Понятие, структура, функции политической культуры

Политическое сознание

Политическое сознание и политическая культура

Политическая модернизация

Политическая модернизация – это изменение политической системы, которое предполагает повышение участия граждан в политическом процессе.

ü Разделение властей;

ü Многопартийность;

ü Формирование новых политических институтов;

ü Демократизация политического сознания, системы и общества.

Процесс должен контролироваться элитой.


Типы модернизационных элит:

1.

Негативно относятся к либерализму
Традиционная;

2. Авторитарная;

3. Леворадикальная;

4. Либеральная.

2 подхода к преобразованиям:

1. Либеральный (Даль, Алмонд). Главное насколько население участвует в представительной демократии, насколько открыты элиты. Отрицательно относятся к авторитаризму.

a. Может быть демократизация общества;

b. При росте конкуренции элит и низкой активности людей складываются предпосылки к авторитарному режиму, замедление преобразований;

c. Если массы очень активны, а соревнование элит небольшое, то это ведет к замедлению преобразованиям, провоцирует диктатуру. Массам нужен поводырь!

2. Консервативный (Хантингтон). Конфликт между участием населения и тем насколько есть структуры для выражения их интересов. Нет нужных институтов. Модернизированность общества связана не столько с уровнем демократизации, сколько с организованностью институтов. Авторитарный режим может обеспечить переход к рынку и национальному единству. Они видят потенциальный режим.

a. Компетенция;

b. Выделение этапов реформ;

c. Точный выбор применения реформ.

Надо укрепить стабильность и авторитарный режим возможен, если он обеспечивает экономический рост. Переход к демократии должен идти постепенно. Главное для элиты – обеспечить равновесие между изменениями.


Выделил 3 волны демократизации:

1. Начало 19 века и до окончания Первой Мировой войны(1918 год) 1801-1918 гг.;

2. Началась послеВторой Мировой войны и до середины 60-х годов 20 века 1945-1965 гг.;

3. 1974 (падение режима Салазара в Португалии) 1974-по сей день.

1972 год – 40 демократических стран в мире;

1992 год –72 демократических стран в мире.

Термин «политическая культура» введен в 50-е годы 20 века Алмондом (или Гердером в 18 веке). Разработка политической культуры принадлежит Алмонду, Вербе. Это было связано с освобождением колоний от метрополий.

В 1963 году вышла книга Алмонда и Вербы «Гражданская культура». В ней была изложена концепция политической культуры. Они исследовали отношение людей к своей системе: США, Мексика, Германия, Италия, Англия. Алмонд выделил 2 уровня политической системы:

1. Институциональный. Есть институты: Парламент, Правительство;

2. Ориентационный. Ориентации населения:

a. Познавательные чувства;

b. Эмоциональные чувства. Чувства людей к тем, кто осуществляет власть: доверие, презрение

c. Оценочные чувства. Опираются на ценности и стандарты.

Эти три компонента = политическая культура по Алмонду.

Политическая культура – это совокупность типичных для конкретных стран форм поведения людей в публичной сфере.

Отношение к государству:

Ø Патерналистское. Государство рассматривается людьми как отец. У нас патерналистское отношение к государству;

Ø Партнерское.

Функции политической культуры:

1. Идентификация. У нас есть потребность в принадлежности к группе, обществу. Через культуру мы себя идентифицируем;

2. Ориентация. Понимание собственных возможностей приреализации прав и свобод;

3. Адаптация. Приспособление к меняющейся среде;

4. Социализация. Становление человека как гражданина;

5. Интеграция. Мы интегрируемся с другими;

6. Коммуникация. Взаимодействие людей на базе общепринятых норм.

Общая политическая культура – это нормы, которые разделяются большинством людей.

Политические субкультуры: молодежные, элитарные, религиозные и т. д.

Правовая культура – обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и, в целом, в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Правовой менталитет
исторически сложившиеся специфические, наиболее типичные и устойчивые для определенной социальной или национально-этнической общности, системы мировоззренческих представлений, оценок и реакций на объекты государственно-правовой действительности
Правовой идеализм
Правовой нигилизм
Правовое сознание
Правовые действия
Правовое воспитание
целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций в сфере права


отношение к праву, построенное на преувеличении ценности права, и его возможностей в сфере регулирования общественных отношений
отрицание сущностных ценностей права; распространенность установок, навыков, привычек, и стереотипов противоправного поведения; сознательная правовая пассивность


взаимно подпитывают друг друга, поэтому важное значение в государстве, провозглашающем правовые ценности, является разработка и реализация мер по преодолению как идеализма, так и нигилизма в сфере отношения к праву


Классификация правовой культуры:

В зависимости от количества субъектов: В зависимости от качественного уровня, глубины знания права:
ü индивидуальная ü групповая ü общественная ü обыденная ü профессиональная ü научно-теоритическая

Функции правовой культуры:

Праворегулятивная Познавательно-преобразовательная функция Правосоциализаторская Коммуниикативная Прогностическая
непрерывный процесс приведения реального поведения личности, коллективов, государственных и общественных институтов в соответствии с действующими нормами права, которые утверждают справедливость, служат на благо человека и общества связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личностных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. призвана контролировать и консолидировать социально неоднородное общество, так как пока законы отвечают в определенной степени общим интересам, общество воспринимает их позитивно. обеспечивает общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечивает правомерное поведение граждан, их социальную активность, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: