Виды электронной коммерции

Электронный бизнес

Электронная коммерция

Основные понятия и термины

Если вас нет в Интернете, вас нет в бизнесе.

Билл Гейтс.

Начиная с середины 90-х годов во всем мире наблюдается рост активности в области торговли через Интернет. В настоящее время через сеть можно купить практически любые товары.

Интернет стал одним из основных, каналов распределения товаров и услуг по всему миру. Это глубоко меняет экономику, рынки и промышленные структуры, продукты, услуги и их потоки, сегментацию потребителей, потребительские ценности, поведение потребителей, рабочие места и рынки труда.

Предприятие, не учитывающее потенциал электронного бизнеса и электронной коммерции, может утратить свои коммерческие позиции под натиском более способных к адаптации в условиях новых реалий рынка конкурентов.

Под электронной коммерцией (e-коммерция) подразумеваются любые формы сделок, которые проводятся с помощью информационных сетей. В частности, это покупка, продажа или обмен товарами через Интернет.

К электронной коммерции относят:

– электронный обмен информацией;

– электронное движение капитала;

– электронную торговлю;

– электронные деньги;

– электронный маркетинг;

– электронный банкинг;

– электронные страховые услуги.

Электронным бизнесом (е-бизнес) называется любая деловая активность, использующая возможности Интернет-технологий во внутренних и внешних бизнес-процессах с целью получения прибыли.

Электронный бизнес – более широкое определение электронной коммерции, включающее не только покупку и продажу товаров и услуг, но и обслуживание покупателей, взаимодействие с бизнес-партнерами и управление электронными транзакциями внутри организации.

Принято выделять основные формы электронной коммерции:

§ предприятие – предприятие (business-to-business, B2B);

§ предприятие – потребитель (business-to-consumer, B2C);

§ потребитель – потребитель (consumer-to-consumer, C2C).

Предприятие – предприятие

Данное направление включает себя все уровни взаимодействия между предприятиями. Например, дилер получает возможность самостоятельно размещать заказы и следить за ходом их исполнения, работая с базами данных поставщика. Так же и поставщик, имея подключение к складским базам, может оперативно отслеживать запасы партнера, своевременно их пополняя.

В систему B2B входят:

– электронные торговые площадки;

– биржи;

– системы сбыта;

– системы снабжения.

Предприятие ­– потребитель

Сегодня это направление представляется наиболее перспективным с коммерческой точки зрения. Его основу составляет электронная розничная торговля. В Интернет работает большое число электронных магазинов, предлагающих широкий спектр товаров и услуг.

К системе B2C относятся:

– электронные визитные карточки (сайт с информацией о компании и ее деятельности; основная функция – предоставить возможность потенциальному клиенту познакомиться с услугами компании, аналогично обычному бизнес-справочнику или рекламному объявлению);

– электронные каталоги, или веб-витрины (содержат подробную информацию о товарах и услугах, часто – и с текущими ценами);

– Интернет-магазины (позволяют не только выбрать товар или услуги, но и оформить заказ и совершить покупку через Интернет);

– торговые интернет-системы (объединяют в одно целое интернет-магазин и традиционный магазин, с общей системой логистики, управления товарными запасами и т. п.).

Потребитель – потребитель

Эта форма имеет место в случае, когда одни потребители продают товары другим потребителям.

Как правило, коммерция по схеме С2С осуществляется на сайтах Интернет-аукционов, приобретающих все большую популярность в наше время (ebay.com, Molotok.ru, AUCTION.ua). Для клиентов таких систем основное удобство заключается в несколько более низкой цене товара, по сравнению с его стоимостью в магазинах.

Помимо описанных выше наиболее распространенных схем электронной коммерции, существует и несколько других. Они не столь популярны, но, все же, применяются в некоторых специфических случаях. Речь идет о взаимодействии как предпринимателей, так и потребителей с государственными структурами. В последнее время многие операции по взиманию налогов, заполнению анкет, форм для заказа поставок, работа с таможней стали проводиться при помощи Интернет-технологий. Это позволяет значительно облегчить работу государственных служащих с одной стороны и дать возможность плательщикам избавиться от некоторой доли бумажной волокиты – с другой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: