Собаки для детей и дети для собак

 

Существует убеждение, что собаки не должны кусать детей. Но это, к сожалению, не так. Кусают, господа-товарищи, кусают.

А почему бы и не кусать? Ведь на глазах собаки это делают все члены семьи — папа, мама, бабушка, дедушка, а то и гости. Вспомните, на кого чаще всего повышают голос и кричат (с точки зрения собаки, лают), кому чаще угрожают интонацией (рычат), кого шлепают, а иногда и дерут (кусают)? На ребенка! А собаки прекрасно все понимают и делают вывод, что такое отношение к младшему члену стаи является хорошей традицией и нормальным поведением, которое позволительно и им.

Собака кусает ребенка вовсе не для того, чтобы его съесть или потому, что она его не любит. Цель укуса — сделать больно, а это бывает нужным для того, чтобы дать понять ребенку, что какие-то его действия собаке не нравятся. Так поступают все: и мы, и собаки, и остальные звери-животные. К тому же, собаки редко кусают сразу. Сначала они рычат, если их не понимают, ударяют зубами (кстати, удар зубами очень часто неправильно принимают за укус) и только потом, изверившись в действенности этих мер, кусают.

Часто бывает, что собака кусает «своих» детей и членов семьи, а посторонних либо боится, либо очень «любит». Или кусая «своего» ребенка, собака, тем не менее, может самоотверженно защищать его от чужих людей.

В этом нет ничего удивительного. Потому что агрессия к своим и чужим — это, как говорится, две большие разницы. Недаром зоопсихологи выделяют так называемую иерархическую агрессию, с которой как раз и связаны многие внутрисемейные проблемы вокруг собаки. Но, продолжая эту тему, скажем еще несколько слов об отрицательном подкреплении. Им часто пользуются ползающие, бегающие, летающие и ходящие для воспитания подрастающего поколения и управления поведением членов коллектива. Специалисты различают условное и натуральное отрицательное подкрепление. При этом к «условному отрицательному подкреплению» (аналогу укуса или удара), относятся: оскал, рычание, лай, специфическая поза. К «натуральному отрицательному подкреплению» — толчок плечом, удар зубами, трепотня за шиворот, сбивание с ног и, наконец, укус.

Если на подчиненного, подопечного или на обучаемого не действует условное отрицательное подкрепление, вы вправе переходить к натуральному отрицательному подкреплению. Правда? Точно так же ведет себя ваша собака.

Почему она это делает? Как уже указывалось, собака воспринимает человеческую семью, как подобие стаи. А каждая стая, с точки зрения собаки, должна иметь начальника и подчиненных для поддержания порядка и успешного осуществления совместной деятельности. Потребность в иерархии заложена в собаке природой и, хотим мы этого или не хотим, но собака очень быстро понимает «кто есть кто» в нашей семье и старается занять место поближе к лидеру, а то и стать лидером. А самое главное право лидера — это управление поведением других и наказание за неподчинение.

С этой неприятной проблемой по моим данным сталкивается треть семей, имеющих собаку. Если собака занимает в иерархической структуре семьи достаточно высокий ранг, она начинает управлять поведением других, в том числе и детей, а если они не подчиняются — наказывать их укусом. Следует указать, что дети часто бессознательно провоцируют агрессию собаки. Особенно маленькие редко понимают, тыкая собаке пальцем в глаз, что делают ей больно и часто нарушают «святые» правила (слишком близко приближаются к любимой кости, миске, месту отдыха собаки). В общем бывают очень бесцеремонны и совсем не понимают языка своей родной собаки.

Вот один из распространенных сценариев конфликта собаки с ребенком. Собака спит. Ребенок входит в комнату, видит ее и хочет с ней поиграть. Собаке играть не хочется и она, как воспитанный член стаи, сообщает об этом, издавая рык и обнажая клыки. Тип, качество и количество предупреждений могут варьировать в зависимости от особенностей собаки. Так, некоторые из них, могут просто подняться, отойти от ребенка и с печальным вздохом устроиться досыпать в другом месте. Такое поведение можно рассматривать как предупреждение. Если ребенок настойчив и снова предлагает собаке поиграть, та опять может зарычать. Большинство детей, да и некоторые взрослые не понимают сигналы предупреждения и продолжают свои, казалось бы, необидные действия, что в конце концов вынудит собаку использовать более действенные аргументы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: