В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки Профессиональное обучение (по отраслям) в программе данного модуля предусмотрено использование в учебном процессе образовательные технологии: лекции,практические занятия, самостоятельная работа студентов, рефераты, эссе.
При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 30 % аудиторных занятий. Эти технологии в сочетании с внеаудиторной работой решают задачи формирования и развития профессиональных умений и навыков обучающихся, как основы профессиональных компетенций.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
В ходе текущей аттестации оцениваются результаты освоения магистрантами дисциплины «Методика и техника педагогических исследований». Для этого используются следующие устные и письменные формы аттестации:
· контрольные работы;
· тренировочные задания;
· тестирование;
· терминологические диктанты;
· сравнительный анализ педагогической терминологии в русском и английском языках;
· анализ учебно-программной документации;
· подготовка эссе;
· выступления с докладами и научными сообщениями;
· реферирование научных публикаций;
Итоговая аттестация студентов по дисциплине «Методика и техника педагогических исследований» – это экзамен, который может быть проведен по билетам и в форме теста. Возможна организация зачета в нетрадиционной форме, позволяющей студенту проявить знания и умения применения содержания курса, а преподавателю – выявить и оценить умения студента. Нетрадиционные формы проведения экзамена предполагают демонстрацию студентом умения вести диалог, участвовать в дискуссии по проблемам применения различных методов исследования профессионального образования.
Использование балльно-рейтинговой системы оценки достижений студента позволяют оценить индивидуальную динамику формирования профессиональной компетентности магистра.
Рейтинговая система контроля по дисциплине
«Методика и техника педагогических исследований»
Для получения экзамена по дисциплине «Методика и техника педагогических исследований» студент должен набрать 100 – 120 баллов. В том числе за 100% выполнение одного вида работ:
· контрольные работы – 20 баллов;
· тренировочные задания – 10 баллов;
· тестирование – 0,1 балла за один тест:
· терминологические диктанты – 5 баллов;
· сравнительный анализ педагогической терминологии в русском и английском языках – 2 балла за один термин;
· анализ учебно-программной документации – 20 баллов;
· подготовка эссе – 20 баллов;
· выступления с докладами и научными сообщениями на научных конференциях – 50 баллов;
· реферирование научных публикаций – 20 баллов;
· статья, публикация в реферируемых журналах – 120.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям
Практические занятия – важная форма организации учебного процесса, необходимая при изучении дисциплины «Методика и техника педагогических исследований». Они способствуют закреплению и углублению знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельной работы над литературными и нормативными источниками, развивает самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. В ходе практических занятий вырабатываются необходимые будущему педагогу профессиональной школы навыки публичных выступлений, логики доказывания, культуры речи. Кроме того, они являются средством контроля преподавателей за самостоятельной работой студентов.
Тема 1. Предмет и задачи дисциплины. Методологическая обоснованность педагогических исследований как научная проблема.
1. Каковы цель, задачи, содержание и формы работы по дисциплине «Методология и методы педагогических исследований»?
2. Обоснуйте связь «Методологии и методов педагогических исследований» с другими дисциплинами.
3. В чем заключается сущность и структура дисциплины?
4. Определите методологические основы педагогического исследования.
5. Охарактеризуйте методологию как наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса.
Тема 2. Тезаурус дисциплины «Методы и техники педагогических исследований»
1. Определите понятие «актуальность исследования».
2. Дайте определение понятию «противоречия исследования».
3. Определите понятие «проблема исследования».
4. В чем заключаются обязательные требования к теме исследования.
5. Что такое объект исследования?
6. В чем заключается специфика предмета исследования?
7.Дайте определение понятию «цель исследования»
8. В чем заключаются задачи исследования?
9. Назовите обязательные требования к гипотезе исследования.
10. Какова необходимая и достаточная совокупность исследовательских методов, средств и способов, необходимых для решения задач исследования?
11. В чем заключается специфика научной новизны, теоретической и практической значимости для науки и практики и защищаемых положений.
Тема 3. Педагогическая наука и научный поиск
1. Основные признаки и функции педагогики как науки.
2. Охарактеризуйте уровни методологического знания (по Э.Г. Юдину): философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.
3. Обоснуйте основные методологические принципы педагогического исследования: единства теории и практики, принцип творческого, конкретно-исторического подхода к исследуемой проблеме; объективности, всесторонности, единства исторического и логического, принцип системности