Летописание как один из первых видов литературного творчества. Летописные списки и своды. Отражение в летописи общенародных интересов

На самой заре русской письменности и книжности возникает летописание. Развитие летописания связано с двумя различными патриотическими потребностями: с одной стороны, с потребностью уяснить себе прошлое, уяснить происхождение различных явлений, а с другой – потребностью фиксировать настоящее, предохранить его от исчезновения в памяти потомства. В летописях различных областей эти потребности сказывались далеко не равномерно. В Киеве летопись возникает из исторических произведений о прошлом, которые дополняются записями о настоящем. В Новгороде же уже в XI веке своевременно записывались события с указанием точных дат. Эти записи велись как своего рода деловые документы: кратко, деловито, систематично. Потребность же в обзоре истории удовлетворялась сравнительно сложной литературной работой, заключавшей в себе значительные элементы художественности. Киевское летописание – рассказ о прошлом, а новгородское – документ, фиксировавший настоящее для будущего. 1е записи - в Киеве в Десятинной церкви.

Летописи включали договорные грамоты, завещания князей, постановления феодальных съездов. Летописец отстаивал мысль о политической, религиозной, культурной независимости Руси.

Обращение к историческому прошлому было продиктовано самой действительностью. Необходимо было составить произведение, которое с русской, а не с византийской точки зрения излагало бы церковную историю Руси, так как церковный вопрос имел большое политическое значение. Принятие христианства Русью имело обоюдоострый характер. Оно, с одной стороны, приносило русскому народу высокую византийскую культуру, поднимало русское государство до уровня византийской государственности, с другой стороны – угрожало самостоятельности Руси, грозило превратить Русскую землю в провинцию империи. До самого падения Константинополя Византия постоянно пыталась привести «варварские» народы к признанию того, что все христиане являются одновременно и подданными византийского императора.

В годы княжения Ярослава Мудрого между молодым русским государством и Византией завязывается острая борьба. Русский князь всячески парирует все попытки Империи лишить русских церковной самостоятельности и превратить русскую церковь в агентуру империи. Ярославу удается поднять международный авторитет Руси и на основе общего подъема народного самосознания в первой половине XI века заложить прочные основания русской политической и церковной самостоятельности, русской книжности, русской архитектуры и изобразительного искусства. Политические идеи эпохи Ярослава Мудрого вызвали к жизни интерес к русскому прошлому. Именно в это время, в обстановке патриотического подъема, в первой половине XI века закладывается основание русской летописи, ее высокой идейности и своеобразной литературной формы. «Летопись – это один из самых ярких показателей высоты древнерусской культуры, – пишет академик Б.Д.Греков, – это не просто погодная запись событий, как часто приходится слышать и читать, это законченный, систематизированный труд по истории русского народа и тех нерусских народов, которые вместе с русским народом были объединены в одно Киевское русское государство».

Для эпохи Ярослава Мудрого церковный вопрос имел большое значение. Необходимо было составить произведение, которое с русской, а не византийской точки зрения излагало бы церковную историю Руси. И так было составлено «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси», куда вошли рассказы о первых русских князьях Олеге и Игоре, о христианстве Ольги, о первых русских мучениках-варягах, о крещении Руси, о Борисе и Глебе и о просветительской деятельности Ярослава Мудрого. Это первое историческое произведение, но еще не летопись. Автор желал дать нравоучительный рассказ и вместе с тем опровергнуть греческую точку зрения на Русь. Из этого первого исторического произведения выросло впоследствии русское летописание. Русское летописание родилось из постепенного присоединения совсем иных – народных в своей основе – сведений к этому церковному ядру, носившему еще традиционный для церковной письменности характер «патерика», но уже обладавшего элементами историзма, которые и привлекли к нему внимание и творческую инициативу жаждущих сведений по родной истории русских читателей.

После водворения в Киеве русского митрополита Илариона, сменившего митрополита-грека, работа над «Сказанием о русских христианах» продолжается в новом оплоте антигреческой политики – Киево-Печерском монастыре, появляются добавления из народных исторических преданий, поскольку монастырь занимал в целом демократические позиции. Здесь создается хронологический принцип разбивки всего изложения по годовым статьям. Таким образом, первое русское историческое произведение, созданное при Ярославе Мудром, разрастаясь добавлениями, сделанными к нему в Киево-Печерском монастыре, постепенно становится тем, что мы называем летописью.

С 1061 года, с года организации Киево-Печерского монастыря, летопись начинает указывать даты событий – месяц, число, год, иногда, день недели. К «Сказанию о первых русских христианах» уже в самом начале 60-ых годов начинают прибавляться записи о текущих событиях. Появляется забота о своевременности записываний фактов истории; «Сказание» продолжается, и, по существу, возникает летопись с ее наиболее типичным признаком – погодностью записей. Активное участие в летописании принимал Никон, как доказано Шахматовым и Приселковым. Византийцы исторический материал располагали по царствованию монархов. Никон же придавал большое значение хронологии и строил изложение событий, располагая их по годам. Никон в своем стремлении к хронологической точности повествования пришел к новому способу изложения летописного материала по годовым статьям, определяя их не по княжениям, а годами от «сотворения мира».

Другой характерной особенностью русской летописи, которая резко отличает летописное изложение от изложения византийских и западно – европейских хроник, является обилие прямой речи, имеющей конкретно-жизненный характер, это не книжная, а живая, устная речь, близко отражающая действительно произнесенные слова. В XI – XIII вв., а частично и значительно позднее, все дипломатические переговоры на Руси велись устно – через устные передачи послов. Русские князья исключительно редко обменивались грамотами. Их вполне заменяли «речи», которые передавались послами (в летописях встречаемся с выражением – «послать с речьми»). Речи эти более или менее точно заносились в летописи.

Русской летописи характерно также наличие диалога, употребленного живо, точно, сжато, к месту. Диалог, в отличие от прямой речи, зависел не только непосредственно от действительности, но и от фольклора. Диалог, обильно представленный в русском фольклоре, оказал огромное влияние на диалог русской летописи, подобного которому не знает ни византийская анналистика, ни западная.

Под влиянием самой жизни сложился и язык летописи: простой и доступный в основной своей части, он образовался на основе развитой традиции устного языка своего времени.

Под влиянием меняющейся действительности менялась и летопись. Л-это синтетический жанр- много жанровых образований. В сост летописей входили рассказы о путешествиях, жития святых, легенды о военных походах. Со временем эти жанр образования стали жить самостоятельной жизнью.

Летописи княжеские, посвященные восхвалению княжеской власти и личности самого князя (Галицкая летопись, отчасти Владимирская), выработали особую форму княжеских биографий, иногда соединяемых в единую цепь. Княжеские центры летописания стремились к иллюстрированию летописей миниатюрами (Владимирский свод 1212 г., отразившийся своими миниатюрами в Радзивиловской летописи, а впоследствии – в Лицевом своде XVI века), но иллюстрирование не допускали летописи городские или монастырские. Потребности отдельных феодальных дворов вызывали появление личных, семейных и родовых княжеских летописей. Свои формы дает летописание Владимирского Успенского собора (летопись как собрание чудес Богоматери – покровительницы Владимира). Свои формы летописания в XVI веке выработала Москва, в связи с теми задачами, которые встали перед Москвой – центром Централизованного русского государства. Летописание с торжественным предисловием, восхваляющим князя, вырабатывается в Твери. Летопись не обладает прочной, неизменяемой формой. Под общим понятием летописи кроются иногда различные явления. Формы летописания текучи и изменчивы, восходят из различных корней. Несмотря на развитие литры в посл веках, летопись окажется самым устойчивым жанром древнерусской литры, сохранившим свои принципы вплоть до нач 17-18 в. (лицевой свод- более 10000 миниатюр, по заказу Ивана Грозного.

Различают несколько форм летописных повествований:

-Погодная запись (по годам)- собственно летописная статья, включающая дату и особую формулу (В лето…) Летоисчисление идет от сотворения мира- 5508- рожд Христа.

Сухая констатация факта. Объективность. Нет эмоций и комментариев автора

Летописный рассказ (пространная погодная запись) событие, о котором книжник хорошо осведомлен. Описание, детали, исторические комментарии, диалоги-монологи, 1097г-символы меча и креста(об ослеплении Василька Теребовльского)

Летописные сказания или легенды. Источник сюжетов- УНТ, хотя в летописях они получают книжную обработку. Обращение к УНТ было необходимо при воссоздании событий, кот либо относились к далекому прошлому, либо сохранились только в фольклорных вар-тах (об Ольге, Никите Кожемяке, о Белгородском киселе)

Рассказы о княжеских смертях. Композиционно сост из 2 частей: идеализированной биографии князя и плача. Правило треноса: «о мертвом либо хорошее, либо ничего,» тренос- жанр античного красноречия, речь над умершим. По плачу можно понять статус человека- если плачет только семья, то человек из народа, если «вся земля Русская», то это был князь или воевода)

Лихачев считал, что по сюжетно-композ признакам следует выделять повести о княжеских преступлениях.

Списки и своды. Лица, принадлежавшие к княжеско-боярской или монастырской среде, записывали те или иные события, свидетелями которых они были или о которых они от кого-либо слыхали. Эти записи вместе с легендами, повестями и сказаниями были сведены в отдельные своды, в дальнейшем пополнявшиеся и видоизменявшиеся, пока не составился дошедший до нас в позднейших летописных памятниках свод. Старшими и ценными списками таких летописных памятников являются: Лаврентьевский 1377 и ипатьевский, 20-е года 15 века. В списке 13-14 в дошла до нас Новгородская первая летопись старшего извода, излагающая судьбы северо-западной Руси. До нас не дошли первоначальные летописные записи, повести, легенды, своды, предшествовавшие «Повести временных».

Летописный свод-сборник летописей разных веков

Список-

Общенародные интересы:

по инициативе Ярослава Мудрого в 30-40 11 века создается древнейший летописный свод, вобравший в себя еще до этого возникшие записи, отдельные статьи и легенды. Он содержал в себе ряд статей церковного характера, ставивших задачу укрепить идею о независимом от Византии утверждении христианства на Руси и о религиозном равноправии русского народа с византийскими христианами.

летописное дело не нашло почвы в Киеве и возобновилось в 1051 в Киево-Печерском монастыре, ставшим средоточием русской национальной идеи в ее борьбе свизантийскими притязаниями и в стремлении отстоять независимость русской церкви от византийской иерархии.

Киево-Печерская летопись неоднократно обличала князей за их междоусобия, последствия- пользовавшиеся княжескими раздорами степные кочевники причиняли тяжелые бедствия русским людям.

Основная политическая тенденция, пронизывающая летопись- утверждение идеи единства Русской земли, служения родной земле, заботы о ее благополучии, отношения к ее чести и достоинству. Через летопись проходит проповедь братолюбия среди князей и единения их в борьбе с внешними врагами. Образцовый пример братской любви- «об убиении Борисове», гибель Бориса и Глеба, убитые от руки их старшего брата Святополка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: