Методика «Проба на внимание»(по П.Я. Гальперину и С.Л. Кабыльницкой).
Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.
Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля.
Возраст: 7-8 лет
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Методика проведения: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой.
Фиксируется время работы учащегося с текстом, особенности его поведения (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и т.п.).
Для того чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знание правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Обучающиеся работают с незнакомым текстом, с допущенными ошибками на: замену, пропуск, дописывание букв, в том числе в сильной позиции, пропуск предлогов.
У кого, у коо кисточки на ушкух?
Ктоо живет сосне у леснай опушки?
Обработка результатов: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т.п.
|
|
Уровни сформированности навыков контроля и самоконтроля:
1. 0-2 пропущенные ошибки – высокий уровень;
2. 3-4 - средний уровень;
3. Более 5 пропущенных ошибок – низкий уровень.
Протокол к методике
№ п/п | Фамилия, имя | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Вывод | Примечание |
Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей
Методика «Найди фигуру» (автор Л. И. Аршавина)
Цель: выявление уровня развития действия планирования.
Оцениваемые УУД: умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей
Возраст: 7-10 лет.
Форма проведения: обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально.
Методика проведения
Учащимся предлагаются изображения 12 геометрических фигур (4 квадрата, 4 треугольника, 4 круга), различающиеся по размеру и по цвету. Сначала учитель выясняет, знают ли ученики эти фигуры и могут ли назвать те признаки, которыми они отличаются друг от друга. После этого ставится задача: найти одну задуманную фигуру, задавая учителю вопросы, на которые он может отвечать либо “да”, либо “нет”. При этом надо задать как можно меньше вопросов.
Оценка результатов: выделяется 4 уровня развития.
· 4-й уровень - наиболее высокий. К данному уровню относятся дети, которые не допустили избыточных вопросов. Процесс решения представленных задач у таких учащихся делится четко на исследовательскую и исполнительскую стадии. Первая протекает во внутреннем плане, в уме. Реализация замысла у детей осуществляется безошибочно. Этому способствуют предварительные поиски условий построения оптимального способа, которые завершаются выделением принципа и нахождением способа построения рациональной последовательности ходов.
|
|
· 3-й уровень - учащиеся допускают 1-2 избыточных вопроса при выполнении задания. Этим учащимся требуется опора на реальные предметы для построения замысла.
· 2-й уровень - учащиеся задали три вопроса при решении задачи. План действий они составляют пошагово, без восприятия задачи в целом, т.е. исполнительские и планирующие действия поэтапно перемежаются. Применяют эмпирический способ планирования.
· 1-й уровень - ученики действуют методом “проб и ошибок”. Допускают 4 и более вопросов при решении.
Протокол к методике
№ п/п | Фамилия, имя | Уровни | Вывод | Примечание | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Умение осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков
Методика «Выделение существенных признаков»
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.
Возраст: 7-8 лет
Форма проведения: письменный опрос, индивидуальная беседа.
Методика проведения:
Для исследования необходимо подготовить бланки со стимульным материалом. Экспериментатор предлагает испытуемому задачи. Предварительно даются инструкции.
Инструкция: «В каждой строчке вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и подчеркните их».
Слова в задачах подобраны так, чтобы обследуемый мог продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.
Стимульный материал:
1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).
- Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
- Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
- Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
- Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
- Газета (правда, приложение, бумага, редактор).
7. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
Обработка результатов:
Ключ
1. Растение, земля.
2. Берег, вода.
3. Здание, улица.
4. Крыша, стены.
5. Глаза, печать.
6. Бумага, редактор.
7. Игроки, правила.
Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли испытуемый в своих неправильных ответах, и чем объясняет свой выбор.
Уровни сформированности:
высокий уровень – 6-7 (правильных ответов);
средний уровень- 3-5 (правильных ответов);
низкий уровень 1-2 (правильных ответов).
Один балл дается за два правильно выбранных слова, а 0,5 балла – за одно правильно выбранное слово.
Протокол к методике
№ п/п | Фамилия, имя | Уровни | Вывод | Примечание | ||
высокий уровень – 6-7 (правильных ответов) | средний уровень- 3-5 (правильных ответов) | низкий уровень 1-2 (правильных ответов) | ||||