Система связи и радиотехнического обеспечения
Устойчивое и непрерывное управление подразделениями и экипажами невозможно без функционирования системы связи и РТО авиационной части, соединения, объединения.
Система связи и РТО – это часть системы управления, представляющая собой организационно-техническое объединение сил и средств связи и РТО, создаваемое для обеспечения управления войсками.
Система связи и РТО является важнейшей составной частью, материально-технической основой системы управления авиационной частью.
В системе связи и РТО организационно и технически объединены, и функционируют (рис. 1):
- система связи (узлы связи (узлы связи и РТО));
- система радиотехнического обеспечения;
- система управления связью и РТО;
- система технического обеспечения связи, РТО и АСУ;
- резерв сил и средств связи, РТО и АСУ.
В основу построения систем связи и РТО любой инстанции должны быть положены требования, предъявляемые управлением к связи и РТО и принципы организации связи и РТО.
Принципы построения систем связи и РTO - основные объективно существующие положения, определяющие системный подход при решении задач построения (развертывания) систем связи и РТО в различных командных инстанциях ВВС (объединениях, соединениях, частях ВВС).
К числу основных организационных принципов построения систем связи и РТО можно отнести следующие:
- максимальное соответствие систем связи и РТО задачам, стоящим перед частями, соединениями, объединениями, и их боевым возможностям;
- создание в мирное время базовых систем связи и РТО, способных обеспечить потребности управления войсками при внезапном нападении противника;
- сопряжение систем (подсистем) связи и РTO различного предназначения;
- единство системы связи и РТО каждого звена управления;
- комплексное применение различных средств связи и РTO;
- централизация управления связью и РTO при развертывании и эксплуатации систем связи и РTO.
Максимальное соответствие систем связи и РТО задачам, стоящим перед частями, соединениями, объединениями, и их боевым возможностям достигается тем, что системы связи и РТО развертываются на основе решения командира (командующего), распоряжения по связи и РТО вышестоящего штаба, указаний начальника штаба, с учетом наличия и состояния сил и средств связи и РTO.
При этом учитывается необходимость обеспечения опережающей готовности к функционированию системы связи и РТО в целом или ее подсистем, элементов по сравнению с готовностью пунктов и органов управления, возможное воздействие на систему связи и РТО противника, а также физико-географические особенности театра (района) боевых действий, на котором будет выполнять свои функции система связи и РTO.
Создание в мирное время базовых систем связи и РТО необходимо для обеспечения высокой боевой готовности систем управления частей, соединений, объединений в мирное время. С этой целью используются линии и каналы связи стационарной опорной сети связи Вооруженных Сил и сети связи общего пользования, средства стационарных опорных узлов связи, средства связи и РTO других видов Вооруженных Сил, министерств и ведомств, развертываются стационарные узлы связи и РTO пунктов управления частей, соединений, объединений, стационарные средства, комплексы и системы радиолокационного и радиосветотехнического обеспечения.
Сопряжение систем (подсистем) связи и РТО различного предназначения заключается в проведении ряда организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение их совместного функционирования на различных этапах.
Выделяют следующие этапы:
- разработки систем, комплексов и средств связи и РTO;
- планирования связи и РТО на предстоящие боевые действия (операцию);
- развертывания (наращивания) функционирования и свертывания систем, комплексов, средств связи и РТО.
Единство системы связи и РТО каждого звена управления заключается в объединении сил и средств связи и РТО под единым руководством с целью наиболее полного удовлетворения потребностей войск конкретного звена управления.
Комплексное применение различных средств связи, РТО и АСУ в составе узлов связи и РТО, радиолокационных постов, радионавигационных пунктов, в системах посадки и на направлениях связи для решения задач радиолокационного и радиосветотехнического обеспечения. Роль, значение и удельный вес применяемых средств определяются их техническими возможностями, конкретной оперативно-тактической обстановкой, задачами, стоящими перед системой связи и РТО.
Централизация управления связью и РТО при развертывании и эксплуатации систем связи и РТО предусматривает личную ответственности начальника связи и РТО авиационной части, начальника отделения связи и РТО соединения, начальника отдела объединения за осуществление единого планирования и боевого применения имеющихся сил и средств связи и РТО в данном звене управления.
Основные составные элементы системы связи и РTO обеспечивают функционирование всех рассматриваемых систем, поэтому деление системы связи и РТО на отдельные системы является условным.
Система связи является составной частью системы связи и РТО и представляет собой совокупность взаимоувязанных и согласованных по задачам, месту, времени и действий:
- узлов связи (узлов связи и РТО); коммутационных центров;
- центров радио и спутниковой связи;
- линий связи различного предназначения; сети связи подвижными средствами (фельдъегерско-почтовой связи), создаваемых (развертываемых) для решения задач обеспечения управления объединением (соединением, частью) и экипажами летательных аппаратов.
Система связи обеспечивает ведение переговоров, передачу, прием и доставку сообщений (боевых документов), а также обмен данными в автоматизированных системах управления. Основу системы связи составляют узлы связи (узлы связи и РТО).
Узел связи – элемент системы связи, представляющий собой организационно-техническое объединение сил и средств связи, РТО и автоматизации управления, развернутых на пункте управления или в пункте распределения (коммутации) каналов (сообщений) для обеспечения обмена информацией в процессе управления войсками.
По своему предназначению различают: узлы связи пунктов управления, опорные узлы связи, гарнизонные и вспомогательные узлы связи, узлы контроля безопасности связи, а также узлы фельдъегерско-почтовой связи.
Узел связи пункта управления является составной частью пункта управления и основным элементом системы связи и РТО. Он обеспечивает командующему (командиру), должностным лицам штаба, всему оперативному составу (боевому расчету) пункта управления доступ к ресурсам системы связи для управления войсками, связь с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими командующими (командирами), штабами и пунктами управления в установленные сроки с требуемым качеством, а также внутреннюю связь на пункте управления.
К узлам связи пунктов управления относятся узлы связи штабов, командных пунктов, запасных командных пунктов, тыловых, передовых и вспомогательных пунктов управления.
В зависимости от построения системы связи и РТО узлы связи пунктов управления могут выполнять роль опорных и гарнизонных узлов связи.
Опорный узел связи (ОУС) – элемент первичной (опорной) сети связи, развертывается (создается) для образования типовых каналов связи и групповых трактов (цифровых потоков), их коммутации (распределения) и передачи на узлы связи пунктов управления и другие узлы связи.
Гарнизонный узел связи создается для обеспечения связи с воинскими частями, организациями и военно-учебными заведениями, дислоцированными в границах гарнизона или вблизи них и не имеющими необходимых средств для установления прямой связи с непосредственным начальником, а также связи внутри гарнизона и между гарнизонами.
Вспомогательный узел связи (ВУС) создается для обеспечения связи с соединениями, частями и подразделениями, действующими на значительном удалении (в изолированных, труднодоступных районах) от пунктов управления объединения и опорных узлов связи и не имеющими необходимых средств для установления прямой связи с непосредственным начальником или для привязки их пунктов управления к опорной сети связи.
Узел контроля безопасности связи создается для контроля за выполнением должностными лицами штабов, личным составом дежурных смен пунктов управления и узлов связи требований по обеспечению безопасности связи и информации, правил скрытного управления войсками и радиомаскировки при использовании (эксплуатации) средств связи, РТО и АСУ, а также для своевременного пресечения выявленных нарушений.
Узел (станция) фельдъегерско-почтовой связи – элемент сети связи подвижными средствами (фельдъегерско-почтовой связи), обеспечивает прием, обработку и доставку всех видов секретных и почтовых отправлений, приписанных к нему на обслуживание штабов, управлений, соединений, воинских частей, организаций Министерства обороны.
Узлы связи (узлы связи и РТО) могут быть стационарными и подвижными.
Стационарные узлы связи составляют основу системы связи объединения, соединения и частей в мирное время, в угрожаемый период и в начальный период войны. Они должны поддерживаться в постоянной готовности к передаче и приему всех видов информации (обеспечению переговоров) с требуемым качеством. Стационарные узлы связи оборудуются в защищенных сооружениях и незащищенных технических зданиях (помещениях).
Подвижные узлы связи являются основными элементами полевых систем связи.
