В чем основное философское значение психоанализа?
Что нового внес в психоанализ Юнг?
Каковы основные характеристики двух моделей поведения по Фромму?
Каково соотношение опыта и веры в теории познания XX века?
9. Каковы основные исходные предпосылки и выводы прагматизма?
10. В чем проявился скептицизм в философии XXвека?
1 Дон-Аминадо. Парадоксы жизни. М., 1991, с. 284.
254
ЛИТЕРАТУРА
Хайдеггер M. Время и бытие. М., 1993.
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.
Камю А. Бунтующий человек. М., 1991. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. Проблема человека в западной философии. М., 1988. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.
Глава 12.
СОБОРНОСТЬ И БЛАГОДАТЬ. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
На вопрос: что делает философия? -
мы имеем право ответить:
она делает человека вполне человеком.
B.C. Соловьев
|
|
ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Философия каждого народа определяется рядом обстоятельств, среди которых немаловажное значение имеет национальный характер. Мы это отмечали на примере Индии, Китая, Греции, Рима, европейских и мусульманских народов. Не составляет исключения и Россия. В России, в отличие от Греции или Германии, философия никогда не была главенствующей отраслью культуры, поэтому ее развитие шло в русле задач, поставленных другими отраслями. В средние века в Европе философия была служанкой религии, и то же самое было в России в течение продолжительного времени с самого возникновения русской философии и до XIX века. Большая продолжительность этого периода связана с тем, что если в Европе после эпохи Возрождения главной отраслью культуры стала наука, и философия обратилась к решению гносеологических проблем, то в России этого не произошло – наука в России получила развитие только в послепетровское время, а точнее во второй половине XVIII века. Соответственно, философия познания возникла позднее, чем в Европе. Русская философия сохранила преимущественно религиозный характер до начала XX в., когда это направление было наряду с другими разгромлено пришедшими к власти большевиками, а виднейшие русские философы – Бердяев, Булгаков и другие – были высланы из России (что не помешало им развивать религиозную философию в эмиграции) или репрессированы, как Флоренский.
Второй особенностью русской философии была ее нацеленность на проблемы этики, что отнюдь не противоречило ее преимущественно религиозному характеру. Это заметно уже в первом религиозно-философском произведении «Слово о законе и благодати», и осталось тогда, когда после церковного раскола религиозная
|
|
256
направленность философии стала ослабевать. В этом смысле для русской философии характерно то же, что и для русской литературы, которая также отличалась своей этической направленностью, и вообще для русской культуры и интеллигенции в целом.
Третьей особенностью русской философии был ее акцент на социальную проблематику. Это проявилось со времени зарождения идеи Москвы как Третьего Рима, с которой связывают формирование русской идеи как таковой. Ориентация на социальные проблемы способствовала тому, что после разгрома большевиками русской религиозной философии философия из служанки богословия в СССР стала служанкой идеологии и осталась таковой до 1991 года. Советский этап можно назвать вторым этапом развития русской философии, из которого ныне она перешла в третий, не получивший пока четких очертаний.