Вопросы: 1. Какой тип терморегуляции у человека? 2. Обоснуйте использование управляемой гипотермии в медицинской практике. 3. Как с физиологической точки зрения осуществить управляемую гипотермию у человека?
119. Человек находится на санаторно-курортном лечении в условиях степного климата (сухой, с высокой температурой окружающей среды).
Вопросы: 1. Охарактеризуйте теплоотдачу в условиях степного климата. 2. Что произойдет с теплопродукцией в данных условиях? 3. Охарактеризуйте роль поверхностных сосудов в терморегуляции.
120. Обнаженный человек сидит на стуле, т.е. находится в состоянии относительного покоя, температура окружающей среды составляет 21˚С. Средняя температура тела человека постоянна. Известно, что в таких условиях процессы теплопродукции и теплоотдачи уравновешенны. У данного человека в указанных условиях теплоотдача осуществляется следующим образом: излучение составляет 60%, испарение – 22%, конвекция – 15%, теплопроводность – 3%.
Вопросы: 1. Как изменится соотношения между различными видами теплоотдачи при осуществлении человеком физической работы?2. Как изменится соотношение между различными видами теплоотдачи, если температура окружающей среды повысится?3. Какие факторы внешней среды и каким образом влияют на виды и интенсивность теплоотдачи?
|
|
121. Человек в дождливую погоду при температуре окружающей среды 5˚С в течение 40 минут ожидает на остановке автобус.
Вопросы: 1. Охарактеризуйте теплоотдачу у данного человека во время ожидания транспорта. 2. Как изменится теплопродукция у данного человека? 3. В какую погоду человек замерзнет быстрее: в дождливую или сухую, если остальные погодные условия одинаковы?
122. Человек в течение 10мин находится в паровой бане, и с него обильно стекает пот. Температура воздуха составляет 45° С, влажность равна 100 %.
Вопросы: 1. Каков верхний предел внутренней температуры тела человека? 2. Осуществляется ли теплоотдача в данных условиях? 3. Опишите механизм потоотделения, состав пота, его роль в теплоотдаче, а также влияния атропина на работу потовых желез.
123. Человек, погружаясь в теплую ванну, сначала испытывает ощущение холода, а затем тепла.
Вопросы: 1. Объясните температурные ощущения человека. 2. Где находятся центры терморегуляции? 3. Каковы взаимоотношения между центрами теплоотдачи и теплопродукции?
|
|
124. Человек находится в финской сауне: температура окружающего воздуха составляет 90° С, а влажность 5 %.
Вопросы: 1. Как в этих условиях работает функциональная система, поддерживающая оптимальный уровень температуры тела? 2. Какие эффекторные процессы при этом преобладают? 3. Изменится ли уровень основного обмена у данного человека при регулярном посещении финской сауны?
125. Человек попал в условия охлаждения: при температуре окружающей среды 0°С на остановке длительное время ожидает автобус.
Вопросы: 1. Как в этих условиях работает функциональная система, поддерживающая оптимальный уровень температуры тела? 2. Какие эффекторные процессы при этом преобладают? 3. Какой человек быстрее замерзнет — худой или тучный? 4. В какую погоду человек замерзнет быстрее — в дождливую или сухую, — если остальные показатели погодных условий одинаковы?
На морозе открытые участки кожи человека бледнеют.
Вопросы: 1. Почему открытые участки кожных покровов становятся бледными на морозе? 2. Объясните данный механизм терморегуляции и причину его запуска. 3. Какие периферические рецепторы при этом преимущественно работают?
Пищеварение
Студент находится на экзамене. Он сильно волнуется. Во рту у него пересохло.
Вопрос: Почему это произошло, и как в этих условиях происходит регуляция образования слюны?
128. Накануне сдачи коллоквиума по разделу «Пищеварение» проголодавшийся студент пошел в буфет поесть. Мысленно повторяя учебный материал, он вспомнил, что в среднем процесс пищеварения проходит за 5 часов, по истечению которых питательные вещества, полученные с пищей, поступят в кровь.
Вопрос: Почему же, подумал студент, в течение 10 мин он оказался уже сытым, а когда через пять часов произойдет процесс всасывания, он вновь захочет есть?
129. Живут два сросшихся «сиамских» близнеца, имеющих общую систему кровообращения. Один из них играет и есть не хочет, а другой плачет и просит его покормить.
Вопрос: Как это объяснить?
Хорошо известно, что когда высшие животные и человек голодны, то у них возникает слюноотделение при виде пищи, ее приготовлении, при восприятии запаха вкусно приготовленной еды и при обсуждении ее, т.е. раньше, чем пища попадет в рот.
Вопрос: Почему и за счет каких физиологических механизмов слюноотделение возникает еще до поступления пищи в организм?
131. Когда мы едим, мы не смешиваем разные продукты и блюда. Например, во время обеда сначала подается закуска; потом первое — суп, щи и т.д.; затем второе — мясо, рыба с гарниром и т.д.; и, наконец, сладкое, десерт — компот, кисель, мороженое и т.д. В желудке все съеденное перемешивается и превращается в единый пищевой комок.
Вопрос: Если это так, то почему бы нам не смешать все блюда — первое, второе, третье — в одной большой тарелке и все это не съесть разом?
132. Для обеспечения жизнедеятельности все люди должны постоянно удовлетворять свою потребность в питательных веществах (белках, жирах, углеводах, витаминах, солях, микроэлементах и в воде) и используют эти универсальные компоненты пищи. Все эти питательные вещества в тех или иных количествах находятся в разных съедобных продуктах растительного и животного происхождения.
Вопрос: Тогда почему в одних странах деликатесными, съедобными продуктами являются черви, личинки, насекомые и пр. твари, тогда как в других странах эти живые существа вызывают отвращение, и их не едят?
В среднем процесс пищеварения принятой пищи завершается за 5— 7 ч, по истечению которых питательные вещества всасываются и поступают в кровь.
Вопрос: Почему именно тогда, когда произойдет процесс всасывания (через 5 ч после последнего приема пищи), человек вновь может захотеть есть?