Наиболее распространенным видом культовых сооружений в минойской архитектуре являются погребальные сооружения. Чем древнее было погребение, тем для большего числа людей оно предназначалось. Формы их были разнообразны. Наиболее типичны круглые в плане гробницы – толосы (фолосы), служившие родовыми усыпальницами (рис.). В XVI в. до н.э. они были преобладающей формой захоронений для лиц знатного происхождения в Мессении. Начиная с XV в. до н.э., они становятся основным типом погребальных сооружений в Микенах, а затем и повсеместно в материковой Греции.
Купольные гробницы (фолосы) сооружались в склонах холмов и были выложены изнутри камнем. В плане эти гробницы круглые и соединяются с внешним миром проходом, выложенным по обеим сторонам каменной кладкой. Такой проход, называемый «дромос», достигал в отдельных случаях до 37 м длины. Вход в гробницу имел массивный порог с каменной дверной рамой, иногда украшенной выпуклыми мраморными колоннами. На дверную раму опускали каменный блок, над которым помещалась вытесанная в форме треугольника каменная глыба, разгружавшая наддверную массу. Вход в гробницу закрывала двустворчатая деревянная дверь, ни один из образцов которой по вполне понятным причинам не сохранился. Гробница в собственном смысле этого слова сооружалась, как правило, в склоне холма недалеко от его вершины. Ее сооружение начиналось с вертикально выкопанной круглой ямы, которая выкладывалась изнутри — за исключением дверного проема – каменными плитами. При этом каждый последующий (сверху) ряд камней выкладывался с таким расчетом, чтобы кладка в конце концов сошлась посередине в одной точке. Одновременно от склона холма рыли проход, у внутреннего конца которого сооружался вход в гробницу, а по обеим сторонам устанавливалась опорная каменная кладка (рис. 1.33).
Рис. 1.33. Продольный разрез микенской купольной гробницы, XIV в. до н.э.
Конструкция фолосов прошла эволюцию от примитивных купольных гробниц с довольно простым входом до эффектных сооружений с великолепно решенным входным пространством. Лучшим образцом такого типа является так называемая «сокровищница Атрея» в Микенах, сооруженная, по всей вероятности, в начале XIII в. до н. э.: «Среди развалин Микен … находятся и подземные жилища Атрея, и его сыновей, где хранились их сокровища и богатства. Здесь же и могила Атрея и могилы тех, кто вместе с Агамемноном были убиты на пиру Эгисфом, – по возвращении, их из Трои…» (Павсаний, II, 16, 5).
В более поздних фолосах с правой стороны зачастую встречаются ниши для предметов культового характера. После совершения обряда погребения дромос засыпали и холм вновь обретал свой первоначальный вид. Лишь на вершине гробницы оставляли холмики из глины, по которым фолосы и распознавались грабителями. Гробница использовалась для захоронений по нескольку раз. При этом, чтобы освободить вход в гробницу, нужно было расчистить дромос от глины.
В общей сложности в районе Микенского акрополя обнаружено девять фолосов. Они датируются XV-XIII вв. до н.э.
Наиболее известна из них «Гробница Агамемнона» в Микенах (XIV век до н.э.).
Большая круглая камера диаметром 14,5 м была покрыта куполом высотой 13,2 м. Его кривая начинается от самого пола. Купол выложен концентрическими кольцами с горизонтальными постелями. Купола и своды, сложенные по такой системе, не дают распора и потому называются «ложными». Ложные купола и своды выполняются без кружал, постепенным нависанием одного ряда над другим, одного кольца над нижележащим. Они появились раньше клинчатых; в архитектуре микенской Греции система ложных куполов и сводов достигла большего развития, чем в какой-либо другой архитектуре. Монолиты, перекрывающие вход, громадны, один из них весит более 100 т. При низком уровне строительного производства такие плиты могли быть подняты лишь соединенными усилиями громадного числа людей (рис. 1.34).
a б
Рис. 1.34. «Гробница Агамемнона» в Микенах: a – главный вход; б – дромос (коридор)
Реальные габариты этой гробницы следующие: диаметр пола – 14,6 м, высота купола – 13,3 м, высота входа – 5,4 м, ширина входа – 2,7 м снизу и 2,45 м сверху, длина дромоса – 36 м, ширина – 6 м (рис. 1.35).
Постепенно уменьшение высоты каменных блоков от основания купола к вершине визуально увеличивало габариты купола, придавали интерьеру особую «воздушность». Гробница производит впечатление гораздо большей, чем она является по своим абсолютным размерам. Гробница казалась больше своих истинных размеров (рис. 1.36-а). В швы между камнями были вставлены бронзовые розетки (рис. 1.36-б). Синий купол напоминал ночной небосвод, а розетки – звезды.
Рис. 1.35. План «Гробницы Агамемнона» (XIV век до н.э.):
1 – высеченная в скале погребальная камера; 2 – центральная камера; 3 – вход в гробницу,
перекрытый плитами; 4 – дромос
a б
Рис. 1.36. a – потолок гробницы (техника «ложного свода»); б – реконструкция интерьера
Следует отметить, что в крито-микенскую эпоху отдельно стоящие храмы встречались очень редко. Как правило, небольшие святилища включались в общую композицию дворцового комплекса (например, «Зал священной секиры» в Кносском дворце).
Исключением из правил может служить небольшой мегарон в Элевсине (XIII-XII вв. до н.э.), предназначенный для проведения мистерий богини Деметры. Это был двухнефный мегарон с опорами на главной оси, который сыграл особую роль в дальнейшем развитии греческого зодчества. Его место впоследствии занял мистериальный храм Деметры – Телестерион. Древний мегарон был симметричным зданием, приподнятым на несколько ступеней. В нем можно видеть прообраз раннего греческого храма – также мегароноподобного и двухнефного. Этот храм стоял около священного источника Каллихоры и был ориентирован на точку захода Солнца в день зимнего солнцестояния (22 декабря). Храм был невелик, поэтому богослужения здесь проходили во дворе (теменосе) (рис. 1.37).
Рис. 1.37. План древнейшего храма богини Деметры в Элевсине (XV-XIV вв. до н.э.);