Глава 1. Генезис, юридическая природа и понятие 1 страница

ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

 

МОНОГРАФИЯ

 

Ю.Н. АНДРЕЕВ

 

Светлой памяти моего Учителя,

прекрасного Человека и выдающегося Ученого

Михаила Ивановича Козыря посвящается

 

Сведения об авторе

 

Юрий Николаевич Андреев - доктор юридических наук, профессор Центрального филиала (г. Воронеж) Российской академии правосудия, судья Воронежского областного суда, лауреат Всероссийского конкурса "Лучшая научная книга 2005 года" в номинации "Юриспруденция", лауреат премии администрации Воронежской области по итогам регионального конкурса 2006 года за научную монографию "Участие государства в гражданско-правовых отношениях".

 

§ 3 гл. II написан в соавторстве с О.И. Дерюшевой;

§ 1 гл. III написан в соавторстве с В.Н. Ландаковым.

 

Введение

 

Собственность (dominium, proprietas) и право собственности имеют решающее для всего человечества социальное, экономическое, политическое, правовое, социально-психологическое и нравственно-этическое значение. Собственность является источником имущественного и душевного благосостояния человека, позволяет наделять каждого индивида определенным имуществом, материальными благами, удовлетворять его насущные имущественные и личные неимущественные потребности. Собственность - это экономическая и политическая основа цивилизованного общества и государства, институтов политической власти и демократии, гарантия достойного существования человека <1>.

--------------------------------

<1> "Все политические революции можно рассматривать как процесс перераспределения прав собственности, выходящей за конституционные рамки предшествовавшей социальной организации" (Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. М., 1999. С. 49).

 

Собственность способствует упрочению стабильности в обществе, ограничению власти государства, является действенным средством создания национального и личного богатства, предоставляет каждому плоды своего труда, поддерживает в человеке чувство собственного достоинства и самоуважения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Пайпс Р. Собственность и свобода: рассказ о том, как из века в век частная собственность способствовала внедрению в общественную жизнь свободы и власти закона / Пер. с англ. М., 2000. С. 18, 19.

 

Собственность является своего рода продолжением и воплощением личности в вещи, рефлексией собственности в материальном мире <1>. По утверждению В.С. Соловьева, "собственность есть идеальное продолжение личности в вещах, или ее перенесение на вещи" <2>. Собственность, как и личность, индивидуальна и служит личности. Чем выше степень индивидуальности собственности, тем свободней и ярче индивидуальность самой личности <3>.

--------------------------------

<1> См.: Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. 5-е изд. М., 2010. С. 165.

<2> Соловьев В.С. Оправдание добра: Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 432.

<3> См.: Камышанский В.П. Право собственности: пределы и ограничения. М., 2000. С. 11.

 

Н.А. Бердяев видел в собственности духовное, а не материальное начало, так как собственность предполагает не только потребление материальных благ, но и более устойчивую и преемственную духовную жизнь личности в семье и роде. Начало собственности связано с природой личности, ее внутренним правом совершать акты, преодолевающие быстротечное время. Собственность родилась в борьбе человеческой личности со стихийными силами природы. Свободный дух человека налагает свою волю на стихийную природу, и от этого акта рождаются неотъемлемые права и обязанности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Бердяев Н.А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии // Исупов К., Савкин И. Русская философия собственности (XVII - XX вв.). СПб., 1993. С. 303, 304.

 

Право собственности тесно связано со свободой личности. Лишь в собственности лицо выступает как разум, собственность есть цивилизованная почва для свободы и права. Где нет собственности, там невозможны свободы и право <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гегель Г.В.Ф. Философия права. Введение. М., 1990. С. 100.

 

"Развитие человеческих обществ в силу непреложного закона ведет к свободе, следовательно, и к частной собственности" <1>.

--------------------------------

<1> Чичерин Б. Собственность и государство. М., 1882. Ч. 1. С. 449.

 

"Вне права собственности невозможны свободное сотрудничество людей, совместная свобода людей, свободное нравственное строительство жизни. Вне права собственности существует лишь абсолютный деспотизм тех, кто фактически - несмотря на юридическую отмену собственности - распоряжается источниками материальных благ, над абсолютно порабощенной массой людей, лишенных собственности" <1>. Свобода собственности необходима для всех нас. Этой свободой мы живем. Вся наша общественная и нравственная свобода, которой мы обладаем как личности, ценнейшее правовое благо, которое мы все имеем, возможна для нас только благодаря частной собственности. В нашем частном праве заключается magna charta нашей публичной свободы <2>.

--------------------------------

<1> Франк С. Л. Собственность и социализм // Исупов К., Савкин И. Русская философия собственности (XVII - XX вв.). С. 318.

<2> См.: Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В.А. Белова. М., 2008. С. 481.

 

Еще в 1789 г. Национальное собрание Франции провозгласило собственность в Декларации прав человека и гражданина как неприкосновенное и священное право личности, которого никто не может быть лишен, за исключением случаев, предусмотренных законом при условии справедливого и предварительного возмещения (ст. 17) <1>. В дальнейшем названная Декларация стала частью Конституции Французской Республики 1958 г. <2>.

--------------------------------

<1> См.: Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности / Пер. с фр. М., 1993. С. 232; Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 1998. С. 34.

<2> См.: Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия: Учеб. пособие / Сост. В.В. Маклаков. М., 2010. С. 79.

 

Большинство современных государств признают право собственности граждан конституционным правом каждого гражданина. Так, согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 35 Конституции РФ "каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения" <1>.

--------------------------------

<1> Нормы Конституции РФ соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права, содержащимся во Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 г.: "Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. Никто не может быть произвольно лишен своего имущества" (Международные акты о правах человека. С. 41).

Согласно Протоколу от 20 марта 1952 г. N 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. "каждое физическое или юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества кроме как в интересах общества на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права" (цит. по: Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1998. С. 407).

 

Право собственности является неотчуждаемым, естественным правом всякой личности. По выражению И.А. Ильина, "человеку необходимо вкладывать свою жизнь в жизнь вещей: это неизбежно от природы и драгоценно в духовном отношении. Поэтому это есть естественное право человека, которое и должно ограждаться законами, правопорядком и государственной властью. Именно в этом состоит право частной собственности... Для того чтобы жить, человек должен заниматься вещами, приспособлять их к своим потребностям, посвящать им свое время, отдавать им свой труд (телесно-мускульный, нервно-душевный и созерцательно-духовный), совершенствовать их, вкладывать в них себя и свои ценности; как бы "облекаться" в них, - словом, превращать их в объективное выражение и продолжение собственной личности" <1>. Ученый утверждал, что частная собственность соответствует тому индивидуальному способу бытия, который дан человеку от природы. Она идет навстречу инстинктивной и духовной жизни человека, удовлетворяя его естественное право на самодеятельность и самостоятельность. Частная собственность вызывает в человеке побуждения и духовные мотивы для напряженного труда, развивает хозяйственную инициативу и предприимчивость, придает собственнику чувство уверенности, прививает любовь к земле, своей родине и семье, раскрывает его творческие возможности (таланты), воспитывает чувства должного правосознания ("мое", "твое"), уважение чужих правомочий, хозяйственную солидарность. Иметь частную собственность и вследствие этого хозяйственную самостоятельность есть великое благо. Помимо прочего, собственность обязывает к творческому использованию всех ее возможностей, несению больших общественных тягот и государственных повинностей.

--------------------------------

<1> Ильин И.А. О частной собственности // Исупов К., Савкин И. Русская философия собственности (XVII - XX вв.). С. 126.

 

Право собственности является правовой составляющей собственности, ее формой, способом реализации, осуществления, ибо без правового сопровождения теряются основы, смысл существования самой собственности, возможности ее защиты. Полное обладание вещами и сама власть над вещами нуждаются в поддержке со стороны государства и всего общества. Благодаря праву собственности государство и общество признают факт принадлежности того или иного имущества (вещи) за тем или иным субъектом права, обеспечивают присвоенность вещного объекта, публично и гласно закрепляют за последним соответствующие юридические права и возможности, принуждают третьих лиц уважать права собственника, вести себя достойным образом по отношению к имуществу собственника, позволяют собственнику наиболее полным образом и исключительно господствовать над своей вещью, пользоваться и распоряжаться ею как своей, обращаться к государственной защите в случае нарушения его имущественных прав и законных интересов.