Они могут быть:
- полевыми – на автомобилях (бронированной транспортной базе), в прицепах, контейнерах;
- воздушными (бортовыми) – на летно-подъемных средствах (самолетах, вертолетах, привязных платформах);
- корабельными – на кораблях (плавсредствах); железнодорожные – в вагонах (на платформах).
Подвижные узлы связи должны обладать высокой мобильностью, способностью своевременно устанавливать связь и обеспечивать ее бесперебойное функционирование. Они развертываются, как правило, в угрожаемый период и (или) в период подготовки и ведения операции (боевых действий), а также для обеспечения связи в чрезвычайных ситуациях.
Узлы связи должны обладать:
- высокой живучестью и разведывательной защищенностью;
- обеспечивать максимальные удобства пользования средствами связи, РТО и автоматизации управления;
- удовлетворять требованиям своевременной и достоверной передачи сообщений и безопасности связи, а также электромагнитной совместимости всех радиоэлектронных средств, развертываемых в районе узла связи;
- иметь возможность широкого маневра средствами, каналами и видами связи и РТО.
Организационно-техническая структура и состав узлов связи (узла связи и РТО) определяются их предназначением и могут включать автоматические коммутационные центры (АКР), центры радио- и спутниковой связи, линии связи, опорные сети связи, связи, рокады связи и т.д.
АКЦ – элемент коммутируемых сетей связи общего пользования. По принадлежности к вторичным сетям связи АКЦ могут подразделяться на центры коммутации каналов (ЦКК), центры коммутации пакетов (ЦКП) и центры коммутации сообщений (ЦКС).
Центр радио- и спутниковой связи – элемент системы связи, организационно-техническое объединение однородных средств связи.
Такие центры предназначены для образования каналов связи и групповых трактов, имеющих общую среду распространения, силы и средства обслуживания и управления и применяются, как правило, централизовано.
Линия связи – элемент системы связи, соединяющий два узла связи. Линии связи предназначены для образования каналов связи и групповых трактов, имеющих общую среду распространения, силы и средства обслуживания и управления. Линии связи могут быть стационарными и полевыми.
По используемым средствам они подразделяются на радио-, радиорелейные, тропосферные, спутниковые, проводные (кабельные) линии связи, а по предназначению в системе связи – на осевые, рокадные, прямой связи между пунктами управления и привязки. Для их строительства (развертывания) применяются, как правило, однородные средства связи.
В состав опорной сети связи включаются развертываемые опорные, вспомогательные узлы связи и соединяющие их линии связи, которые могут образовывать оси и рокады связи.
Ось связи – совокупность линий и узлов связи, развернутых в направлении перемещения пунктов управления объединения (фронта, армии), предназначенная для обеспечения связи с объединениями, соединениями и частями, перемещающимися в направлении ее развертывания. Ось связи, развертываемая в направлении перемещения командного и запасного командного пунктов, является главной. Кроме главной оси связи обычно развертываются дополнительные оси связи, количество которых определяется конкретными условиями обстановки.
Рокада связи – совокупность линий связи, соединяющих опорные узлы различных осей связи, предназначенная для повышения живучести опорной сети связи путем получения необходимого количества обходных связей, а также для обеспечения выходов узлов связи (узлов связи и РТО) пунктов управления на оси связи.
Линии привязки предназначаются для передачи каналов связи, образованных опорной сетью, а также каналов государственной сети связи на узлы связи (узлы связи и РTO) пунктов управления. Для их развертывания используются многоканальные проводные (кабельные), радиорелейные и тропосферные средства.
Линия прямой связи между пунктами управления и элементами системы связи и РТО в соответствии со своим предназначением развертываются радио, радиорелейными, спутниковыми и малоканальными тропосферными средствами, а также проводными (кабельными) средствами.
Сеть связи подвижными средствами (фельдъегерско-почтовой связи) – совокупность узлов, станций, обменных пунктов, средств доставки и назначенных маршрутов их следования, создаваемая для приема, обработки и доставки на пункты управления (в штабы) боевых документов, всех видов секретных, почтовых отправлений и периодической печати.
В системе связи по функциональным признакам выделяются первичная сеть и вторичные сети связи.
