Повесть временных лет. Широта замысла автора. Редакции и источники. Идея единства и патриотизма. Роль «повести» в дальнейшем развитии русского летописания

Hа рубеже XI –XII вв. Киевская Русь испытывает на себе наиболее тяжелые удары кочевников, ставшие жесточайшим народным бедствием. Напор степных кочевников на внешние границы Киевского государства вызвал ряд попыток приостановить процесс феодального дробления, объединить русских князей единством внешнеполитических задач. В этот период была сделана попытка сплотить все классы населения – все с той же целью – укрепить обороноспособность страны. Несмотря на начавшийся распад Киевского государства, сознание единства Русской земли было чрезвычайно острым. Именно в этот период составляется замечательный памятник русского летописания – «Повесть временных лет», проникнутая единой мыслью о Русской земле, о необходимости единения перед лицом внешней опасности, содержит историко-географические сведения о славянских племенах, их обычаях и нравах, взаимоотношениях с соседними народами. Первый памятник русского летописания – «Повесть временных лет», составляется, по-видимому, около 1113 года, в Печерском монастыре монахом Нестором. Труд Нестора сохранился лишь в переделках и доработках последующих редакторов. Имя Нестора изъято из заглавий редакторами и переписчиками, только в одном списке, Хлебниковом, имя Нестора сохранилось.

Летопись изоппозиционной становилась официальной и государственной, хотя и сохраняла кое-что из публицистического направления первых сводов. Отсюда торжественный характер «Повести временных лет», ее сдержанность в оценке событий русской истории и исключительное внимание к начальному периоду русской истории: к вопросам происхождения Русского государства, русского народа, отдельных племен и названий. Это произведение, рассчитанное на все слои населения, стремится объединить интересы всего русского народа единой патриотической целью. Свои задачи Нестор точно сформулировал в самом названии своего труда: «Се Повести времянных лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве начапервеекняжити и откуда русская земля стала есть». Цель, которую поставил перед собой составитель «Повести» – показать русскую землю в ряду других держав мира, доказать, что русский народ не без роду и племени, что он имеет свою историю, которой вправе гордиться. «Повесть» должна была напомнить князьям о славе и величии родины, о мудрой политике их предшественников и об исконном единстве Русской земли.

«Повесть» начинается с событий всемирной истории в ее средневековом понимании. Летописец вводит русскую историю в мировую, сообщая самые разнообразные сведения – географические, этнографические, культурно-исторические. Памятник открывается историко-этнографическим введением, в котором автор рассказ ведет со времен «всемирного потопа» и говорит о распределении Земли между сыновьями Ноя. Затем рассказывается об образовании народов и языков. Передается библейская история о Вавилонском столпотворении, во время которого люди разделились на народы и заговорили на разных языках, отмечает образование славян «от племени» Иафета. Далее даются обстоятельные сведения о расселении племен, после чего летописец переходит к сообщению географических сведений о Русской земле. Нестор просто и наглядно дает географическое описание Руси, путей, связывающих ее с другими странами.

Дается легенда о посещении апостолом Андреем Киева и Новгорода. Легенда о трех братьях, основателях Киева – Кие, Щеке и Хориве. Первая датированная 852 годом статья связывалась летописцем с началом Русской земли.Под 862 помещалась легенда о призвании варягов, где устанавливался единый порядок русских князей- Рюрик вместе с братьями Синеусом и Трувором приглашенный новгородцами «княжить и володеть» Русской землей.- доказательство политической независимости от Византии,актуальная тема в то время. Далее-крещение Руси при князе Владимире Святославиче 988, что приобщило страну к христианской культуре. Ярослав Мудрый продолжил дело Владимира, «посеял книжные слова». Заключительные статьи «Повести» о княжении Святополка Изяславича.-половецкие набеги на Русь, феодальные распри и народные бунты. Символическая антитеза эпохи- противопоставление «креста и ножа», политики единства и вражды между князьями-братьями. Под 1097 г «повесть об ослеплении Василька Теребовльского» имеет высшей степени драматический конфликт.

Нестор переходит к рассказу о постепенном политическом обособлении русских племен: полян, древлян, дреговичей, словен и полочан, перечисляет соседние русским народности. Нестор дает описание нравов славянских племен, населяющих Русскую землю. Это описание подчинено единой идее: каждая народность и каждое племя имеет свой «закон» и свой «нрав», переданный им от отцов их. Свой обзор образа жизни различных племен и народов Нестор заканчивает краткой характеристикой нравов главных врагов Руси – половцев, отмечает преимущества христианских нравов Руси как более высоких. Как здесь, так и в других местах «Повести», Нестор осознает русских цивилизованным и культурным народом. За вводной частью следует собственно историческая часть, которую летописец стремится вложить в строгую хронологическую сеть годовых статей. Нестор проделал огромную работу по уточнению хронологической сети летописания, им была сделана попытка вычислить точные хронологические данные русских княжений на основании различных источников. Строгий хронологический принцип изложения кладется Нестором в основу всего изложения. Следует отметить, что Нестор поместил ряд годов, многие из которых вовсе не отмечены записями, очевидно, ввиду невозможности найти для этих дат какой бы то ни было исторический материал. Вставляя эти пустые даты в свое повествование, Нестор подчеркивал самый принцип, самую летописную форму, а, может быть, давал тем самым задание для разысканий своим продолжателям.

После смерти Святополка, по приглашению киевлян, Владимир Мономах является в Киев. Вступление Мономаха на «золотой киевский стол», привело к долгим годам упадка Печерского монастыря. Мономах изымает из Печерского монастыря ведение летописания, ставшее одним из важнейших общественных явлений русской действительности. Он передает летописание в свой княжий Выдубицкий монастырь, основанный в 70-ые годы XI века его отцом Всеволодом Ярославичем. Литературная работа Печерского монастыря надолго замирает. Лишь во второй половине XII века заметны следы оживления печерской летописной работы.

Переработка «Повести временных лет» была возложена на выдубицкого игумена Сильвестра, 1116 год- 2я редакция. Сильвестр опустил в заглавии «Повести» слова «Нестера черноризца Феодосиева монастыря Печерского» и вставил в конце «Повести» собственное имя. Переработка Сильвестра коснулась ее последней части, где описывались княжения Святополка и Владимира Мономаха. Начальная часть изменениям не подверглась, Сильвестр лишь сделал вставку – о посещении Руси апостолом Андреем. Рассказ этот противоречил исторической концепции Нестора, согласно которой «не бешабо ни апостоли ходили на Русь». Решительной перестройке подверг Сильвестр рассказ Нестора о событиях последних 1093-1113 гг., выдвинув роль Владимира Мономаха в борьбе со степными кочевниками. Изменения и переработки, сделанные Сильвестром, коснулись лишь вопросов текущей политики, они не внесли ничего нового в самую форму «Повести временных лет» и не затронули ее большого патриотического замысла. К 1118 относится 3 редакция «Повл», сохранившаяся в Ипатьевской летописи, изложение в ней заканчивается 1117 годом. Несмотря на все изменения, «Повесть временных лет» может считаться созданием Печерского монастыря. Нестор соединил в своем произведении особенности старых печерских сводов 1073 и 1093 гг. с их антигреческим и русским направлением.

Источники: наряду с устными преданиями Повесть использовала и письменные источники, русские и иноземные.

Хроника Георгия Амартола, откуда Повесть почерпнула легенды, рассказанные на первых стр летописи- о разделении земли между сыновьями Ноя, сведения о нраве и быте разных народов

Из жития Василия Нового заимствованы сведения о походах Игоря на Царьград в 941 и 944 г.

К греческому источнику восходит рассказ о крещении Владимира в Корсуне.

Летопись вобрала в себя большое количество отдельных повестей и сказаний, не только устных, но и письменных, ранее существовавших отдельно. Источники, кроме фольклорного материала- воинские повести, монастырские сказания, житийные повествования(об убийстве Бориса и Глеба), рассказы вроде сказания о ярославских волхвах, поучения (Владимира Мономаха), рассказы о междукняжеских отношениях (об ослеплении)

Роль «Повесть временных лет» - произведение, которое целый ряд позднейших летописных сводов использовали для изложения общерусской истории до начала 12 в. И затем продолжили ее местными известиями. Так, в пределах 12- нач 13 возникли летописи Переяславляюжного, Черниговская, Киевская, Владимирская, в свою очередь легшие в основу последующих летописных сводов. В глазах летописцев это- синтез всей русской истории предшествующего времени.

 Никогда, ни прежде, ни позднее, вплоть до XVI века, русская историческая мысль не поднималась на такую высоту ученой пытливости и литературного умения. Патриотическая возвышенность рассказа, широта политического горизонта, живое чувство народа и единства Руси составляют исключительную особенность создания Нестора. «Повесть» стоит на рубеже двух эпох, она соединяет в себе культурные черты прошлого и будущего, она заимствует все лучшее из прошлого и предугадывает многое из лучшего в будущем. В течение многих веков на «Повести временных лет» русские люди учились русской истории, учились понимать государственные интересы России и воспитывали свое национальное чувство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: