Детсвто Стефана – превосходит многих сверстников умом, смекалкой, памятью. Происходит
от благочестивых родителей, отвращается от игр в детстве, упражняется в славословиях,
растёт в чистоте и целомудрии.
Юношей Стефан постригся в городе Ростове, отправился на проповедь к зырянам. Ведет
упорную борьбу с язычниками.
Соперничество с зырянским волхвом Памом – предлагает ему вмести взайти на костёр,
спуститься в прорубь. Пам от всего отказывается, следовательно, проигрывает Стефану, и
Пама изгоняют.
Стефан изобретает пермскую азбуку.
Потрудившись в пермской земле и окончательно приобщив зырян к православию, Стефан
блаженно умирает.
Риторические части жития:
Плач пермских людей
Плач пермской церкви
Плач и похвала инока списующа
В Москве при жизни Стефана к нему относились неуважительно. Пермские жители в Житие
призывают восхвалять своего учителя – втор пользуется формулой похвалы, впервые
встречающейся в «Слове о законе и благодати» Илариона.
Плач самого Епифания – все эпитеты и аллитерации, сравнения которыми он пользуется
|
|
кажутся ему недостаточными для хвалы Стефану Пермскому.
Стиль Жития: высокий, пышно-торжественные слова. Крайний предел витиеватости. Наряду
с риторикой присутствует взволнованное воодушевление. Сам Епифаний характеризует свой
стиль, как «плетение словес».
Эти особенности становятся характерными для нового житийного жанра того времени. Они
станут нормой для произведений15-16 и отчасти 17 веков, и не только агиографических. Он
будет использован всюду, где понадобится сугубо превознести и прославить русскую
святыню как выражение складывающейся мощи русской государственности, собирающей
себя вокруг Москвы.
билет 22
Теория "Москва- Третий Рим", ее отражение в литературе("Сказание о князьях
владимирских")
«Сказание о князьях Владимирских» - памятник публицистической литературы конца 15
века. Возник в период объединения и укрепления Руси как централизованного государства.
Идейное содержание тесно связано с распространенной в официальных московских кругах
идеей «Москва- третий Рим». «Сказание» предваряется вступлением, начинающим рассказ
от Ноя и доводящим его до Августа-кесаря, который, «устраивая вселенную», посылает
своего брата Пруса на берега Вислы (страна позже была названа Пруссией). Потомками
римлянина Пруса считали себя русские князья. Далее в "Сказании" - некий воевода
Гостомысл велит новгородцам послать в Прусскую землю мудрого мужа и призвать оттуда
князя. Из Прусской земли приходит князь по имени Рюрик (+братья Трувор, Сенеус). Спустя
|
|
время русский князь Владимир Всеволодович решил пойти на Византию. Он собирает
вельмож, а также большое войско и отправляется во Фракию, предместье Царьграда. Пленив
многих жителей Фракии, возвращается с богатой добычей. В Царьграде царем был
Константин Мономах. Отсылает Владимиру Всеволодовичу подарки. Он принимает дары,
венчается венцом Константина и с тех пор называется Мономахом.
«Сказание» было популярным в период царствования Ивана Грозного (перевели на латынь).
Оно носило политический характер: утверждало права московских князей на единоличную
власть в Москве, т.к. они унаследовали ее от самого Августа-кесаря. Опираясь на «Сказание»
как на исторический документ, Иван грозный объявил себя царем и венчался на царство в
1547г. В дипломатических документах царь не раз ссылался на то, что ведет свой род от
Августа-кесаря.
В 1523 г. старец Филофей в своем послании к Василию 3 писал: «Блюди и внемли,
благочестивый царю, яко вся христианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима
падоша, а третий стоит, а четвертому не быти, уже твое христианское царство и нем не
останется». Так лаконично и точно была сформулирована политическая теория суверенности
Руси «Москва-третий Рим».
БИЛЕТ 23
Повесть о новгородском белом клобуке. Новгородская областая литература.
Окончательное покорение Новгорода Москвой – 1478 год.
Поскольку Москва вно пыталась затмить Новгород в политическом плане, возникает ряд
произведений литературно-повествовательного и житийного характера, которые стремятся
окружить ореолом историческое и религиозное прошлое Новгорода.
Боярство и купечество выступало против княжеской власти.
(Повесть о новгородском посаднике Щиле, Сказания о конце Новгорода и т д)
В 15-16 веках, несмотря на политическое падение Новгорода и превосходство Москвы,
литературная культура все больше возростала. Отразила бурную политическую
действительность Новгорода, его бытовой уклад, торговую практику.
Повесть о новогородском белом клобуке возникла, вероятно, в 15 веке. Автор первой
переработки – переводчик (толмач) Дмитрий Герасимов.
Предисловие: послание Дмитрия архиепископу Геннадию, сообщеющее, что Дмитрий нашел
с большим трудом в Риме писание о белом клобуке, за которым его и послали.
Сама повесть: римский император Константин Великий (4 век), преследовавший христиан,
сам становится христианином, когда его изцелил от проказы епископ Сиьвестр.
Сон Константина – являются Пётр и Павл и велят одеть на голову Сильвестра белый клобук.
Все должны быль восхвалять клоубок и после смерти папы Сильвестра. До “супостат дьявол”
попутал, “прельстити” народ, и он отступил от православной веры, перестал воздавать честь
белому клобуку.
Находится все же честный человек и пересылает Клобук в Константинополь патриарху
Февронию.
Сон Феврония – юноша рассказывает ему историю клобука и велит отослать в Русскую
землю, в Новгород, чтобы его там носил архиепископ Василий (“ там бо ныне воистину
славима есть христова вера”)
Папа римский, отпустив клобук, пожалел и было потребовал вернуть, потому что ненавидел
Русскую землю за то, что она соблюдала христианство. Но его постигли тягчейшие и
отвратительнейшие болезни (ну и короче и весь этот стандартный ужас типа смрада,
который так любили присваивать неверным наши предки. Еще он ел собственные нечистоты,
как они его? Как щенка!)
Итак, Февроний отправляет клобук к епискому Василиюсо многими дарами.
Сон Василия – ангел рассказывает историю клобука, который отныне будет носить он (не
Ангел, а Василий) и последующие новгородские епископы.
С тех пор утвердился булый клобук на головах новгородских архиепископов.
|
|
Зачем это всё:
- повесть о белом клобуке обосновывает идею преемственности духовной власти
преемственностью материальных символов
- Новгород был покорён Москвой, но право на церковное преемство оставляет за собой
- повесть утверждает превосходство “священства” над “царством”
Повесть отличается острой антикатолческой и противопапской направленностью.
билет 24
"Хождение за три моря" Афанасия Никитина. Особенности жанра путешествия, личность
автора.
Об авторе. Афанасий Никитин (из Твери)-(эдакий русский турист, решивший мир
посмотреть, себя показать, пил и курил, видимо, все путешествия)- человек светский,
предприимчивый, купец – задумывает путешествие на неведомый Восток с практическими
торговыми намерениями – выгодно продать товары и привезти в Русь товары заморские.
Поездка оказалась неудачной –умер. Больше всего в своем сочинении говорит об Индии- её
быт, обычаи, хозяйство и природу он рисует подробно, сообщая много фактов, изредка
привнося элементы фантастики. Перечисляет места, которые посетил. Сочинение его
помещено в 1475 г. во II Софийской летописи.
Композиция. Изложение Афанасия не отличается стройностью композиции. Нередки
повторения.
Стиль, язык. Стиль «Хожения» - стиль дневниковых записей, которые автор не успел или не
смог упорядочить. Язык Афанасия безыскусственный. Фраза очень проста по синтаксису.
Церковно-славянские слова и обороты в ней почти отсутствуют, зато много персидских и
арабских слов – признак своеобразной национальной терпимости Афанасия,
совмещавшийся у него с сильной любовью к родине. Речь его фактична и деловита, изредка
перебивается ЛО (лир отступления?), где находит себе выражение скорбь автора по поводу
его оторванности от родного ему религиозного уклада и от родной земли.
Повесть. Путешествие по Индии. необычно- женщины ходят с непокрытой головой. Это
считалось на Руси грехом и позором. Афанасий сообщает, что, прибыв в город Алянд, увидел
птицу гукук, которая летает ночью и кличет «гукук», и на которой хоромине она сядет, тот
|
|
человек непременно помрет; а если кто захочет ее убить – изо рта вылетит огонь. Обезьяны
тут ходят ночью и крадут кур. Живут обезьяны в горах или на камнях, и есть у них князь
обезьянский. Ходят они со своей ратью, а если кто обидит, жалуются князю, и тот посылает
на человека свою рать. Придя в город, рать разрушает дворы, а людей убивает. Рать обезьян
очень велика, есть у них и свой язык - WTF?!
АН приезжает в один из главных городов Индии – Бедерь (Бидар),- видит разница между
бедными и богатыми.
Описание султанского двора. - 7 ворот, в воротах 100 сторожей и писцов. Кто пройдет, тех
записывают. Чужеземцев в город не пускают. Город стерегут ночью 1000 человек, ездят на
конях в доспехах и у всех по факелу.
Афанасий насчитывает в Индии 84 веры. Все верят в идолов (кроме султана и его
приближенных, которые магометане). В другом месте, в результате своих наблюдений,
Афанасий утверждает, что индусы «не едят никакого мяса, ни яловичины, ни баранины» -
словом, ничего. Едят они днем дважды, а ночью не едят. Яства у них плохие. Кушают они все
правою рукой, в левую ничто не берут.
Странствует Афанасий по Индии в торговых заботах. Но торговля идет плохо, нет товаров для
русских. Ан не раз испытывает искушение. Трудно ему, христианину, ладить с
«бесерманами». Иногда он предается скептическим размышлениям, обнаруживая при этом
большую веротерпимость. Стойко держится православия, ибо оно связано у него с чувством
родины. Нет возможность выполнять христианские обряды. Чувствует себя угнетенным.
Печаль у АН сильна: он любит свою землю и не знает другой, которая была бы лучше ее.
«Путешествие» заканчивается лирическим размышлением автора. Он считает, что сбился с
истинного пути и не знает, куда ему идти. Просит господа не отвратить его от истинного пути
и наставить на правый путь. Молитва, написанная АН в подлиннике на традиционном
церковно-славянском языке, прерывается у него магометанской молитвой на арабском
языке, и такой же молитвой заканчивается «Хожение».
Индивидуальность автора. Незаурядная индивидуальность. Выступает как смелый,
настойчивый, предприимчивый, любознательный и наблюдательный человек. Пускается в
трудное и рискованное путешествие из-за торговых выгод. Серьезные неудачи, постигшие
АН, не заставили его тотчас же вернуться на родину: натура не позволяет ему отступать от
намеченной цели. Преодолевая большие трудности, ищет новых удач на новых местах.
билет 25
Заволжские старцы и иосифляне. Ересь жидовствующих. Социальная сущность борьбы
церковных и антицерковных группировок II половины XVв.
я помню эту лекцию у пирожковой!
Иосифлянское монашество. Названо по имени главного вождя этого движения Иосифа
Волоцкого, игумена Волоколамского монастыря. Отстаивало право монастырей владеть
землей и экономически обогащаться. В своих произведениях Иосиф отстаивал законность
крупного монастырского землевладения, ссылаясь на то, что монастыри являются
значительной политической и религиозной силой.
Нил Сорский. Другое течение в области церковной мысли представлено было «заволжскими
старцами» во главе с Нилом Сорским, т.е. монахами, обитавшими в заволжских монастырях.
Они отрицали право монастырей владеть землями и заботиться об обогащении.
Обязанности монаха – подвижничество, аскетизм и полное отрешение от тех материальных
забот, которые брало на себя иосифлянское духовенство. Монах должен обнаруживать
критическое отношение к «писанию». В основу учения Нила Сорского легло мистико-
созерцательное мировоззрение. Нил был выразителем интересов боярства.
Обе эти церковные группировки вступают в борьбу между собой. В итоге победа – на
стороне иосифлян, которые сумели договориться со светской властью. На протяжение всего
XVI в. культурное, идеологическое и литературное влияние их сказывается в полной мере.