Метод на основе соотношения продаж и покупок
Довольно известный метод, основанный на предположении, что количество проданного товара примерно совпадает с количеством купленного. Поэтому можно вычислить объем проданного продукта, исследовав всех продавцов на рынке, и объем закупленной продукции, опросив покупателей.
Данный метод прост в описании, но очень сложен в применении.
Изучив производственную цепочку, необходимо попытаться измерить количественные параметры во всех ее звеньях. Причем наиболее эффективно это делать по узким, наиболее специализированным местам или по точкам, где информация открыта.
2.1. Специализированное оборудование.
Довольно эффективным приемом является замер численности и мощности специального оборудования, установленного на всех предприятиях отрасли. Источником информации могут быть:
• компании-поставщики такого оборудования, которые на своих сайтах указывают клиентов, купивших у них это оборудование, а также его паспортные характеристики;
|
|
• компании-покупатели оборудования, указывающие на своих сайтах и в другой рекламной продукции оборудование в рекламных целях;
• компании, специализирующиеся на сервисном обслуживании данного оборудования.
Расчеты можно производить на основе данных об уровне средней загрузки оборудования. Уровень загрузки можно вычислить при помощи метода мнимого клиента, узнав скорость изготовления крупного или типового заказа.
2.2. Норматив комплектующих и сырья.
Весьма полезной информацией могут послужить данные по количеству сырья, материалов и комплектующих на одно изделие. Например, на установку 10 тыс. новых телефонных номеров необходимо 1,4 тыс. КРТ (коробок распределительных телефонных), поэтому чтобы оценить емкость рынка КРТ для новых телефонных номеров, можно воспользоваться формулой:
Емкость КРТ = Число вновь введенных телефонных номеров х 1,4/10.
При этом число вновь введенных телефонных номеров — это открытая информация Министерства связи.
2.3. Структура себестоимости.
Для оценки емкости рынка очень полезно изучить структуру себестоимости исследуемого товара и попытаться определить емкость его ингредиентов.
Например, если вы производите асфальт, то знаете, что в его состав входит битум. Поэтому для оценки емкости рынка асфальта можно воспользоваться информацией сбытовиков на нефтеперерабатывающих предприятиях. Если вы узнаете, сколько битума было продано на асфальтовые производства, то, учитывая норму его расхода в тонне асфальта, легко узнаете объем производства асфальта в вашем регионе.
|
|
2.4. Фиксация транспортного потока.
Если в производственной цепочке используется специализированный транспорт, который предназначен только для перевозки исследуемого вида продукции, или когда используется транспорт, в организации движения которого есть обязательная фиксация типа груза, например железнодорожные перевозки, емкость рынка можно легко подсчитать, узнав величину грузопотока.
Например, металл перевозится в основном по железной дороге, поэтому если получить информацию о грузоперевозках в регионе по ж/д, то можно определить, сколько металла было ввезено в регион.
Если товар приходит из-за границы и проходит таможенное оформление, то объем импорта и экспорта легко определяется по статистике таможни.
2.5. Параметры, количественно характеризующие конечную область применения изучаемого товара.
Например, емкость рынка окон напрямую зависит от объема жилищного строительства (СНИП четко указывает норматив соотношения жилой площади к площади остекления). Емкость рынка торговых стеллажей зависит от размера торговых площадей.