Политическое сознание
Политическое сознание и политическая культура
Политическая модернизация
Политическая модернизация – это изменение политической системы, которое предполагает повышение участия граждан в политическом процессе.
ü Разделение властей;
ü Многопартийность;
ü Формирование новых политических институтов;
ü Демократизация политического сознания, системы и общества.
Процесс должен контролироваться элитой.
Типы модернизационных элит:
1.
Негативно относятся к либерализму |
2. Авторитарная;
3. Леворадикальная;
4. Либеральная.
2 подхода к преобразованиям:
1. Либеральный (Даль, Алмонд). Главное насколько население участвует в представительной демократии, насколько открыты элиты. Отрицательно относятся к авторитаризму.
a. Может быть демократизация общества;
b. При росте конкуренции элит и низкой активности людей складываются предпосылки к авторитарному режиму, замедление преобразований;
c. Если массы очень активны, а соревнование элит небольшое, то это ведет к замедлению преобразованиям, провоцирует диктатуру. Массам нужен поводырь!
|
|
2. Консервативный (Хантингтон). Конфликт между участием населения и тем насколько есть структуры для выражения их интересов. Нет нужных институтов. Модернизированность общества связана не столько с уровнем демократизации, сколько с организованностью институтов. Авторитарный режим может обеспечить переход к рынку и национальному единству. Они видят потенциальный режим.
a. Компетенция;
b. Выделение этапов реформ;
c. Точный выбор применения реформ.
Надо укрепить стабильность и авторитарный режим возможен, если он обеспечивает экономический рост. Переход к демократии должен идти постепенно. Главное для элиты – обеспечить равновесие между изменениями.
Выделил 3 волны демократизации:
1. Начало 19 века и до окончания Первой Мировой войны(1918 год) 1801-1918 гг.;
2. Началась послеВторой Мировой войны и до середины 60-х годов 20 века 1945-1965 гг.;
3. 1974 (падение режима Салазара в Португалии) 1974-по сей день.
1972 год – 40 демократических стран в мире;
1992 год –72 демократических стран в мире.
Термин «политическая культура» введен в 50-е годы 20 века Алмондом (или Гердером в 18 веке). Разработка политической культуры принадлежит Алмонду, Вербе. Это было связано с освобождением колоний от метрополий.
В 1963 году вышла книга Алмонда и Вербы «Гражданская культура». В ней была изложена концепция политической культуры. Они исследовали отношение людей к своей системе: США, Мексика, Германия, Италия, Англия. Алмонд выделил 2 уровня политической системы:
1. Институциональный. Есть институты: Парламент, Правительство;
|
|
2. Ориентационный. Ориентации населения:
a. Познавательные чувства;
b. Эмоциональные чувства. Чувства людей к тем, кто осуществляет власть: доверие, презрение
c. Оценочные чувства. Опираются на ценности и стандарты.
Эти три компонента = политическая культура по Алмонду.
Политическая культура – это совокупность типичных для конкретных стран форм поведения людей в публичной сфере.
Отношение к государству:
Ø Патерналистское. Государство рассматривается людьми как отец. У нас патерналистское отношение к государству;
Ø Партнерское.
Функции политической культуры:
1. Идентификация. У нас есть потребность в принадлежности к группе, обществу. Через культуру мы себя идентифицируем;
2. Ориентация. Понимание собственных возможностей приреализации прав и свобод;
3. Адаптация. Приспособление к меняющейся среде;
4. Социализация. Становление человека как гражданина;
5. Интеграция. Мы интегрируемся с другими;
6. Коммуникация. Взаимодействие людей на базе общепринятых норм.
Общая политическая культура – это нормы, которые разделяются большинством людей.
Политические субкультуры: молодежные, элитарные, религиозные и т. д.
Правовая культура – обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и, в целом, в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.
Правовой менталитет |
исторически сложившиеся специфические, наиболее типичные и устойчивые для определенной социальной или национально-этнической общности, системы мировоззренческих представлений, оценок и реакций на объекты государственно-правовой действительности |
Правовой идеализм |
Правовой нигилизм |
Правовое сознание |
Правовые действия |
Правовое воспитание |
целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций в сфере права |
отношение к праву, построенное на преувеличении ценности права, и его возможностей в сфере регулирования общественных отношений |
отрицание сущностных ценностей права; распространенность установок, навыков, привычек, и стереотипов противоправного поведения; сознательная правовая пассивность |
взаимно подпитывают друг друга, поэтому важное значение в государстве, провозглашающем правовые ценности, является разработка и реализация мер по преодолению как идеализма, так и нигилизма в сфере отношения к праву |
Классификация правовой культуры:
В зависимости от количества субъектов: | В зависимости от качественного уровня, глубины знания права: |
ü индивидуальная ü групповая ü общественная | ü обыденная ü профессиональная ü научно-теоритическая |
Функции правовой культуры:
Праворегулятивная | Познавательно-преобразовательная функция | Правосоциализаторская | Коммуниикативная | Прогностическая |
непрерывный процесс приведения реального поведения личности, коллективов, государственных и общественных институтов в соответствии с действующими нормами права, которые утверждают справедливость, служат на благо человека и общества | связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личностных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. | призвана контролировать и консолидировать социально неоднородное общество, так как пока законы отвечают в определенной степени общим интересам, общество воспринимает их позитивно. | обеспечивает общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него | охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечивает правомерное поведение граждан, их социальную активность, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы |
|
|