Совокупность правовых норм в сфере имущественных (собственнических) отношений формирует право собственности в объективном виде, а предоставление каждому субъекту права (собственнику) обеспеченной законом возможности (меры возможного поведения) владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению в своем интересе путем совершения в отношении этого имущества любых не противоречащих закону действий, возможности требовать должного поведения от других лиц и устранения незаконного вмешательства со стороны других в сферу его хозяйского господства, прибегать в необходимых случаях к юридической защите (ст. ст. 1, 12, 209 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)) создает субъективное вещное (гражданское) право собственника. Право собственности - наиболее широкое по содержанию вещное право, предоставляющее собственнику возможность определять состав и направление использования принадлежащего ему имущества, своих имущественных прав.

Право собственности неотделимо от основных (конституционных) прав человека и гражданина и, по существу, является определяющим в системе конституционных социально-экономических, политических и личных прав человека и гражданина <1>. Конституционное право собственности примыкает к социально-экономическому блоку конституционного статуса личности, закрепленному конституционными нормами: правам на частную собственность; свободному использованию своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности; свободному распоряжению своими способностями к труду; выбору рода деятельности, профессии; социальному обеспечению; охране здоровья и медицинской помощи и т.д. <2>.

--------------------------------

<1> См.: Ротбард М. Власть и рынок: государство и экономика / Пер. с англ. Б.С. Пинскера; под ред. Г. Сапова. Челябинск, 2010 (сер. "Австрийская школа"). С. 355.

<2> В теории российского конституционного права выделяют следующие группы прав и свобод человека и гражданина: 1) личные права и свободы; 2) политические права и свободы; 3) социально-экономические и культурные права и свободы граждан. См., например: Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2003. С. 140.

 

Право собственности, по существу, межотраслевой институт, включающий конституционно-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и иные нормы публичного характера, а также частноправовые (гражданско-правовые) нормы. Будучи разновидностью вещного права, совокупностью однородных правовых норм, правовым институтом, право собственности относится к важнейшей подотрасли гражданского права - вещному праву.

Собственность органически связана с нормами гражданского права, определяющими правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности, регулирующими договорные и иные обязательства, а также другие имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Именно в гражданском праве человек предстает как "свободное, самостоятельное лицо, присваивающее часть материальных объектов и состоящее в определенных юридических отношениях с другими лицами. В системе этих отношений находится центр человеческой свободы, являющейся результатом взаимодействия свободных воль целого мира бесконечно переплетающихся отношений" <1>. Именно гражданское право предоставляет человеку индивидуальную свободу, возможность использовать свое имущество и способности для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ). Именно в Гражданском кодексе РФ закреплены основные начала (принципы) гражданского законодательства, включая неприкосновенность собственности, недопустимость вмешательства в частные дела, беспрепятственное осуществление гражданских прав, их судебную защиту (п. 1 ст. 1).

--------------------------------

<1> Чичерин Б.Н. Собственность и государство. СПб., 2005. С. 119 - 120.

 

Обосновывая цивилистическую ценность гражданского права, И.А. Покровский писал: "Гражданское право исконно и по самой своей структуре было правом отдельной человеческой личности, сферой ее свободы и самоопределения. Здесь впервые зародилось представление о человеке как субъекте права, т.е. представление о личности как о чем-то юридически самостоятельном и независимом по отношению к государству и его властям" <1>.

--------------------------------

<1> Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 309.

 

Большой вклад в исследование природы собственности и права собственности внесли многие отечественные и зарубежные историки, философы, экономисты, юристы разных исторических эпох, например Л.И. Абалкин, Т.Е. Абова, С.С. Алексеев, В.К. Андреев, Аристотель, А.Б. Бабаев, М.И. Брагинский, С.Н. Братусь, А.В. Венедиктов, В.В. Витрянский, Г.В.Ф. Гегель, Д.М. Генкин, Т. Гоббс, В.В. Гребенников, В.П. Грибанов, Г. Гроций, Н.Д. Егоров, С.А. Зинченко, В.Д. Зорькин, Р. Иеринг, О.С. Иоффе, В.П. Камышанский, И. Кант, М.И. Козырь, О.М. Козырь, О. Конт, С.М. Корнеев, В.И. Ленин, Дж. Локк, К. Маркс, Д.И. Мейер, В.П. Мозолин, В.С. Нерсесянц, М. Ориу, В.П. Павлов, Платон, К.П. Победоносцев, И.А. Покровский, Д. Рикардо, В.Е. Рубаник, Ж.Ж. Руссо, В.А. Рыбаков, А.Я. Рыженков, Ф.К. Савиньи, К.И. Скловский, А. Смит, Е.А. Суханов, В.А. Тархов, Ю.К. Толстой, А. Тьер, А.Ж.Е. Фуйе, А.Е. Черноморец, Г.Ф. Шершеневич, Л.В. Щенникова.

Видное место в исследовании проблем собственности занимают представители русской философской мысли XVI - XX вв.: К.С. и И.С. Аксаковы, Н.Н. Алексеев, Н.А. Бердяев, Иосиф Волоцкий, С.Е. Десницкий, Л.П. Карсавин, Б.А. Кистяковский, Я.П. Козельский, Д.С. Мережковский, П.И. Новгородцев, Феофан Прокопович, Нил Сорский, М.М. Сперанский, П.Б. Струве, А.С. Хомяков, Б.Н. Чичерин и др.

Актуальность представленной работы вызвана насущной необходимостью нового осмысления феномена собственности и права собственности в условиях возрастающих глобальных проблем человечества, проявления отрицательных последствий мирового финансового кризиса, перехода нашей страны от одной системы имущественных отношений к другой.

Как восстановить легитимность права собственности, уважение к собственнику? Как выправить неправовые (несправедливые) перекосы в приватизации отечественного имущества, устранить существенное имущественное расслоение общества, реализовать принципы верховенства права и социальной справедливости в регулировании имущественных отношений, сделать основную массу наших граждан реальными собственниками, создать средний класс в обществе, урегулировать отношения собственности в условиях финансово-экономического кризиса, остановить теневой передел собственности, сбалансировать интересы различных групп собственников, прекратить безудержный вывоз капитала за границу <1>? На эти и другие вопросы можно ответить (с условной долей достоверности), лишь исследовав фундаментальные основы собственности и права собственности с позиции гуманитарно-правовых наук, включая философию, социологию, экономическую теорию и гражданское право.

--------------------------------

<1> См.: Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России. М., 2011. С. 411.

 

Следует по-новому осмыслить и функции права собственности. Регламентируя отношения собственности и, по существу, закрепляя индивидуалистические отношения в обществе, гражданское право призвано осуществить имманентную ему социальную функцию права. Право собственности, с одной стороны, как субъективное вещное право предоставляет субъекту права собственности допустимую свободу (свободу действовать по своему усмотрению и в своем интересе без вмешательства иных лиц), с другой стороны, как институт права собственности ограничивает свободу собственника ради интересов общества и законных прав других лиц.

И.А. Покровский писал, что на более высоком этапе развития общества "самые условия общественной жизни, вся многовековая культура, составляющая атмосферу, в которой живет и дышит каждый отдельный человек современного общества, является продолжением солидарной работы всех" <1>. Еще в 1905 г. К. Реннер доказал наличие у права частной собственности множества социальных функций, включая экономическую, организационную, производственную, распределительную и потребительскую <2>. Л. Дюги утверждал, что "индивидуальная собственность перестает быть правом индивида и становится социальной функцией" <3>. По мнению этого ученого, собственник обязан использовать вещь для удовлетворения не только своих индивидуальных, но и общественных потребностей. Теоретические выводы мыслителя стали достоянием конституционных норм некоторых государств. Так, в ст. 14 Основного закона ФРГ 1949 г. констатируется: "Собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно служить общему благу" <4>. В ст. 7 Конституции Италии 1947 г. частная собственность признается и гарантируется законом, который определяет способы ее приобретения и границы ее действия с целью обеспечить ее социальную функцию и сделать ее доступной для всех. К сожалению, аналогичного правила нет в Конституции РФ и Гражданском кодексе РФ.

--------------------------------

<1> Покровский И.А. Этические основы политики // Полярная звезда. 1906. N 4. С. 33.

<2> См.: Общая теория государства и права: Академ. курс: В 3 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2007. Т. 2: Право. С. 81.

<3> Дюги Л. Общие преобразования гражданского права со времени Кодекса Наполеона. М., 1919. С. 82.

<4> Конституции государств Европейского союза / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 1997. С. 185.

 

Считаем, что выводы юристов-цивилистов о собственности и праве собственности весьма полезны, особенно в период всеобщего перехода к новой системе экономических отношений, попыток преодолеть кризисные явления самого различного характера, и могут быть использованы для дальнейшего совершенствования Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренной решением Совета при Президента РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 октября 2009 г. (Концепция 2009 г.), а также для реформирования Гражданского кодекса РФ.

 

Глава 1. ГЕНЕЗИС, ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ПОНЯТИЕ

ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

 

§ 1. Цивилистическое понимание

собственности и права собственности

 

Собственность - сложнейшее философское, социально-экономическое и правовое явление. "Собственность стара как мир, изучена и описана, и одновременно всегда неожиданно нова и непредсказуема, желанна и плодотворна для новых и новых исследований" <1>.

--------------------------------

<1> Щенникова Л.В. Вещные права в гражданском праве России. М., 1996. С. 20.

 

Античные философы рассматривали собственность в связи с хозяйственными отношениями и характеризовали ее как правовое отношение с присущими ему принципами и законами <1>. Римские юристы не дали догматического определения собственности, но согласно их тезисам собственник вправе делать со своей вещью все, что ему прямо не запрещено <2>.

--------------------------------

<1> См.: Рубаник В.Е. Собственность и право собственности: юридические, философские, социологические и экономические подходы в их историческом развитии. Отношения собственности и их отражения в восточнославянской традиции права собственности: В 3 т. М., 2010. Т. 1. С. 150.

<2> См.: Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М., 1960. С. 92.

 

Дж. Локк писал: "Собственность, возникшая благодаря труду, может превысить общность владения землей. Ведь именно труд создает различия в стоимости вещей; и пусть каждый поразмыслит, какова разница между акром земли, засаженной табаком или сахарным тростником, засеянной пшеницей или ячменем, и акром той же земли, лежащей невозделанной в общем владении, на которой не ведется никакого хозяйства, и он обнаружит, что улучшение благодаря труду составляет гораздо большую часть стоимости... Единственный путь, посредством которого кто-либо отказывается от собственной естественной свободы и надевает на себя узы гражданского общества, - это соглашение с другими людьми, объединенными в сообщество для того, чтобы удобно, мирно и благополучно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо, не являющийся членом общества" <1>.

--------------------------------

<1> Локк Дж. Соч.: В 3 т. М., 1988. Т. 3. С. 310.

 

По его мнению, "человек, будучи господином над самим собой и владельцем своей собственной личности, ее действий и ее труда, в качестве такового заключает в себе великую основу собственности" <1>. Ученый утверждал, что собственность не сводится к вещам, сумме материальных благ, а представляет собой целостность, включающую одновременно жизнь, свободу и имущество человека. Предпосылкой частной собственности является личная свобода, которая основывается, в свою очередь, на частной собственности. Естественное право частной собственности, основанное на личном труде, превращается в право присвоения чужого труда <2>. Учение Дж. Локка о естественной свободной частной собственности оказало большое влияние на развитие классической буржуазной политической экономии.

--------------------------------

<1> Там же. С. 317.

<2> Там же. С. 331.

 

И. Кант выводил понятие "собственность" из постулата практического разума, дозволяющего любое применение внешней свободы, которым не нарушается свобода других лиц. Философ утверждал, что "внешний предмет, который по своей субстанции есть чье-то свое, представляет собой собственность (dominium) того, кому неотъемлемо принадлежат все права на эту вещь (как акциденции присущи субстанции), которой собственник (dominus) может распоряжаться по своему усмотрению (jus disponendi de re sua)... Могут существовать два полновластных владельца одной и той же вещи без совместного мое и твое лишь как совместные владельцы... Право на вещь - это право частного пользования вещью, которой я владею (первоначально или в силу установления) совместно со всеми другими" <1>. Право собственности по Канту - это "совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы" <2>. По его мнению, "мое в правовом отношении - это то, с чем я связан так, что если бы кто-то другой пользовался им без моего согласия, то это нанесло бы мне ущерб" <3>.

--------------------------------

<1> Кант И. О вещном праве // Критика практического разума. 3-е изд. СПб., 2007. С. 310.

<2> Кант И. Соч. М., 1967. Т. 4. Ч. 2. С. 139.

<3> Кант И. Критика практического разума. С. 296.

 

Г.В.Ф. Гегель, говоря о свободе, писал: "Чтобы не остаться абстрактной, свободная воля должна прежде всего дать себе наличное бытие, и первым чувственным материалом этого наличного бытия суть вещи, другими словами, внешние предметы. Этот первый вид свободы есть тот, который мы узнаем как собственность. Разумность собственности заключается не в удовлетворении потребностей, а в том, что снимается голая субъективность личности" <1>. Ученый утверждал, что собственность есть "помещение воли в вещь", дающее лицу внешнюю сферу свободы. До такого помещения внешнее (вещь) несвободно, обезличено, бесправно.

--------------------------------

<1> Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 60.

 

По Гегелю, наличное бытие личности (собственность) должно получить внешнее проявление, быть признано другими лицами, т.е. иметь общественное и правовое значение. По его убеждению, только личность имеет право на вещи, поэтому личное право есть, по существу, вещное право, если понимать его в общем смысле как внешнее проявление по отношению к свободе. Вещное право есть право личности как таковой <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

 

"Для собственности как наличного бытия личности, - писал философ, - недостаточно моего внутреннего представления и моей воли, что нечто должно быть моим, для этого требуется вступить во владение им. Наличное бытие, которое такое воление тем самым получает, включает в себя и признание других. Прибавление: что вещь, во владение которой я могу вступить, должна быть бесхозной, само по себе разумеющееся отрицательное определение или, скорее, связано с предвосхищаемым отношением к другим. В том, что лицо помещает свою волю в вещь, состоит понятие собственности, все остальное лишь его реализация. Внутренний акт моей воли, который говорит, что нечто есть мое, должен быть признан и другими. Если я делаю вещь моей, я сообщаю ей этот предикат, который должен проявляться в ней во внешней форме, а не оставаться только в моей внутренней воле" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 109.

 

Е.Н. Трубецкой также определял собственность как "внешнюю свободу, предоставленную и ограниченную нормой" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Трубецкой Е.Н. Русская философия права (антология). 2-е изд. СПб., 1999. С. 206.

 

Г. Гроций в XVII в. писал: "Бог дал человеческому роду право на предметы этой низшей природы... Вследствие этого каждый из людей мог для своего употребления брать, что хотел, и потреблять то, что могло быть потребляемо. Ибо, что каждый брал, того другой не мог уже у него отнять иначе как обидою" <1>.

--------------------------------

<1> Цит. по: Чичерин Б.Н. Собственность и государство. СПб., 2005. С. 131.

 

Г. Аренс обращал внимание на то, что "особенное основание частной собственности может лежать только в начале единичной личности, в которой первобытный, божественный и вечный дух разума является свободно господствующей и устраивающей все чувственное и индивидуальное властью, прилагающейся и к материально существующим благам... Собственность есть объективизация или отражение личности во внешнем, вещественном мире; это - круг вещных благ, проведенный из средоточия духовно-нравственной личности и управляемый из этого средоточия" <1>.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: