Модели рыночной экономики

В этих условиях важно изучить особенности используемых моделей в странах развитой рыночной экономикой.

Вначале нужно отметить, что существующие рыночные системы и направленность их развития зависят:

- от географического положения;

- от наличия природных ресурсов;

- от исторических условий развития;

- от традиций населения и его обычаев;

- от уровня развития производительных сил;

- от социальной направленности общества.

Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования.

Вместе с тем во всех рыночных моделях ест общие черты, к числу которых относятся:

- наличие многообразных форм собственности;

- преобладание свободных цен на товары и услуги;

- развитая система свободной конкуренции;

- распространение предпринимательской деятельности;

- определенная система государственного регулирования экономики.

Можно выделить семь характерных моделей рыночной экономики, используе­мых в современных условиях.

Американская модель.

Эта модель получила название «либеральная модель капитализма». Ее характерными особенностями являются:

- малый удельный вес государственной собственности. В конце 70-х годов государственная собственность в акционерном капитале в промышленности и на транспорте составляла: в США — 10 %, в ФРГ — 18, в Великобритании — 24, во Франции — 34, в Италии — 38 %;

- минимальная регулирующая роль государства в экономике. Такое вмешательство, как правило, инициируется экономическими кризисами (30-е, 70-е годы) или резким подъемом экономики (60-е годы — борьба с бедностью, рост коли­чества социальных программ). Кризис 1973 г. привел к тому, что президент Никсон был вынужден уже в 1974 г. сократить затраты на социальные про­граммы. В начале 80-х годов Рейган наметил программу дальнейшего сокращения государственного сектора, отмены регулирования цен, сокращения центрального правительственного аппарата, закрытия большого количества социальных программ. В результате этих мер произошла модернизация суще­ствующей экономической модели, в которой роль рынка выросла, а государ­ства — сократилась;

- всемерное поощрение предпринимательства. Мелкое предпринимательство в 80-е годы обеспечивало в США ежегодно примерно 80 % новых рабочих мест;

- резкая дифференциация на богатых и бедных;

- большое различие в уровне заработной платы, составляющее 110-кратный разрыв между главой фирмы и служащими;

- приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

Японская модель.

Формирование современной модели хозяйствования проис­ходило в условиях специфического развития. Отказавшись от военных расходов, Япония сконцентрировала все свои ресурсы для использования «в мирных целях» и прежде всего для наращивания экономического потенциала в промышленнос­ти. Это во многом было достигнуто благодаря свободному приобретению амери­канских и западноевропейских патентов и лицензий, снижению цен на мировых рынках сырья и топлива, относительной дешевизне японской рабочей силы, от­сутствию значительных военных расходов.

К основным чертам японской модели относятся:

- высокий уровень государственного воздействия на основные направления национальной экономики. Сначала государство поддерживало производство танкеров, затем малолитражных автомобилей, а с 70-х годов — производство элек­троники и компьютеров. Такой подход позволил Японии до середины 70-х го­дов избегать глубоких кризисов и обеспечивать динамичное развитие экономи­ки;

- составление 5-летних планов укрепления и развития сил самообороны, кото­рые разрабатываются с 1957 г. В настоящее время завершен 8-й пятилетний план на 1991-1995 гг. Перед тем как произошло «японское чудо», был состав­лен 30-летний стратегический план вывода экономики из кризисного состояния и создания высокоэффективных производств. В Европе и США, когда 20 лет назад разразился энергетический кризис, были разработаны государственные планы развития энергетики. В их осуществлении принимали участие фирмы, но общим процессом выполнения этих планов руководило государство путем использования прямых инвестиций, определения налоговой и ценовой политики, политики заработной платы;

- широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объедине­ние их общими интересами; привлечение работников к управлению и принятию решений;

- незначительное различие в уровне заработной платы, которое составляет сем­надцатикратный разрыв между главой фирмы и служащими;

- социальная направленность модели. Государство ведет борьбу против соци­ального неравенства, следит за соблюдением социальных прав граждан в случае болезни, безработицы, ухода на пенсию. Обязанности по решению социальных задач работающих во многом возлагаются на корпорации и объединения.

Немецкая модель.

Она близка по своему социально-экономическому содержа­нию к японской модели. Главным идеологом социальной рыночной экономики является Людвиг Эрхард, который в своей книге описал основные принципы фун­кционирования новой немецкой экономики.

