Безопасность жизнедеятельности. Цели, задачи

Риск.

Количественная оценка опасностей называется риском. Риск- это отношение числа тех или иных неблагоприятных проявлений опасностей к их возможному числу за опреде­ленный период времени (год, месяц, час и т.д.).

Подсчитываем риск R при гибели человека на производстве в нашей стране за 1 год, если известно, что ежегодно погибает около 14 тыс.человек, а численность работающих составляет примерно 138 млн. человек.

n 1,4 x 10 4

R = ----- = --------------- = 10-4

N 1,38x 10 8

Второй пример. Ежегодно в нашей стране вследствие несчастных случаев, аварий и других происшествий неестественной смертью погибает около 500 тыс.человек.

Принимая численность населения страны 300 млн.чел., определим риск гибели R жителя страны от опасностей:

R =

Различают индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность для отдельного индивидуума.

Социальный (групповой) - это риск для группы людей.

Например, риск фатального исхода в год по различным причинам (США): автомобильный транспорт

водный транспорт

воздушный транспорт

железная дорога

молния

электричество

Необходимо отметить, что определение риска очень приблизительно.

Имеется 4 методических подхода к определению риска:

1.Инженерный, опирающийся на статистику, расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности.

2.Модельный - построение моделей воздействия вредных факторов на человека или группу людей.

3.Экспертный - опрос опытных специалистов.

4.Социологический - опрос населения.

В некоторых странах приемлемые риски установлены законом. Например, индивидуальный риск считается: максимально приемлемый 10-6 в год, пренебрежимо малый 10-8 в год.

Учет риска позволяет кроме технических, организационных и административных методов управления риском применять и экономические методы: это страхование, компенса­ция ущерба, плата за риск и т.д.

Труд человека в современном автоматизированном и механизированном производстве представляет собой процесс взаимодействия человека, производственной среды (среды обитания) и машины. Под машиной здесь понимается (ГОСТ 21033-75) совокупность технических средств, используемых человеком в процессе производственной дея­тельности.

В системе человек-среда обитания-машина происходит мобилизация психологических и физиологических функций человека, при этом затрачивается нервная и мышечная энергия. Большая скорость протекания технологических процессов, потребность в быстрой реакции человека-оператора к внешним раздражителям в зависимости от получае­мой информации, требуют от человека исключительного внимания к получаемым сигналам.

Человек должен быстро ориентироваться в сложной производственной обстановке, обеспечивать постоянный контроль и самоконтроль за действиями системы и поступаю­щими сигналами. Все это требует повышенного внимания к безопасности человека в производственных условиях, производственной экологии - этими вопросами занимается ох­рана труда.

Человек может находиться в чрезвычайных обстоятельствах мирного времени (бедствия, аварии, катастрофы) и военного времени. Защитой человека и объектов в этих усло­виях занимается гражданская оборона.

Человек проявляет свою активность в течение всей своей жизни и в различных видах деятельности, условиях обитания.

Безопасность имеет прямое отношение ко всем людям.

Безопасность - это цель, а безопасность жизнедеятельности это средства, пути и методы ее достижения.

БЖД - это научная дисциплина, изучающая опасность и защиту от нее.

Цель БЖД - это достижение безопасности человека в среде обитания. Безопасность человека определяется отсутствием производственных и непроизводственных аварий, стихийных и других природных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, вызывающих заболевания человека и снижающих его работоспособность.

Труд, природная среда, общая культура субъектов как элемент среды обитания человека в отдельности являются объектом исследования многих естественных и обществен­ных наук: политэкономии, философии, гигиены труда, эргономики, социологии, инженерной психологии и др. Отличаются эти науки друг от друга предметом изучения, целью и задачами.

Свои предметы изучения имеет и БЖД. К ним модно отнести физиологические и психологические возможности человека с точки зрения БЖД, формирование безопасных усло­вий и оптимизации их и т.д.

Задачи, решаемые БЖД:

1.Идентификация опасностей, т.е. распознавание образа, количественных характеристик и координат опасности.

2.Защита от опасностей.

3.Ликвидация опасностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: