На опыты по изучению пищевых условных рефлексов привели двух собак. Перед началом опыта одна из них выпила большое количество воды. Затем началось исследование. Вначале у обоих собак пищевые условные рефлексы протекали нормально. Но через некоторое время у собаки, пившей воду, пищевые условные рефлексы исчезли. Никаких случайных внешних воздействий отмечено не было.
Вопросы: 1. Какой процесс в ЦНС вызвал исчезновение пищевых условных рефлексов? 2. Как называется данный процесс в данной ситуации? 3. Какой фактор вызвал исчезновение условных рефлексов?
Известно, что при выработке условных рефлексов сила условного раздражителя не должна превышать силу безусловного раздражителя. В противном случае условный рефлекс выработать не удастся.
Вопросы: 1. Почему должна быть такая последовательность раздражителей? 2. Какое будет поведение у собаки при сильном условном раздражителе и при слабом безусловном раздражителе?
Имеются три утверждения: а) “свойства мышцы можно вывести, исходя из свойств отдельного мышечного волокна”, б) “свойства почки можно вывести, исходя из свойств отдельного нефрона”, в) “свойства мозга можно вывести, исходя из свойств отдельного нейрона”.
|
|
Вопросы: 1. Какое из утверждений справедливо? 2. В каком случае количества элементов в системе приводит к появлению в ней нового качества (свойства), которое не было присуще ни одному отдельно взятому элементу?
171. Для проверки предположения о наличии у животного цветового зрения провели следующий эксперимент. Вырабатывали пищевой условный рефлекс на свет зеленой лампы мощностью 150 Вт. Результат был положительный.
Вопросы: 1. К какому виду торможения относится дифференцировочное торможение? 2. Можно ли утверждать о наличие у животного цветового зрения?
172. У собаки выработали условный пищевой рефлекс (выделение слюны) на условный раздражитель в виде светящегося круга. При включении раздражителя в виде светящегося эллипса также выделялась слюна (пища не предъявлялась). После нескольких включений светящегося эллипса слюна перестала выделяться.
Вопросы: 1. Что произошло с условным рефлексом при включении светящегося эллипса? 2. Можно ли восстановить условный рефлекс при включении светящегося эллипса. 3. Как изменится поведение собаки, если постепенно светящийся эллипс приближать по форме к светящемуся кругу?
173. У собаки выработан пищевой условный рефлекс на световой раздражитель в камере с двусторонним подкреплением. С одной стороны в камеру подавалась вода, а с другой стороны подавалась пища.
|
|
Вопросы: 1. В какую сторону и в зависимости от чего побежит собака при включении условного раздражителя? 2. Как называется состояние мозга, которое формирует соответствующее поведение? 3. Как изменится поведение экспериментальной собаки при появлении рядом другой собаки?
Собака в течение суток не получала пищу и воду. Затем ее ввели в комнату, в одном углу которой для нее была приготовлена пища, а в другом — вода.
Вопросы: 1. Каково наиболее вероятное поведение животного? 2. Какая мотивация будет доминировать и почему?
Студент собирается ехать в институт на занятия, но замок в его квартире сломался, и он не смог выйти из нее до вечера.
Вопросы: 1. Какое состояние возникло у студента в первый момент? 2. Какая стадия формирования поведения возникла в ЦНС?
Студент поехал в институт, но при входе в метро обнаружил, что забыл деньги и проездной.
Вопросы: 1. Какое состояние возникло у студента в первый момент? 2. Какая стадия формирования поведения возникла в ЦНС?
Студент посетил все лекции, успешно сдавал зачеты и на экзамене получил отличную оценку.
Вопросы: 1. Какое состояние возникло у студента после сдачи экзамена? 2. Каков системный механизм возникновения данного состояния?
Студента утром разбудил будильник, и он рассказал, что видел сон.
Вопросы: 1. В какую стадию сна проснулся студент? 2. Что характерно для этой стадии сна? 3. Как эту стадию сна можно обнаружить у спящего человека?
На остановке автобуса люди ждут транспорта, которого долго нет.
Вопрос: 1. Какое поведение можно наблюдать: а) у человека с сильным неуравновешенным типом высшей нервной деятельности (холерик); б) у человека с сильным, уравновешенным и малоподвижным типом высшей нервной деятельности (флегматик); в) у человека с сильным, уравновешенным и подвижным типом высшей нервной деятельности (сангвиник); г) у человека со слабым типом высшей нервной деятельности (меланхолик)
Молодой человек с детства имел желание стать врачом. После окончания школы он провалился на вступительных экзаменах в институт. Пошел работать медбратом. На следующий год опять не поступил. Призвали в армию, после которой поступил на подготовительное отделение и через год сдал экзамены и был зачислен в медицинский институт.
Вопросы: 1. Какое состояние ЦНС заставляло человека двигаться к намеченной цели? 2. Как это состояние называется? 3. На основе каких механизмов формируется?
181. Человек в результате травмы головы потерял способность предвидения будущих событий.
Вопросы: 1. Какая стадия системной архитектоники психической деятельности нарушена? 2. Где локализуется в мозге механизм предвидения?
У человека в результате травмы головы поражено левое полушарие головного мозга.
Вопросы: 1. Какие функции при этом нарушаются? 2. Какие центры расположены в левом полушарии у правшей?
183. Человек в результате травмы головы потерял способность адекватно оценивать результаты деятельности.
Вопросы: 1. Как обозначается механизм оценки результатов деятельности? 2. Где локализуется механизм оценки результатов деятельности?
184. Человек в результате травмы головы потерял способность адекватно оценивать обстановку.
Вопросы: 1. Какая стадия системной архитектоники психической деятельности нарушена? 2. Где локализуется механизм оценки ситуации?