Товарная политика предполагает определенный курс действий товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по: формированию ассортимента и его управлению; поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных ниш (сегментов); разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров.
Основными целями товарной политики являются:
- обеспечение преемственности решений и мер по формированию оптимального ассортимента;
- поддержание конкурентоспособности товаров на заданном уровне;
- целенаправленная адаптация ассортиментного набора к требованиям рынка (покупателей);
- нахождение для товаров перспективных сегментов и ниш;
- способствование разработке и осуществлению стратегии товарных знаков, упаковки, сервиса.
Рассмотрим три основных направления товарной политики (рис. 3).
Рис. 3. Направления товарной политики предприятия
|
|
Формирование товарной политики предприятия рассматривается как единый процесс, состоящий из ряда этапов, начиная с исследования рынка товаров и потенциальных возможностей предприятия и заканчивая вопросами оперативного контроля. Каждый из этапов формирования товарной политики представляет собой отдельную подсистему, выполняющую ту или иную функцию, без реализации которой невозможно достижение основной цели предприятия (рис. 4).