Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины (модуля) | Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем) | Самостоятельная работа обучающегося |
Занятия лекционного типа, часы | Выполнение домашних заданий, часы | |
Тема 1. «Знать или уметь»: цели, задачи, позиции, смыслы педагогической активности. Значение позиции исследователя/преподавателя. | 4 | 10 |
Тема 2. Культурный контекст. Парадигмы управления. Социальный запрос. Модели взаимодействия Учитель-Ученик. Задачи: репродуктивные и творческие | 4 | 10 |
Тема 3. Процесс обучения как целостная система, составляющие его компоненты и их взаимоотношение. Основные закономерности обучения и их значение. Принципы обучения и их приложение в практике образования. | 4 | 8 |
Тема 4.. Характеристика субъектов учебной деятельности. Индивидуально-типологические особенности субъектов образовательного процесса | 4 | 8 |
Тема 5.. Групповые формы активности. Типы совместно-распределенной деятельности. Ролевое распределение | 4 | 10 |
Тема 6. Роль нормативно-ценностной регуляции в структуре регуляции деятельности человека. Проблемные звенья. | 4 | 8 |
Тема 7. Психологический анализ учебной деятельности | 4 | 10 |
Тема 8. Освоение организационных действий (планирование, контроль, оценка) как условие обеспечения самостоятельности. | 4 | 8 |
Промежуточная аттестация (зачёт) | ||
Итого: | 36 | 72 |
Образовательные технологии
|
|
Кроме очных лекций используется самостоятельная работа и контрольные задачи. При осуществлении образовательного процесса по дисциплине используются следующие информационно-телекоммуникационные технологии:
- персональный компьютер (или ноутбук) с необходимым программным обеспечением для работы устройства, а также для демонстрации презентаций MS PowerPoint и просмотра видеороликов Windows Media Player;
- доступ к удаленным базам данных через Интернет.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов
Виды самостоятельной работы: в домашних условиях, в читальном зале библиотеки.
Задание к занятию №1
Тема: Цели, задачи, объект, предмет педагогической психологии.
1. Сравнить позиции:
Н.Ф.Талызина «Педагогическая психология» Учебное пособие для студентов. М.:Издательский центр «Академия», 1998г-288с.
Т.В.Габай, «Педагогическая психология» Учеб.пособие- М., Академия, 2003- 240с.
И.А.Зимняя «Педагогическая психология» Учебник для вузов Изд.2-е, - М.:Логос-384с.
С.Д.Смирнов «педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.-3изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 400с.
|
|
+ еще два источника
2. История педагогики древнего, средневекового мира, нового времени. Специфика современного образования.
Литература:
1.А.Н.Джуринский. История педагогики древнего и средневекового мира. М.: Издательство Совершенство», 1999-224с.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие. СПб:Питер, 2006 -304с
3. Пидкасистый, П.И. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 724 с.- Глава 1.
Задание к занятию №2
Тема Общая характеристика психологии как науки. Педагогика.
Литература:
1. Ю.Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию. Лекция 1.
2. В.В.Нуркова, Н.Б.Березанская. Психология. Глава 1.
3. Е.Е.Соколова с комментарием по курсу «Введение в психологию».Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия:Смысл, 1995-653с.Т
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие. СПб:Питер, 2006 -304с
Задание к занятию № 3
Тема: Регулятивные процессы психики – мотивация, эмоции и воля
Понятие мотивации, потребности и цели человеческой деятельности. Развитие мотивации в отногенезе, механизм «сдвига мотива на цель». Иерархия мотивов. Общая характеристика эмоций и их функций. Характеристика волевых процессов и их механизмы.
Литература
1. В.В.Нуркова, Н.Б.Березанская. Психология. Глава 4-6.
2.Джеймс У. Беседы с учителями о психологии- М.Изд-во «Совершенство», 1998 -160с.
3. Иванников В.А.Основы психологии. Курс лекций, СПб.: Питер, 2010-336с.
4. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб.Питер.2006-208с.
Задание к занятию №4
Тема: Когнитивные процессы психики – мышление, внимание, память
Память как высшая психическая функция. Виды памяти, закономерности функционирования. Общая характеристика мышления как психического процессе и его видов. Внимание, его виды и функции, закономерности функционирования.
Литература
1.В.В.Нуркова, Н.Б.Березанская. Психология. Глава 8-9.
2.Джеймс У. Беседы с учителями о психологии- М.Изд-во «Совершенство», 1998 -160с.
3. Ю.Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию.
Задание к занятию № 5
Тема: Дидактика как педагогическая теория обучения - закономерности и принципы обучения
Процесс обучения как целостная система, составляющие его компоненты и их взаимоотношение. Основные закономерности обучения и их значение. Принципы обучения и их приложение в практике образования.
Литература
1. Пидкасистый, П.И. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 724 с.
2. Такман В.Б. Педагогическая психология: от теории к практике. Пер. с англ.- М.:ОАО Издательская группа «Прогресс», 2002 – 572стр
Задание к занятию №6
Тема Методы, средства и формы обучения. Функции и формы контроля в обучении.
Понятие о методах обучения, классификации методов обучения и их применение на практике. Средства обучения – идеальные и материальные, их роль в учебном процессе. Разнообразие форм обучения, их возможности и ограничения. Функции и формы контроля
Литература
1. Пидкасистый, П.И. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 724 с.
Задание к занятию №7.