Сеть связи – часть системы связи, выделенная по функциональному признаку (роду или виду связи). Сети связи являются транспортной средой для обмена информацией (сообщениями) в системе управления войсками.
Первичная сеть связи – функциональное объединение линий связи, средств каналообразования и коммутации различных узлов связи. Она предназначена для образования и коммутации типовых каналов связи и групповых трактов (цифровых потоков).
Вторичная сеть связи – функциональное объединение средств вторичного уплотнения, коммутации, шифрования и оконечных устройств, создаваемое на базе каналов (трактов) первичной сети для обеспечения одного или нескольких видов связи.
Система РТО – совокупность наземных и бортовых радиотехнических средств для решения задач применения радиотехнических методов и средств вождения и летательных аппаратов, а также определения их местоположения параметров с помощью радиотехнических средств.
Система радиотехнического обеспечения включает подсистемы радиосветотехнического (РСТО) и радиолокационного обеспечения боевых действий и полетов авиации.
РСТО организуется для выдачи экипажам (летчикам) информации, необходимой для определения ими своего места в воздушном пространстве и на аэродроме. Информация от отдельных радиотехнических систем, кроме того, выдается и на пункты управления. Основу системы радиосветотехнического обеспечения составляют радионавигационные системы, отдельные комплексы и средства РСТО, развернутые на аэродромах, в составе радионавигационных пунктов (РНП) и отдельных радиотехнических систем.
В системе связи и РТО по функциональным признакам выделяются и являются общими элементами для всей системы:
- система управления связью и РТО;
- система технического обеспечения связи, РТО и автоматизированных систем управления;
- резерв сил и средств связи, РТО и АСУ.
Система управления связью и РТО – совокупность согласованных по задачам и целям органов, пунктов и средств управления, предназначенных для обеспечения эффективного руководства системой и войсками связи, РТО и АСУ в любых условиях обстановки.
Система технического обеспечения связи, РТО и АСУ – совокупность сил и средств, предназначенных для обеспечения войск техникой связи, РТО и АСУ, поддержания их в постоянной готовности к применению, обеспечения их надежной работы, своевременного восстановления при повреждениях, эксплуатационных отказах и возвращения их в строй.
Резерв сил и средств связи, РТО и АСУ создается на операцию за счет штатных формирований войск связи для решения внезапно возникающих задач, вызванных резкими изменениями обстановки. Израсходованные резервы сил и средств связи, РТО и АСУ восстанавливаются в возможно короткие сроки.
Автоматизированная система управления представляет собой иерархически организованную и целенаправленно функционирующую совокупность органов и пунктов управления, создаваемых на основе единого технического, математического, программного, информационного и лингвистического обеспечения.
Развитие технического обеспечения АСУ основывается на создании и использовании на всех уровнях управления базовых рядов комплексов средств автоматизации (КСА), каждый из которых содержит ограниченное число унифицированных типовых технических и программных средств, различающиеся лишь своими тактико-техническими характеристиками.
Для повышения эффективности и надежности управления в авиационных частях применяются автоматизированные системы управления (АСУ).
Основу этих систем составляют комплексы средств автоматизации, которыми оснащены органы управления и пункты управления (командные пункты, пункты наведения, радиолокационные посты).
Комплексы средств автоматизации (КСА) включают:
- специализированные электронно-вычислительные машины (ЭВМ);
- средства отображения информации (индикаторы, электронные табло);
- пульты управления и общения с ЭВМ;
- средства и каналы связи для обмена данными между элементами системами;
- средства радиолокационного обеспечения.
С помощью АСУ решаются задачи:
- доведение сигналов боевого управления;
- сбор отображение и выдачу данных воздушной и наземной обстановки и их документирование;
- выполнение оперативно-тактических расчетов при выработке решения и планирования боевых действий;
- доведение боевых задач до подчиненных и получение донесений
- управление в ходе выполнения боевых задач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, управление авиационными частями представляет собой непрерывную, целенаправленную деятельность командиров, штабов и служб по планированию, подготовке и ведению боевых действий и в направлении усилий подчиненных на выполнение боевых задач в установленные сроки с минимальными потерями при нанесении максимального ущерба противнику.