев, корпоративных и иных со­циальных неюридических норм не влечет каких-либо правовых по­следствий. Потерпевший не может требовать исполнения этих со­циальных норм с помощью органов государства. Право принуждать к исполнению таких норм целиком и полностью лежит на субъекте, который их сформулировал и поддерживает силой общественного мнения. За несоблюдение социальных неюридических норм не при­меняются и меры государственного принуждения.

Право действует и осуществляет нормативно-правовое регулиро­вание не изолированно, а во взаимосвязи с остальными социальны­ми нормами. Хотя эта связь является достаточно сложной и проти­воречивой и проявляется далеко не со всеми социальными нормами.

К значительной части социальных норм право относится нейт­рально. Правовые и иные нормы действуют как бы автономно и не­зависимо друг от друга. Таковы, в частности, нормы общественных объединений, политических партий и религиозные нормы. Право устанавливает лишь пределы действия этих норм, выход за которые признается правонарушением и потому порождает юридически зна­чимые действия. В отведенных правом пределах названные соци­альные нормы властвуют безраздельно и без какого-либо посторон­него контроля и вмешательства.

Нейтрально относится право и к части моральных норм. Право, например, не вторгается с сферу отношений, основанных на дружбе и любви, личных взаимоотношений супругов, относя подобные от­ношения к сфере морали и обычаев. Оно допускает их существова­ние, не заботясь о результатах их действия и возникающих на основе этих норм отношений. Таково взаимоотношение права и норм мора­ли и обычаев, которые не оказывают заметного влияния на правовое регулирование в обществе и реализацию норм права в конкретных отношениях.

Принципиально иными являются отношения права и тех норм мора­ли, обычаев, которые действуют в сфере правового регулирования. Пра­во закрепляет, охраняет и защищает от нарушений моральные нор­мы, признаваемые и разделяемые обществом в целом или большей частью его членов. Так называемая общечеловеческая мораль, осно­ванная на принципах гуманизма, солидарности, взаимопомощи, ува­жения прав и свобод человека, справедливости, определяет содер­жание и направленность права, большинства его норм. Современ­ное государство, устанавливая и закрепляя новые нормы права, не может покушаться на общечеловеческие ценности, освященные мо­ралью и закрепленные международными актами и национальным законодательством (право человека на жизнь, его свобода, равенство людей перед законом).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: