Культура и общество

1. Сущность культуры и ее роль в жизни общества.

2. Этноцентризм и культурный релятивизм.

3. Основные элементы культуры. Роль языка среди других элементов культуры. Значение идеологии как части культуры.

4. Культурный конфликт.

1. Понятие «культура» происходит от латинского слова «colere», что означает культивировать, обрабатывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный способ возделывания зерновых, откуда возник термин agriculture, т.е. искусство обрабатывать землю. В ХVIII и XIX вв. его стали употреблять по отношению к людям, отличающимся изяществом манер и начитанностью, их считали «культурными». Этот термин применяли по отношению к аристократам, чтобы отделить их от простого народа. Немецкое слова «kultur» также означало высокий уровень цивилизации.

Современное научное определение культуры устранило аристократический оттенок этого понятия. Оно означает убеждения, ценности и выразительные средства (искусство, литература), которые являются общими для какой-либо группы и служат упорядочению опыта и регулированию поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Усвоение культуры происходит с помощью обучения. Поведение людей в отличие от животных лишь отчасти обусловлено инстинктами. Людям свойственны рефлексы – автоматические ответы на стимулы (мы моргаем и отворачиваемся, если к нашим глазам устремляется какой-то предмет) - и побуждения – внутренние биологические потребности, например, голод и жажда. Для их удовлетворения люди должны совершить более сложные действия, чем животные: пойти в магазин, купить необходимые продукты, приготовить определенное блюдо, сервировать стол и только тогда принять пищу.

Если человеческое поведение лишь отчасти генетически запрограммировано, тогда культура – это то, что формирует поведение человека. И хотя поведение людей весьма пластично, целые группы могут научиться вести себя однотипно. Поведение, особенности которого усвоены всей группой, передающееся от поколения к поколению, называется культурой.

Культура усваивается с помощью социализации личности и регулирует поведение людей. Американский ученый К. Гиртц считает, без культуры люди были бы полностью дезориентированы. Поведение людей стало бы неуправляемым, оно сводилось бы к бессмысленным поступкам, у человека не смог бы сформироваться опыт. О том, насколько важна культура для существования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией – детей джунглей или так называемых Маугли. Они не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. Шведский ученый К.Линней назвал их Homo ferus – гномами. Отсюда понятие феральные люди, т.е. люди, не прошедшие социализацию.

Таким образом, важность и необходимость культуры для существования человеческого общества неоспорима. Но не следует преувеличивать ее возможностей.

1) человеческие возможности небеспредельны;

2) существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг;

3) факторы окружающей среды ограничивают поведение человека, т.е., человек занимается тем, что позволяет окружающая среда – занимается орошаемым земледелием в жарком климате, рыбной ловлей на берегу моря и т.д.

4) поддержание устойчивого общественного порядка требует осуждения таких поступков, как убийство, воровство, насилие и т.д.

Культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей, наиболее соответствующих условиям их существования (сравним образ жизни людей традиционного и современного обществ). Поэтому культуры прошлого и настоящего сильно различаются, как, впрочем, и культуры разных народов в одно и то же время.

Несмотря на различия между культурами, все народы имеют общие черты, объединяющие их культуры. Они называются культурными универсалиями. Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий. К ним относятся совместный труд, спорт, украшения тела, обычай дарить подарки, гостеприимство, похоронные ритуалы, запреты кровосмешения, шутки, язык, религиозные обряды и др. Однако для разных культур характерны разные виды спорта, украшений, языки, но главное - они в той или иной форме есть во всех культурах.

Культурные универсалии существуют потому, что их формируют базисные потребности, зависящие от биологических факторов: люди рождаются и умирают, младенцы беспомощны у всех народов, существует потребность в пище, тепле, сексе, повсюду существуют возрастные различия между людьми. Эта мысль совпадает с позицией К. Клакхона о сущности культуры как механизма удовлетворения базовых потребностей.

Дж. Кларк (1970) считает, что люди совершают определенные поступки не только с целью удовлетворения основных потребностей. Человек может устроить званый обед, чтобы похвалиться новой обстановкой своего дома, заслужить благосклонность начальника или по другим, более серьезным причинам. На удовлетворение так называемых базисных потребностей – биологических, психических или социальных - влияют культурные ценности и нормы, ничего общего не имеющие этими потребностями. Следовательно, считает Кларк, базовые потребности не могут обусловливать специфические аспекты культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: