Содержание дисциплины

Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины (модуля)

Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем) Самостоятельная работа обучающегося
Занятия лекционного типа, часы Выполнение домашних заданий, часы
Тема 1. «Знать или уметь»: цели, задачи, позиции, смыслы педагогической активности. Значение позиции исследователя/преподавателя. 4 10
Тема 2. Культурный контекст. Парадигмы управления. Социальный запрос. Модели взаимодействия Учитель-Ученик. Задачи: репродуктивные и творческие 4 10
Тема 3. Процесс обучения как целостная система, составляющие его компоненты и их взаимоотношение.  Основные закономерности обучения и их значение. Принципы обучения и их приложение в практике образования.   4 8
Тема 4.. Характеристика субъектов учебной деятельности. Индивидуально-типологические особенности субъектов образовательного процесса   4 8
Тема 5.. Групповые формы активности. Типы совместно-распределенной деятельности. Ролевое распределение   4 10
Тема 6. Роль нормативно-ценностной регуляции в структуре регуляции деятельности человека. Проблемные звенья. 4 8
Тема 7. Психологический анализ учебной деятельности 4 10
Тема 8.  Освоение организационных действий (планирование, контроль, оценка)  как условие обеспечения самостоятельности. 4 8
Промежуточная аттестация (зачёт)    
Итого: 36 72

Образовательные технологии

Кроме очных лекций используется самостоятельная работа и контрольные задачи. При осуществлении образовательного процесса по дисциплине используются следующие информационно-телекоммуникационные технологии:

  • персональный компьютер (или ноутбук) с необходимым программным обеспечением для работы устройства, а также для демонстрации презентаций MS PowerPoint и просмотра видеороликов Windows Media Player;
  • доступ к удаленным базам данных через Интернет.

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов

Виды самостоятельной работы: в домашних условиях, в читальном зале библиотеки.

Задание к занятию №1

Тема: Цели, задачи, объект, предмет педагогической психологии.

1. Сравнить позиции:

Н.Ф.Талызина «Педагогическая психология» Учебное пособие для студентов. М.:Издательский центр «Академия», 1998г-288с.

Т.В.Габай, «Педагогическая психология» Учеб.пособие- М., Академия, 2003- 240с.

И.А.Зимняя «Педагогическая психология» Учебник для вузов Изд.2-е, - М.:Логос-384с.

С.Д.Смирнов «педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.-3изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 400с.

+ еще два источника

2. История педагогики древнего, средневекового мира, нового времени. Специфика современного образования.

Литература:

1.А.Н.Джуринский. История педагогики древнего и средневекового мира. М.: Издательство Совершенство», 1999-224с.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие. СПб:Питер, 2006 -304с

3. Пидкасистый, П.И. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 724 с.- Глава 1.

 

Задание к занятию №2

Тема  Общая характеристика психологии как науки.  Педагогика.

Литература:

1. Ю.Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию. Лекция 1.

2. В.В.Нуркова, Н.Б.Березанская. Психология. Глава 1.

3. Е.Е.Соколова с комментарием по курсу «Введение в психологию».Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия:Смысл, 1995-653с.Т

4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие. СПб:Питер, 2006 -304с

 

Задание к занятию № 3

Тема: Регулятивные процессы психики – мотивация, эмоции и воля                    

Понятие  мотивации, потребности и цели человеческой деятельности. Развитие мотивации в отногенезе, механизм «сдвига мотива на цель».  Иерархия мотивов. Общая характеристика эмоций и их функций. Характеристика волевых процессов и их механизмы.

       Литература

1. В.В.Нуркова, Н.Б.Березанская. Психология. Глава 4-6.

2.Джеймс У. Беседы с учителями о психологии- М.Изд-во «Совершенство», 1998 -160с.

3. Иванников В.А.Основы психологии. Курс лекций, СПб.: Питер, 2010-336с.

4. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб.Питер.2006-208с.

 

Задание к занятию №4

Тема: Когнитивные процессы психики – мышление, внимание, память

Память как высшая психическая функция. Виды памяти, закономерности функционирования. Общая характеристика мышления как психического процессе и его видов. Внимание, его виды и функции, закономерности функционирования.

Литература

1.В.В.Нуркова, Н.Б.Березанская. Психология. Глава 8-9.

2.Джеймс У. Беседы с учителями о психологии- М.Изд-во «Совершенство», 1998 -160с.

3. Ю.Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию.

 

       Задание к занятию № 5

Тема: Дидактика как педагогическая теория обучения - закономерности и принципы обучения

Процесс обучения как целостная система, составляющие его компоненты и их взаимоотношение.  Основные закономерности обучения и их значение. Принципы обучения и их приложение в практике образования.

Литература

1. Пидкасистый, П.И. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 724 с.

 

2. Такман В.Б. Педагогическая психология: от теории к практике. Пер. с англ.- М.:ОАО Издательская группа «Прогресс», 2002 – 572стр

 

 

Задание к занятию №6

Тема  Методы, средства и формы обучения. Функции и формы контроля в обучении.

Понятие о методах обучения, классификации методов обучения и их применение на практике. Средства обучения – идеальные и материальные, их роль в учебном процессе. Разнообразие форм обучения, их возможности и ограничения. Функции и формы контроля

Литература

1. Пидкасистый, П.И. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 724 с.

 

Задание к занятию №7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: