Торжественная ода классицизма изображала лирическое состояние того человека, для которого государственные, национальные, общие интересы совпадали с личными. Создавалась она по случаю каких-либо знаменательных событий, в первую очередь военных побед: «Ода на взятие города Намюра» французского поэта Буало, «Ода на взятие Хотина» Ломоносова. По случаю взятия русскими турецкой крепости Измаил, считавшейся неприступной, написана ода Державина. Другим важным в то время поводом к созданию од было вступление на престол монарха или рождение наследника. Такие оды писались французским поэтом Малербом; есть они у Ломоносова и Державина.
Однако лирическое содержание оды как жанра высокой поэзии не исчерпывалось похвалой воинской храбрости или «добродетели» монарха. Главной в оде оставалась личность поэта с его отношением к общим вопросам современной жизни, с его размышлениями и раздумьями о судьбах нации и страны. Глубоко веря в силу слова, русские поэты классицизма превратили оду в средство формирования общественного сознания.; Так, оды Ломоносова стали, по сути, поэтическим выражением широкой программы общегосударственных преобразований. Осуществление ее, по мнению автора, потребует от России напряжения всех ее сил. Выражая свои заветные мысли, Ломоносов призывал молодых членов общества отдать свои силы, знания, ум служению родине, ее процветанию. Он прославлял науки: химию, астрономию, физику, географию и др., помогающие человеку проникнуть в тайны природы, овладеть ее богатствами. Процветание России связано в представлении Ло. моносова с властью просвещенного монарха. Отсюда его наставления императрицам быть справедливыми и милостивыми к своим подданным. В этом отношении, как верно заметил Г. Н. Поспелов, его оды в значительной степени были гражданскими «утопиями».
|
|
Оды Сумарокова, сохраняя особенности хвалебного жанра, строятся как поучения и даже предостережения царям. Они направлены против деспотической монаршей власти. «Когда монарх насилью внемлет, Он враг народа, а не царь»,— резко заявлял поэт. Автор использует оды как средство воспитания гражданского сознания и формирования общественного мнения.
Ода Державина в поэтическом отношении представляла собой наиболее значительное явление в литературе клас«сицизма. В сравнении с одами Ломоносова и Сумарокова она отразила современную ей жизнь более широко и многогранно. Рядом с героическим, гражданским началом в оде Державина соседствует повседневное, бытовое, лишенное ореола «возвышенности», что было недопустимо во времена Ломоносова. Лирические, публицистические мотивы в ней приобретают более критический, подчас сатирический характер. Державин был поэтом с сильно выраженным гражданственным началом. Однако в своих понятиях он, по словам Н. Г. Чернышевского, обнаружил «самую пеструю смесь мыслей, внушаемых сердцем, по природе благородным, с господствовавшими тогда идеями совершенно иного характера»1. С одной стороны, он сохранил верность идее монархии, с другой — проявил стремление к искоренению всех злоупотреблений, исходивших от недостойных вельмож. Он выбирает, по его собственным словам, «совсем особый путь», совмещает в высокой оде похвалу и порицание.
|
|
Высшей похвалой монарху было, по Державину, признание за ним права называться Человеком. Из этой мысли исходит он в похвалах Екатерине II в знаменитых одах, посвященных Фелице. Симпатии Державина сочетаются с высокой требовательностью к человеку, осуществляющему верховную власть в государстве. Это обусловило наличие в его одах нравоучительных рассуждений о личности монарха.
Высокие нравственные принципы и высокая мера требовательности определили резкую критику Державиным в похвальной оде недостойных вельмож из ближайшего окружения Екатерины. Эта критика была воспринята в официальных придворных кругах как проявление вольномыслия поэта. Ода «Властителям и судиям» принесла ему немало неприятностей: Державина обвинили в якобинстве, в приверженности идеям французской буржуазной революции, что по тем временам грозило ему суровой карой. Высокая гражданственность общественной позиции Державина, его озабоченность судьбами с~пяны и народа, критика им отрицательных сторон русской действительности определили интерес к нему со стороны поэтов-декабристов.
Общественным пафосом характеризуются немногочисленные оды В. Капниста. Показательна лучшая из них — «Ода на рабство». В ней Капнист обратился к проблеме, необычной для жанра,— положению крепостного крестьянства. Непосредственным поводом для поэта послужил указ Екатерины II о закрепощении украинских крестьян. Закрепощение крестьян, направленное на усиление позиций дворянства, не вызывает у Капниста-поэта и человека восторженного чувства благодарности монархине за ее «великодушный» акт. Позиция лирического героя оды нетрадиционная. В своих переживаниях он не сливается с дворянским «коллективом». «В печальны мысли погруженный», он склонен удалиться «от людства», «на холм», «в густую рощу» и там, «под мрачным, мшистым дубом» предаться своей тоске по утраченной вольности. В этом смысле ода Капниста перекликается с одой Радищева.
Однако в остальном Капнист не поднялся над своим временем. Обрисовав тяжкие страдания народа, его покорность своей судьбе («Ярем свой кротко сносит»), напомнив в суровых словах об обязанностях монарха («На то ль даны вам скиптр, порфира, Чтоб были вы бичами мира И ваших чад могли губить?»), он заключает оду упованием на «милость» и «щедроты» Екатерины, на то «златое время, когда спасительной рукой вериг постыдно сложишь бремя с отчизны моея драгой».
Ода классицизма завершила свою идейную историю под пером Радищева. В противоположность своим предшественникам Радищев не считал, что монархический образ правления есть лучший. В его представлении основу государственной власти составлял общественный договор между народом и правителем, определявший обязанности одной и другой стороны. Однако история оставила множество примеров, когда монарх, облеченный народом высокой властью, презрел свою обязанность заботиться о счастье подданных. Эти примеры убедили поэта, что «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние».
Ода «Вольность» явилась поэтическим гимном насильственному ниспровержению недостойного монарха. Поэтическое воображение Радищева, углубляясь в историческую даль, восстанавливает в человеческой памяти случаи, «как могут мстить себя народы». Он приветствует тех, кто поднимался в разные эпохи против тиранов: древнего республиканца Брута, выступившего против Цезаря, диктатора римского, крупнейшего деятеля английской буржуазной революции Кромвеля (XVII век), казнившего короля и провозгласившего республику, полулегендарного швейцарца Вильгельма Телля, организовавшего восстание против австрийского тирана. Он приветствует революцию в Америке, потрясшую мир.
|
|
Таким образом, ода классицизма, отражая политические взгляды ее авторов, прославляя монархию, пришла к утверждению права народа на ниспровержение этой монархии.'Из программного жанра классицизма ода превратилась в жанр революционной лирики и в этом качестве использовалась в гражданской поэзии декабристов («Гражданское мужество», «Я ль буду в роковое время» К. Рылеева) и молодого А. С. Пушкина («Вольность» и др.).