Отличительными особенностями не­мецкой модели являются:

- сильное государственное воздействие на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных проблем. В Германии традици­онно существуют значительные социальные обязательства государства: бес­платная медицина, образование;

- Германия одной из первых ввела в начале 70-х годов принцип таргетирования (планирования) основных макроэкономических показателей. Здесь же был реализован принцип социального партнерства, подразумевающий участие работников предприятия в его собственности;

- в немецкой модели, так же как и в японской, решающая роль отводится бан­кам, при этом центральному банку предоставлена полная автономия;

- различие в уровне заработной платы, как и в японской модели, является не­ значительным и составляет двадцатитрехкратный разрыв между главой фирмы и служащими.

Шведская модель.

Отличительной особенностью шведской модели является: социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения. Иногда шведскую модель называют второй моделью социализма. Швеция отличается высоким уровнем жизни и обеспечения гражданских прав. Государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов.

В Швеции за последние 1О лет (с 1870 по 1980 гг.) валовой национальных продукт ежегодно рос в среднем на 2,5 % на душу населения. Для шведской модели характерным является низкий уровень безработицы, которая с 1945 г. до начала 70-х годов составляла всего 2 %. В Швеции весьма высокий уровень государственного сектора. В 1988 году, например, общая сумма государственных расходов составила 62 % от общего объема валового национального продукта. Более половины этих расходов соста­вили дотации домашним хозяйствам и предприятиям.

В Швеции сформировалась концепция: «Государственный сектор, если уж он начал расти и достиг опреде­ленных размеров, может начать развиваться «сам по себе», на основе собствен­ной внутренней логики политического механизма принятия решений». (Эклунд К. Эффективная экономика — шведская модель. М.: Экономика, 1991. С. 159). Боль­шая часть услуг в Швеции предоставляется в государственном секторе, причем бес­платно. Государство достаточно часто вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены.

Французская модель.

Она не имеет ярких особенностей. Эта модель — среднее между американской и немецкой. Во французской модели высокой является регу­лирующая роль государства. Во Франции с 1947 г. составляются пятилетние пла­ны — индикативное планирование. П. Самуэльсон отмечал, что французское «го­сударственное планирование» является замечательным вкладом Франции в государственное планирование.

«Такая система оказалась неправдоподобно удачной, если принять во внимание неформальный полудобровольный характер мер, предпринятых для ее осуществления» (Самуэльсон П. Экономика. М.: МГП «Алгон», ВМИИСИ, 1992. Т. 2. С. 406-407). Для французской модели характерны значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государ­ства, широкое вмешательство государства в процесс накопления капитала.

Южно-корейская модель.

Эта модель интересна тем, что ее использование в процессе развития экономики позволило Южной Корее за короткий срок из отста­лой превратиться в передовую индустриально развитую страну. В 1962 г. перед началом экономических реформ национальный доход на душу населения составлял 82 долл. в год. В 1988 г. он достиг 4,04 тыс. долл., т. е. увеличился за 16 лет почти в 50 раз. Отличительной особенностью южно-корейской модели является весьма сильное регулирующее воздействие государства на развитие экономики.

Оно вклю­чает следующие экономические рычаги:

- планирование экономического развития. Этим занимается государственный плановый орган — Совет экономического планирования. Он с 1962 г. разра­батывает пятилетние планы, имеет право одобрять крупные инвестицион­ные проекты, принимать решения о выделении бюджетных средств на их фи­нансирование. До 70-х годов планирование носило директивный характер.

Переход к индикативному планированию осуществлялся по мере развития частного бизнеса. Крупные инвестиционные проекты иногда принимались вопреки рекомендациям МВФ и мирового банка. Аналогичным образом была создана мощная сталеплавильная компания, которая в настоящее время выплавляет примерно 20 млн. тонн стали в год, это почти столько же на душу населения, сколько выплавлялось в СССР в 1990 г.;

- в Южной Корее длительное время действовала государственная монополия в
кредитно-финансовой сфере. Частные банковско-кредитные институты появились лишь в первой половине 80-х годов. Такая политика позволяла государ­ству концентрировать в своих руках финансовые и валютные ресурсы и эффек­тивно использовать их на развитие приоритетных отраслей;

- регулирование внешнеэкономической сферы было направлено на стимули­рование экспорта и ограничение импорта и тем самым поддерживалось раз­витие собственного производства.

Проблема экспорта находилась под особым контролем. Президент ежемесяч­но проводил совещания по этим вопросам с присутствием крупнейших экспорте­ров. По отдельным отраслям планировались экспортные задания, которые уста­навливались на год с разбивкой по кварталам и месяцам, при необходимости они корректировались.

После реанимации экономики в предыдущей пятилетке (1987-1991 гг.) прави­тельство приступило к осуществлению социальных программ. Были созданы фон­ды стабилизации цен, создавались новые рабочие места. Безработица сокраща­лась, уровень зарплаты рос на 29 % в год. Рост зарплаты происходил лишь за счет активности профсоюзов. В результате стала возрастать инфляция. В 1992-1996 гг., в очередной пятилетке, правительство решило бороться с инфляцией путем повы­шения подоходного налога и сокращения госрасходов.

Централизованное использование средне- и долгосрочных планов и целевых программ с установлением производственных заданий и сроков их выполнения в сочетании с рыночными методами хозяйствования позволило Южной Корее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слаборазвитости и занять достой­ное место в мировой цивилизации.

Китайская модель.

Реформирование экономики Китая началось с преобразова­ний в сельском хозяйстве. Там произошел переход от «народных коммун» как ос­новных субъектов хозяйствования к системе семейного подряда. Процесс перехода крестьянских дворов на семейный подряд завершился к концу 1984 г. Семейный подряд основывается на ведении крестьянского хозяйства силами семьи на земле, переданной в ее пользование на 15-20 лет, а кое-где на 30 лет.

Работа на земле осуществляется с помощью орудий труда и сельскохозяйственной техники, находя­щейся в собственности двора или нескольких дворов. Крестьянские дворы часть произведенной продукции сдают государству по договорам, часть — в счет нало­гов, часть — в фонды местных органов власти, а оставшуюся продукцию крестьян­ские семьи могут использовать по своему усмотрению: сдать государству по повы­шенным закупочным ценам, реализовать на рынке.

Мелкие парцеллярные хозяйства имеют ограниченные возможности при фор­мировании накоплений, использовании техники, повышении товарности. Учи­тывая эти обстоятельства, в настоящее время обсуждаются проблемы дальнейше­го развития деревни - по пути объединения крестьян в различные формы кооперации в сфере обращения и производства или концентрации земли в руках наиболее сильных крестьянских хозяйств с наймом рабочей силы.

Реформа в городах началась с 1984 г. после полного перехода деревни на подвор­ный подряд. При выборе модели экономического развития для КНР китайские уче­ные разработали «смешанную модель», варианты которой реализовывались и в Вен­грии, начиная с 1968 г., и в Чехословакии—с середины 60-х годов. Сущность такой модели состоит в том, что рыночный механизм функционирует в условиях государ­ственного регулирования. Наличие его способствует совершенствованию плановой экономики и обеспечивает сочетание интересов трех сторон — государства, пред­приятия и отдельного работника, это предполагает плановое управление на макро­уровне, рыночное регулирование — на микроуровне и функционирование различно­го рода рынков, регулируемых государством.

В результате был намечен переход от модели «Централизованной плановой экономики» к модели «Социалистической плановой товарной экономики», сущность которой состоит в том, что социалисти­ческое производство является товарным и взаимодействие между товаропроизводи­телями строится на развитии товарно-денежных отношений. При этом в качестве определяющих положений выступает общественная форма собственности на важней­шие средства производства и решающая роль централизованного планирования на макроуровне.

Используя разработанные теоретические положения, XIII съезд КПК выдви­нул принципы, которые были положены в основу осуществления экономических реформ. Главным было признано оживление хозяйственной деятельности пред­приятий государственного сектора путем отделения права собственности от пра­ва хозяйствования. Это предполагает использование таких форм хозяйствова­ния, как сдача в подряд предприятий коллективам и отдельным лицам, выпуск акций предприятий в свободную продажу. Предложено активно развивать пря­мые хозяйственные связи между предприятиями. Большое внимание уделено со­зданию системы рынков, включая фондовые рынки, рынки услуг, информации, техники и технологий. Переход на рыночные методы хозяйствования предлагает­ся осуществлять наряду с совершенствованием и усилением системы макроэконо­мического регулирования.

Экономические реформы привели к развитию промышленности на селе. За прошедшее десятилетие там возникло около 80 млн. рабочих мест.

В промышленности в результате экономических преобразований возник но­вый хозяйственный механизм, основанный на использовании различных форм собственности и методов хозяйствования. При этом ведущая роль по-прежнему сохраняется за общественными формами собственности. Об этом свидетельству­ют следующие данные: на долю государственного сектора приходится 56 % вы­пуска продукции промышленности, на долю коллективных предприятий — 36 % и на долю частных — 5 %.

Новый механизм предоставил предприятиям возмож­ность закупать, производить и продавать продукцию вне рамок плана. В резуль­тате доля сверхплановой продукции резко возросла. Предприятия получили воз­можность продавать сверхплановую продукцию на открытом рынке по ценам на 20 % выше установленных государством. Все это способствовало оживлению эко­номики и обеспечению за последние годы самого высокого в мире прироста про­мышленного производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: