Оглавление
Лекция № 1. Влияние окружающей среды на здоровье человека
Лекция № 2. Здоровый образ жизни как система индивидуального поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья
1. Связь образа жизни с профилактикой заболеваний. Значение соблюдения правил личной и общественной гигиены для здоровья человека
2. Закаливание организма, его значение для укрепления здоровья человека
Лекция № 3. Здоровье молодежи и личная заинтересованность в его сохранении
Лекция № 4. Вредные привычки и их социальные последствия
Лекция № 5. Влияние алкоголя на организм человека
Лекция № 6. Курение и его влияние на здоровье человека
Лекция № 7. Табачный дым, влияние табачного дыма на человека
Лекция № 8. Наркомания и токсикомания
Лекция № 9. Последствия употребления наркотиков для здоровья человека
Лекция № 10. Формирование взаимоотношений полов
1. Половое воспитание: воспитание половой принадлежности, половой роли и правильного полового поведения
2. Брак и семья, культура взаимоотношения полов
|
|
Лекция № 11. Семья в современном обществе. Функции семьи. Влияние семейных отношений на здоровье человека
Лекция № 12. Безопасность и половая культура
Лекция № 13. Венерические заболевания
Лекция № 14. СПИД и его профилактика
Лекция № 15. Наиболее распространенные инфекционные болезни, причины их возникновения
Лекция № 16. Классификация основных форм деятельности
Лекция № 17. Физиологические основы труда
Лекция № 18. Физиологические действия метеорологических условий на человека
Лекция № 19. Профессиональные вредности производственной среды
1. Общие санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам
2. Промышленная вентиляция и кондиционирование
3. Требования к освещению помещений и рабочих мест
4. Производственная вибрация и ее воздействие на человека
5. Производственный шум и его воздействие на человека
6. Производственная пыль и ее влияние на организм человека
Лекция № 20. Классификация вредных веществ по степени воздействия на организм человека
Лекция № 21. Влияние на человека электромагнитных полей и (неионизирующих) излучений
Лекция № 22. Ионизирующие излучения и обеспечение радиационной безопасности
Лекция № 23. Электрический ток и его влияние на человека
Лекция № 24. Меры предупреждения производственного травматизма
Лекция № 25. Расследование и анализ несчастных случаев на производстве (регистрация и учет)
Лекция № 26. Оказание первой доврачебной помощи
1. При кровотечении
2. При закрытых повреждениях
3. При переломах
4. При ранах
5. При утоплении
|
|
6. При солнечном тепловом ударе
7. При ожогах, обморожениях
8. При отравлении
Лекция № 27. Процесс горения и виды горения
Лекция № 28. Ответственность работодателя за нанесение ущерба здоровью работников
Лекция № 29. Биосфера и человек
Лекция № 30. Необходимые знания, умения и навыки, повышающие безопасность человек, при автономном существовании в природных условиях
1. Если вам показалось, что вы заблудились в лесу
2. Правила поведения около водоемов
Лекция № 31. Атмосфера. Последствия загрязнения
Лекция № 32. Охрана водоемов. Последствия загрязнения
1. Состав и расчет выпусков сточных вод в водоемы
2. Средства защиты гидросферы
Лекция № 33. Почва. Последствие загрязнения почвы
Лекция № 34. Защита окружающей среды от энергетических воздействий
Лекция № 35. Экологический кризис, его демографические и социальные последствия
Лекция № 35. Основы гармоничного сосуществования общества и природы
Лекция № 37. Государственная политика защиты окружающей среды
1. Природоохранное законодательство
2. Правовое обеспечение экологического контроля
3. Органы управления, контроля и надзора по охране природы, их функции
Лекция № 38. История создания гражданской обороны, ее предназначение и основные задачи по защите населения
Лекция № 39. Организация гражданской обороны на промышленном объекте
Лекция № 40. Город как зона повышенной опасности
Лекция № 41. Терроризм и его проявления. Экстремальные ситуации социального характера
Лекция № 42. Понятие о ЧС
1. Аварии на химически опасных объектах
2. Аварии на радиационно-опасных объектах
3. Аварии на пожаро– и взрывоопасных объектах
4. Аварии на транспорте
5. Общая характеристика ЧС природного происхождения
6. ЧС геологического характера
7. ЧС метеорологического характера
8. Природные пожары
9. Биологические ЧС
10. Космические ЧС
Лекция № 43. Организация работы комиссии на ЧС объектах
Лекция № 44. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)
Лекция № 45. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды
Лекция № 46. Военная служба по призыву и ее особенности
Здоровье связано с общественными отношениями и «параметрами» внешней среды. Окружающая среда включает в себя ряд сред: природную и социальную, бытовую и производственную, космическую и земную. Человек как живой организм осуществляет обмен веществ, энергии и информации с окружающей средой.
Видовая принадлежность человека закреплена в наследственности и связана с биологической эволюцией. Но человек как существо социальное стал не только приспосабливаться к окружающей среде, но и приспосабливать ее к себе, стал производить необходимые средства для жизни. Человечество в результате производственной практики превратилось в мощную преобразующую силу, которая проявляется значительно быстрее, чем ход естественной эволюции биосферы, и способна сотворить «вторую природу» – техносферу.
Человечество как элемент экосистемы связано со всеми земными формами жизни: с воздухом, водами, почвой. Производство, вооруженное наукой и оснащенное современной техникой, часто нарушает нормальное функционирование природных систем, совокупность которых – наша среда обитания.
Жизнедеятельность организма человека протекает в определенных границах, установленных природой. Нормальная температура тела и благоприятная для человека температура внешней среды; нормальное давление в кровеносных сосудах и атмосферное давление вокруг; нормальное количество жидкости в организме и нормальная влажность воздуха и т. д.
Хозяйственное вторжение человека в биосферу по ряду параметров резко нарушило оптимум устоявшейся природной гармонии.
|
|
Некоторые синтетические, искусственные материалы и промышленные отходы чужды физико-химической структуре живых организмов, а иногда просто ядовиты. Эти вещества вследствие циркуляции воды и воздуха распространяются и проникают в стратосферу и океанские глубины, вызывая промышленные загрязнения воды, воздуха, почвы.
Нарушение экологического равновесия – «экологические ножницы» – опасно срывом механизмов адаптации. Возникла своеобразная биосоциальная аритмия – рассогласованность природных и социальных ритмов жизни человека.
Сложно сохранять здоровье, когда на человека вместе с благами цивилизации наваливаются ее издержки – скорости, перегрузки, разного рода загрязнения среды, сверхобилие информации, все больший отрыв от природы.
Понятие «загрязнение внешней среды» включает три составляющие:
1) что загрязняется: атмосфера, гидросфера, почва;
2) что загрязняет: промышленность, транспорт, шум и т. д.;
3) чем загрязняется: тяжелыми металлами, пылью, пестицидами и т.п.
Они позволяют определить качество среды, в которой живет человек. Внешняя среда считается нездоровой, если она вызывает нарушения здоровья, если к ней трудно приспособиться. Есть и экстремальная среда, в которой жизнь человека просто невозможна без предварительного ее «переоборудования» для жизни, например Арктика и Антарктида.