Больному под наркозом осуществляют хирургическую операцию на сердце. Для продления времени оперативного вмешательства на сердце использовали управляемую гипотермию

     Вопросы: 1. Какой тип терморегуляции у человека? 2. Обоснуйте использование управляемой гипотермии в медицин­ской практике. 3. Как с физиологической точки зрения осуществить управляемую гипотермию у человека?

 

119. Человек находится на санаторно-курортном лечении в услови­ях степного климата (сухой, с высокой температурой окружающей среды).

     Вопросы: 1. Охарактеризуйте теплоотдачу в условиях степного климата. 2. Что произойдет с теплопродукцией в данных условиях? 3. Охарактеризуйте роль поверхностных сосудов в терморегуля­ции.

 

120. Обнаженный человек сидит на стуле, т.е. находится в состоянии относительного покоя, температура окружающей среды составляет 21˚С. Средняя температура тела человека постоянна. Известно, что в таких условиях процессы теплопродукции и теплоотдачи уравновешенны. У данного человека в указанных условиях теплоотдача осуществляется следующим образом: излучение составляет 60%, испарение – 22%, конвекция – 15%, теплопроводность – 3%.

     Вопросы: 1. Как изменится соотношения между различными видами теплоотдачи при осуществлении человеком физической работы?2. Как изменится соотношение между различными видами теплоотдачи, если температура окружающей среды повысится?3. Какие факторы внешней среды и каким образом влияют на виды и интенсивность теплоотдачи?

121. Человек в дождливую погоду при температуре окружающей среды 5˚С в течение 40 минут ожидает на остановке автобус.                                                                                                                                                                                                    

     Вопросы: 1. Охарактеризуйте теплоотдачу у данного человека во время ожидания транспорта. 2. Как изменится теплопродукция у данного человека? 3. В какую погоду человек замерзнет быстрее: в дождливую или сухую, если остальные погодные условия одинаковы?

 

122. Человек в течение 10мин находится в паровой бане, и с него обиль­но стекает пот. Температура воздуха составляет 45° С, влажность равна 100 %.

     Вопросы: 1. Каков верхний предел внутренней температуры тела человека? 2. Осуществляется ли теплоотдача в данных условиях? 3. Опишите механизм потоотделения, состав пота, его роль в тепло­отдаче, а также влияния атропина на работу потовых желез.

 

123. Человек, погружаясь в теплую ванну, сначала испытывает ощуще­ние холода, а затем тепла.

     Вопросы: 1. Объясните температурные ощущения человека. 2. Где находятся центры терморегуляции? 3. Каковы взаимоотношения между центрами теплоотдачи и тепло­продукции?

 

124. Человек находится в финской сауне: температура окружающего воздуха составляет 90° С, а влажность 5 %.

     Вопросы: 1. Как в этих условиях работает функциональная система, поддер­живающая оптимальный уровень температуры тела? 2. Какие эффекторные процессы при этом преобладают? 3. Изменится ли уровень основного обмена у данного человека при регулярном посещении финской сауны?

 

125. Человек попал в условия охлаждения: при температуре окружаю­щей среды 0°С на остановке длительное время ожидает автобус.

     Вопросы: 1. Как в этих условиях работает функциональная система, поддер­живающая оптимальный уровень температуры тела? 2. Какие эффекторные процессы при этом преобладают? 3. Какой человек быстрее замерзнет — худой или тучный? 4. В какую погоду человек замерзнет быстрее — в дождливую или сухую, — если остальные показатели погодных условий одина­ковы?

 

На морозе открытые участки кожи человека бледнеют.

     Вопросы: 1. Почему открытые участки кожных покровов становятся бледны­ми на морозе? 2. Объясните данный механизм терморегуляции и причину его за­пуска. 3. Какие периферические рецепторы при этом преимущественно работают?

 

Пищеварение

 

Студент находится на экзамене. Он сильно волнуется. Во рту у него пересохло.

     Вопрос: Почему это произошло, и как в этих условиях происходит регу­ляция образования слюны?

 

128. Накануне сдачи коллоквиума по разделу «Пищеварение» проголо­давшийся студент пошел в буфет поесть. Мысленно повторяя учебный материал, он вспомнил, что в среднем процесс пищеварения проходит за 5 часов, по истечению которых питательные вещества, полученные с пищей, поступят в кровь.

     Вопрос: Почему же, подумал студент, в течение 10 мин он оказался уже сытым, а когда через пять часов произойдет процесс всасывания, он вновь захочет есть?

 

129. Живут два сросшихся «сиамских» близнеца, имеющих общую си­стему кровообращения. Один из них играет и есть не хочет, а другой плачет и просит его покормить.

     Вопрос: Как это объяснить?

 

Хорошо известно, что когда высшие животные и человек голодны, то у них возникает слюноотделение при виде пищи, ее приготовлении, при восприятии запаха вкусно приготовленной еды и при обсуждении ее, т.е. раньше, чем пища попадет в рот.

     Вопрос: Почему и за счет каких физиологических механизмов слюноот­деление возникает еще до поступления пищи в организм?

 

131. Когда мы едим, мы не смешиваем разные продукты и блюда. На­пример, во время обеда сначала подается закуска; потом первое — суп, щи и т.д.; затем второе — мясо, рыба с гарниром и т.д.; и, наконец, сладкое, десерт — компот, кисель, мороженое и т.д. В желудке все съеденное перемешивается и превращается в единый пищевой комок.

     Вопрос: Если это так, то почему бы нам не смешать все блюда — пер­вое, второе, третье — в одной большой тарелке и все это не съесть разом?

 

132. Для обеспечения жизнедеятельности все люди должны постоянно удовлетворять свою потребность в питательных веществах (белках, жирах, углеводах, витаминах, солях, микроэлементах и в воде) и ис­пользуют эти универсальные компоненты пищи. Все эти питательные вещества в тех или иных количествах находятся в разных съедобных продуктах растительного и животного происхождения.

     Вопрос: Тогда почему в одних странах деликатесными, съедобными про­дуктами являются черви, личинки, насекомые и пр. твари, тогда как в других странах эти живые существа вызывают отвращение, и их не едят?

 

В среднем процесс пищеварения принятой пищи завершается за 5— 7 ч, по истечению которых питательные вещества всасываются и поступают в кровь.

     Вопрос: Почему именно тогда, когда произойдет процесс всасывания (через 5 ч после последнего приема пищи), человек вновь может захотеть есть?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: